Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные рекомендации относительно порядка подготовки студенческой учебно-исследовательской работы






1.4.1. Выбор темы учебно-исследовательской работы осуществляется с учетом интересов студента, но в соответствии с научными направлениями кафедры (центра) специализации, исходя из предлагаемого кафедрой списка конкретных тем, и только при консультации и согласовании с научным руководителем; конкретная формулировка названия сочинения может корректироваться в ходе работы, но она не должна выходить за пределы согласованной с научным руководителем темы.

1.4.2. Изучение темы следует начинать со знакомства с общей литературой (учебниками, энциклопедиями, справочниками, обобщающими трудами по истории страны или периода), с монографиями и статьями, рекомендованными научным руководителем, которые помогут не только составить общее представление о теме, но и выяснить степень ее изученности.

1.4.3. При знакомстве с литературой по избранной теме необходимо с самого начала вести библиографический список, фиксируя (лучше на отдельных карточках) выходные данные изучаемых трудов и тех работ, к которыми, возможно, потребуется обратиться в дальнейшем.

В условиях, когда практически по любой теме существует немалое число публикаций и все время выхолят новые исследования, важно осуществлять постоянный самостоятельный поиск литературы но теме, обращаясь к библиографическим указателям, библиотечным каталогам, Интернету, следить за научной периодикой (где публикуются рецензии и оборы), а также обращать внимание на ссылки и списки источников и литературы в изучаемых рабо-


1.4.4.1. Следующий этап — изучение источников — самый важный. Целесообразно сначала прочитать текст источника в целом, обращая внимание на его общий характер и отмечая те места, в которых содержится информация, относящаяся к отдельным вопросам темы. Затем нужно обратиться к тщательной проработке этих отмеченных мест и сделать необходимые выписки1.

1.4.4.2. По ходу этой работы необходимо всесторонне анализировать свидетельства, обращая внимание как на сами факты, сообщаемые источником, так и на тот контекст, в котором они приводятся, а также оценивать сам характер высказываний, жанр, вид и происхождение изучаемого источника, форму изложения, используемую терминологию и т. д. Всегда важно задаваться вопросом, насколько полны и достоверны содержащиеся в источнике сведения, где проходит грань между реальными историческими фактами и субъективными взглядами автора (авторов) изучаемого исторического памятника, о чем умалчивается в данном источнике и каковы возможные причины Этих умолчаний или искажения отдельных фактов.

1.4.4.3. При работе с используемыми в качестве источников документами необходимо проверять их достоверность, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях были они составлены, как использовались на практике.

тах. И процессе изучения литературы необходимо делать выписки (конспект) по теме и параллельно анализировать прочитанное. Конспектируя изучаемую литературу, следует указывать фамилию и инициалы автора(ов), название работы (без кавычек), место и год издания и обязательно номер страницы, откуда выписан текст. Для статей кроме того следует указать названия журнала или сборника, год его издания, том или номер и страницы. Эту кропотливую, но крайне необходимую работу надлежит делать очень тщательно, так как затем ссылки, сопровождающие выписки, переносятся в текст и превращаются в постраничные сноски исследования, а сами выписанные фрагменты изученных трудов могут быть приведены как цитаты, иллюстрирующие или подтверждающие какое-либо положение работы (правила цитирования см. ниже в п. 2.3).

Следует помнить, что чем шире круг привлекаемых источников и литературы, чем полнее учтены новейшие публикации по тематике работы, тем выше будут ее уровень, основательность и, соответственно, оценка. Не нужно только при этом забывать об отборе, отделении действительно важных и солидных исследований от работ второстепенных, научно-популярных или не имеющих прямого отношения к теме.

' Эти выписки можно делать на отдельных карточках, снабжая их сносками на соответствующие разделы текста. Впоследствии сноски могут быть перенесены в текст работы, а сами выписки — использоваться в качестве цитат, подтверждающих то или иное суждение автора.

2 Соответствующие заметки можно с самого начала фиксировать в виде краткого комментария на оборотной стороне карточки с выписками, а затем, завершив проработку всех источников, дополнить этот комментарий указанием на параллельные места, расхождения или противоречия привлекаемых свидетельств.


1.4.4.4. Работая с источниками, следует распределить их по степени важности для изучаемой теме и начинать работу с наиболее полных и значимых, а уже потом переходить к изучению вторичных, дополнительных и второстепенных источников. К работе над архивными документами следует приступать после обстоятельного изучения опубликованных источников.

1.4.4.5. Отдельные типы и виды источников — надписи, археологические и нумизматические свидетельства, изобразительные памятники, лингвистические данные, статистические материалы, результаты анкетирования и социологических опросов, и т. п., которые в зависимости от конкретных задач учебно-научного сочинения могут быть либо основными, либо дополнительными источниками, — требуют специальных методик исследования и интерпретации, которые осваиваются студентами в процессе работы над темой самостоятельно с помощью консультаций научных руководителей, изучаются в спецкурсах и на спецсеминарах.

