Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии 7 страница






333 Плерома — полнота откровения Божия (греч.).

333 Ахамот — от евр. Hochma — премудрость. Это не София. «Тут нужно взглянуть, говорил себе гностик, на самый нижний, но еще чисто духовный зон. Что находится здесь? Здесь находится Божественная София, Божественная Мудрость. Происходя духовным образом по 29 ступеням, она взирала к высшему зону в духовном мире, к этому ряду духовных существ или миров. Но в один день, в один мировой день ей стало ясно, что она должна выделить из себя нечто, если хочет получить свободное прозрение в духовный мир эонов. И она выделила из себя то, что в ней было как вожделение. И то, чего отныне в ней больше нет, в этой Божественной Софии, в этой Божественной Мудрости, с тех пор блуждает в мире пространства, пронизывает всякое становление в мире пространства. Оно живет не только в чувственном восприятии, оно живет и в человеческом мышлении, живет с тоской по духовному миру, но живет все-таки выброшенным в человеческие души. Точно другая сторона, подобие, но как выброшенное на внешнюю сторону подобие Божественной Софии живет вожделение, выброшенное во все, живет, проникая мир, — это Ахамот. Если ты взираешь в твой мир, не возносясь в духовные миры, то ты взираешь в исполненный вожделения мир Ахамот» (28 декабря 1913 г., Лейпциг. GA 149).

335 средневековая схоластика — от лат. Scholasticus — принадлежащий к школе; универсальное движение средневековой мысли на Западе, развивавшееся с XI века и достигшее своей вершины в XIII в. в деятельности и трудах Альберта Великого (1193— 1280) и Фомы Аквинского (1225-1274). Как богословы деятели схоластики стремились охватить содержание христианского Откровения понятиями и идеями осваивавшегося в то время философского наследия античности — Платона (в XI—XII в., особенно в Шартрской школе) и Аристотеля с XIII в. Схоластическая школа высоко подняла значение техники работы с понятиями и установила условия, которым должно удовлетворять каждое подлежащее обсуждению сочинение: ясную постановку вопроса, четкое разграничение понятий, логическую доказательность, разбор доводов и контрдоводов и т. д.

338 столетия Второго средневековья — используемое иногда в западной историографии обозначение «Высокого средневековья», сер. XI — сер. XIII вв.

338 фавны и сатиры — природные духи римской и греческой мифологии, изображались козлоногими, с небольшими рогами на голове.

 

Шестой послеатлантический культурный период

К стр.:

353 наша [пластическая] группа — большая пластическая г руппа высотой в 9, 5 м, выполненная в дереве (вязе) при участии Рудольфа Штейнера и по его модели. Ныне — во Втором Гетеануме.1 «Представитель человечества» — Христос.

353 имагинация, инспирация, интуиция — три ступени и три рода сверхчувственного познания. См. гл. «Познание высших миров» в кн. Рудольфа Штейнера «Очерк тайноведения». М.: «Духовное знание», 1916 (и современные переиздания).

358 они будут нести на себе четкую печать — ср. гл. 13, ст. 17 и гл. 14, ст. 1 «Откровения Иоанна» о печати Зверя и печати Бога на челе у людей.

361 император Константин — см. примечание к с. 66.

361 Юлиан Отступник — см. примечание к с. 66.

361 тройственную Тайну Солнца — Юлиан указал на нее в своей речи «К Царю Гелиосу». См. в кн.: H.H. Розенталь. Юлиан-Отступник (трагедия религиозной личности). Пг., 1923. С. 91 и след.

362 Палладий — священное изображение Афины Паллады; по преданию, излагаемому Рудольфом Штейнером в лекции 24 августа 1924 г., был доставлен из Трои в Рим Энеем.

362 Август — римский император (43 г. до Р.Х. — 14 г. после Р.Х.).

363 наиболее почитаемого римского храма — по сведениям римского историка Геродиана, Палладий находился в храме Весты. В конце правления императора Коммода (176-192 гг. до Р.Х.), пишет Ге-родиан, произошел большой пожар в Риме, в котором сгорело святилище Мира, после чего пожар «распространился на большую часть прекраснейших сооружений города; в то время был уничтожен храм Весты, и увидели появившееся на свет изваяние Паллады, привезенное из Трои, почитаемое и скрываемое римлянами; тогда-то впервые после его прибытия из Илиона в Италию его увидели люди нашего времени. Ведь девы, жрицы Весты, охватив изваяние, перенесли его по Священной улице в императорский дворец» (Геродиан. История. 1, 14, 2-5. Цит по изд. СПб.: Алетейя, 1995). Возможно, это не был подлинный Палладий, так как Эмий Лампридий сообщает, что когда на Палладий покушался император Гелиогабал (218-222), то ему вместо подлинного Палладия выдали копию (Властелины Рима. М., 1982. С. 135-136) и, следовательно, такая копия, если она имелась, могла быть принята за подлинник и при Коммоде.

 

Приложения

К стр.:

К приложению I. — Оригинал записи гр. Л. Польцер-Ходица о разговоре с Рудольфом Штейнером 3 марта 1925 г. не сохранился. Текст получил распространение в копиях, аутентичность которых ставилась под сомнение. Часть текста опубликовал в 1989 г. Петер Традовский в книге «Demetrius im Entwicklungsgang des Christentums». Разночтения с текстом, опубликованным Томасом Мейером в 1994 г., незначительны. Однако у Традовского полностью отсутствует абзац от слов «Для русских позади...» до слов «Совершенно несущественно».

365 Вопрос о двух Иоаннах — проблема «двух Иоаннов» — Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова — была намечена Рудольфом Штейнером в «Последнем обращении» 28 сентября 1924 г. См. GA 238.

365 Каспар Хаузер (1812-1833) — «дитя Европы» — так называли привлекшего всеобщее внимание пятнадцатилетнего подростка, обнаруженного на улицах Нюрнберга 26 мая 1828 г. Он едва умел ходить и говорить, но, получив приют у жителей Нюрнберга, быстро наверстал задержку в развитии, на которую был искусственно обречен неизвестными, державшими его в изоляции от мира. Взрослея, он продолжал привлекать к себе внимание и расположение особым душевным складом. Был внезапно убит 17 декабря 1833 г. Историю его жизни описал Якоб Вассерман в романе «Каспар Хаузер, или Леность сердца» (издавался в русском переводе в 1930, 1970 и 1990 гг.).

367 Минцлова Анна Рудольфовна (ок. 1860 — ок. 1910) — из известного петербургского семейства «Минцловых, теософка, с 1904 или 1905 г. — член Эзотерической школы Рудольфа Штейнера, способствовала возникновению интереса к теософии и трудам Штейнера в кругах русской интеллигенции. Таинственно исчезла в 1910 г. Ее портрет дан в воспоминаниях М.В. Волошиной-Сабашниковой «Зеленая змея» (М.: Энигма, 1993). См. также: Максимилиан Волошин. Автобиографическая проза. Дневники. М., 1991.

368 Каменская Анна Алексеевна (ум. 1952) — председатель Русского Теософского общества. Писала в «Вестнике теософии» под псевдонимом Alba. С 1918 г. в эмиграции.

368 предоставим основанию секции идти своим путем — Русское Теософское общество было основано в Петербурге 17 ноября 1908 г. ровно 33 года спустя после основания Теософского общества Е.П. Блаватской.

369 последняя должна стоять в России на прочной научной основе, иначе она останется непродуктивной — очевидно, что «прочная научная основа» — это гетеанизм (ср. Приложение III). Однако в то время, когда в России было основано Антропософское общество, пять лет спустя после второго письма Рудольфа Штейнера А.Р. Минцловой, гетеанизм, как и сегодня еще, отнюдь не был усвоен в России. Очевидно, в замену тому, — но только в оккультном аспекте, — послужило соединение основания Антропософского общества в Москве 20 сентября 1913 г. с закладкой Первого Гетеанума в Дорнахе.