 

1.4.5. После изучения основной научной литературы и источников по избранной теме исследования необходимо составить подробный план работы и согласовать его с научным руководителем. План может уточняться в процессе работы. Его окончательный вариант составляется после проработки всех привлекаемых источников и литературы, утверждается научным руководителем и становится обязательным документом, изменение которого возможно только с согласия руководителя. Этот план является основой для структурирования основной части работы, ее деления на главы и параграфы и выносится в качестве оглавления в начало работы (оглавление помещается сразу после титульного листа).

1.4.6. По мере написания введения, глав и разделов своего сочинения студент представляет их научному руководителю и, в случае необходимости, дорабатывает с учётом его замечаний. Может быть представлен и черновой вариант сразу всего текста, но только в такие сроки, которые оставляют время на его доработку.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

2.1. Основные и дополнительные структурные элементы курсовых и
выпускных квалификационных работ

2.1.1. Основными структурными элементами курсовых и выпускных
квалификационных работ являются:

• Титульный лист

• Оглавление

• Введение

• Главы основной части

• Заключение

• Список использованных источников и литературы

Отсутствие в итоговом тексте курсовой или выпускной квалификационной работы любого из перечисленных элементов является достаточным основанием для отказа в ее проверке научным руководителем или в допуске автора к процедуре официальной защиты.

2.1.2. Неотъемлемым компонентом любой исследовательской работы является научно-справочный аппарат, который включает в себя, помимо списка источников и литературы, обязательные во введении и основной части ссылки на используемые автором материалы (см. п. 3.4.) и авторские примечания, в рамках которых конкретизируются те или иные аспекты освещаемой темы. В состав научно-справочного аппарата также могут входить Список сокращений (см. п. 3.5.) и Вспомогательные указатели.

2.1.3. В случае необходимости курсовая или выпускная квалификационная работа может включать в себя одно или несколько Приложений (см. п 3.6.), содержащих иллюстрации, карты, схемы, статистические таблицы, каталоги, тексты источников и иные материалы, которые призваны дополнить освещение автором той или иной исследовательской темы в основной части работы.

2.2. Требования к содержанию введения, основной части и заключе
ния курсовых и выпускных квалификационных работ

2.2.1. Введение должно содержать: четкую формулировку и обоснование темы исследования, последовательное раскрытие его научной, общественно-политической и практической актуальности (а для дипломных работ и магистерских диссертаций - также научной новизны), определение объекта и предмета, цели и задач работы, ее хронологических (а в некоторых случаях и географических) рамок, использованных методов и подходов, а также аналитический обзор источников и историографии. Кроме того, в этой части работы мо-


жет быть специально оговорена и обоснована выбранная структура исследования'.

2.2.1.1. Обоснование темы предполагает четкое определение места рассматриваемой проблемы в системе научного исторического знания, указание на возможные взаимосвязи данной проблемы со смежными вопросами, краткую характеристику способов вывода темы на уровень теоретического обобщения. В случае, если какие-либо аспекты избранной темы в исследовании не освещаются, должны быть оговорены причины этого. Таким образом, обоснование выбора темы заключается в том, чтобы показать, почему работа написана именно на эту тему, почему в качестве ее предмета выбран данный круг вопросов.

2.2.1.2. Определение научной актуальности выбранной темы связано с констатацией частичной или полной неизученности тех или иных событий и аспектов прошлого, наличия среди исследователей различных подходов и взглядов, дискуссий по отдельным аспектам темы, либо с необходимостью переосмысления рассматриваемых проблем с позиций современного научного знания и новых подходов, ввиду введения в научный оборот новых источников или применения новых методик анализа. При обосновании практической и общественно-политической актуальности темы обычно исходят из наличия в обществе интереса к историческим корням того или иного современного явления и стремления к его пониманию в более широком, исторически реконструируемом контексте. Говоря об актуальности темы, нельзя отмечать лишь свой интерес к ней.

2.2.1.3. При определении объекта и предмета исследования следует исходить из такого подхода к научному постижению реальности, при котором ее более широкий сегмент (условно представляемый как объект исследования) включает в себя менее широкий (условно понимаемый в качестве предмета исследования). Предметом исследования при таком понимании являются отдельные стороны, отношения, проявления и аспекты объекта".

2.2.1.4. Как правило, в работе определяется одна основная исследовательская цель, имеющая отражение в названии темы. Но в некоторых работах, в частности историографического характера, могут быть сформулированы две основные цели

' Как правило, Введение составляет одну пятую часть от общего объема работы. Целесообразно завершить оформление Введения уже после того, как закончена работа над основной частью сочинения.

2 Например, в таком объекте изучения, как буржуазные реформы 1860-1870-х гг. в России, предметом исследования могут быть процессы разработки и принятия соответствующих проектов и решений, их законодательное оформление, способы проведения этих реформ в жизнь, обще-ствешю-полмтическая борьба вокруг них и т. п. Или. выбрав в качестве объекта изучения историю Греко-персидских войн, конкретным предметом исследования можно сделать и сами события этого периода, ход военных действий, дипломатические отношения, позиции отдельных греческих городов, состав армий воюющих сторон, военное искусство греков или персов, восприятия этих войн в последующих поколениях, и т. д.