373 Тургенева Анна Алексеевна (Ася) (1890-1966) — художница-график, с начала 1914 г. вместе с мужем, Б.Н. Бугаевым, принимала участие в строительстве Гетеанума в Дорнахе, где оставалась все годы своей последующей жизни. Разговор с Рудольфом Штейнером в Берлине происходил, по-видимому, 13 декабря 1912 г.

374 в своем «Календаре» — «Круг чтения» Л.Н. Толстого, собрание изречений жизненной мудрости, расположенных по дням года. Первое издание вышло в 1906 г.

375 цикл лекций о «Пятом Евангелии» — цикл из пяти лекций под этим названием был прочитан Рудольфом Штейнером в столице Норвегии 1-6 октября 1913 г. Он был повторен затем в конце октября-ноябре в Берлине, а также в сжатом виде изложен в Гамбурге, Штутгарте, Мюнхене и Кельне.

375 Поццо Александр Михайлович (1882-1941) — юрист, муж сестры Аси Тургеневой, Натальи Алексеевны, участник строительства Первого Гетеанума в Дорнахе.

375 Бугаев Борис Николаевич (1880-1934) — литературный псевдоним — Андрей Белый, поэт-символист, прозаик, теоретик художественного творчества. В 1913-1916 гг. участвовал в строительстве Гетеанума. В России написал «Воспоминания о Рудольфе Штейнере».

376 Вырубова Анна Александровна (1884-1964) — фрейлина и близкий друг последней императрицы. Встреча с ней А. Белого относится уже к 1917 г.

377 Эллис, псевдоним поэта Кобылинского Льва Львовича (1874-1947) — одного из участников кружка московских символистов «Аргонавты», друга А. Белого, М. Цветаевой. В 1910 г. знакомится с трудами Рудольфа Штейнера и становится его фанатическим приверженцем. В 1913 г. отходит от антропософии, в годы Первой мировой войны переходит в католичество и, наконец, становится членом ордена иезуитов.

377 Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872-1916) — прицарском дворе с осени 1906 г., убит в ночь с 16 на 17 декабря 1916 г. ст. ст. Обладал бесспорно большими духовными силами. Пользовался исключительным доверием у царя и царицы. Противник войны с Германией.

378 Бауэр Михаэль (1871-1929) — ученик Рудольфа Штейнерас 1904 г., руководитель Нюрнбергской ветви и один из трех членов правления Антропософского общества в 1913-1921 гг. В последние годы жизни из-за тяжелой болезни легких отошел от активной деятельности. Обладал опытом самостоятельных духовных исследований. К нему тянуло многих русских. «Для русских, приходивших к антропософии, — вспоминала М.В. Волошина-Сабашникова, — он был другом и помощником благодаря своей способности с любовью вникать в своеобразие каждого человека, своему недогматическому свободному мышлению и многосторонности своих интересов» (М. Волошина. Зеленая змея. М.: Энигма, 1993. С. 171). См. о нем в книге А. Белого «Воспоминания о Штейнере». Paris, 1982. С. 158-161.

378 Чехов Михаил Александрович (1891-1955) — племянник А.П. Чехова, актер, первая величина московских театральных подмостков 1920-х гг., один из руководителей МХТ-2. С июня 1928 г. в эмиграции. С антропософией познакомился в 1921 г. в период тяжелого душевного кризиса, описанного в автобиографической книге «Путь актера» (М., 1928), и оставался верен ей до конца жизни. Письмо Михаэля Бауэра ему, адресованное по всем признакам еще в Россию, было написано скорее всего уже после смерти Рудольфа Штейнера (30 марта 1925 г.), но до отъезда Чехова из России, то есть в 1926-1927 гг.

378 Моргенштерн Маргарета (1879-1968) — вдова поэта Кристиана Моргенштерна (1871-1914).

378 цикл лекций об Апокалипсисе — цикл из 12 лекций под названием «Апокалипсис Иоанна» был прочитан Рудольфом Штейнером 17-30 июня 1908 г. в Нюрнберге. GA 104.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.