исследования: одна — историографическая (критическая оценка достижений и проблем предшествующей историографии темы), другая — конкретно-историческая (изучение конкретного предмета исследования на основе источников).

Формулировка исследовательских задач (обычно 4-5) связана с определением конкретных шагов, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленную цель. Задачи реализуются в главах и параграфах, на которые разбивается исследовательская часть работы. Во Введении они могут быть заданы в форме перечисления: проанализировать, изучить, доказать, описать, установить, выявить, обобщить, упорядочить, исследовать, вывести, рассмотреть в каком-то аспекте и т. п. Описание решения сформулированных во Введении задач исследования и должно составить содержание глав основной части учебно-исследовательской работы.

2.2.1.5. Определение хронологических рамок работы предполагает аргументи
рованное обоснование как нижней, так и верхней границы исследования. По общему
правилу, нижняя временная граница исследования должна совпадать с появлением изу
чаемого исторического явления или началом рассматриваемого исторического про
цесса. Верхняя хронологическая рамка исследования, как правило, связывается: а)
с завершением процесса, события и т. д.; б) с выделением определенного этапа в его
развитии; в) с выяснением последствий, к которым данное явление привело. При не
обходимости осуществляется внутренняя периодизация.

В некоторых случаях определяются также и географические рамки исследования; при этом также следует аргументировать критерии, которые легли в основу выбора того или иного территориального охвата исследуемого объекта.

2.2.1.6. Аналитический обзор источников является важнейшей составной
частью Введения. Цель обзора источников заключается как в доказательстве наличия
у студенческого научного исследования необходимой источниковой базы, так и в
определении специфики используемых источников применительно к разрабатывае
мой проблематике. При анализе источников необходимо определить (в рамках
той или иной классификации), к какому виду относится изучаемый источник
(источники), указать на основные вопросы, сложившиеся относительно этого
источника (источников) в рамках критического источниковедения, включая,
например различные мнения ученых об аутентичности (подлинности), проис
хождении, авторстве того или иного текста, о степени его верифицируемое™
(т. е. возможности установления достоверности сообщаемых сведений) и т. п.
Нужно определить ценность источника, указать, какие именно вопросы он от
ражает (экономику, политическую историю, военный конфликт и т. п.). Важно
также обратить внимание на мировоззрение и политические позиции автора,
показав, как они влияют на изложение важнейших сведений по данной пробле-

По сути дела, цель исследования — это тот главный вопрос на который оно призвано ответить: реконструировать ход событий и процессов, выявить те или иные исторические изменения и их причины, изучить функционирование тех или иных социальных, политических институтов, охарактеризовать какой-либо исторический феномен, осветить деятельность отдельных людей, общественных групп и т. д.


ме; установить, какие источники можно считать главными, какие второстепенными.

Итогом аналитического обзора источников должен стать общий вывод относительно того, обеспечена ли выбранная тема источниками и позволяет ли используемая источниковая база осветить поставленную проблему, решить поставленные задачи.

2.2.1.7. Аналитический обзор историографии должен включать в себя критическую характеристику литературы предмета, которая дается либо в хронологической последовательности, от более старых работ к новейшим исследования, либо по проблемно-хронологическому принципу — в этом случае рассматриваемая литература группируется по ключевым аспектам и проблемам, составляющим предмет исследования, но при этом также сначала рассматриваются более ранние работы, а затем более поздние. В любом случае следует исходить из критерия ценности той или иной работы для раскрытия выбранной темы, решения поставленной проблемы (задач).

При этом, как и в случае с источниками, характеристика должна быть конкретной применительно в выбранной теме. Необходимо указать не только общие сведения (кто автор данной книги или статьи, когда она написана, каким проблемам посвящено исследование), но отметить и проанализировать в первую очередь выводы исследователя, его позиции по тем или иным проблемам, указав, насколько аргументировано он отстаивает свою точку зрения, какие вопросы выбранной студентом темы помогает раскрыть данная книга или статья. Характеристика литературы также предполагает выяснение эволюции взглядов исследователей на проблемы темы: какие вопросы ставились в научной литературе, с каких позиций они рассматривались, какие возникали дискуссии среди исследователей, какие взгляды получили признание, а какие были отвергнуты в ходе развития науки.

В качестве общих выводов по данному разделу Введения следует отметить степень изученности данной проблематики, подчеркнув, какие ее аспекты являются дискуссионными, какие изучены более основательно и подробно, а какие еще не получили специального освещения. Подмена аналитического обзора исследовательской литературы простым перечислением использованных книг не допускается.

Если в работе используется иностранная литература, то она рассматривается либо вместе с отечественной историографией, либо отдельно. Последнее целесообразно делать в том случае, если в степени изученности, методологических подходах, концептуальных построениях, источниковой базе у отечественных и зарубежных исследователей существуют существенные расхождения. В любом случае начинать историографический обзор следует с тех работ, которые имеют приоритет в обращении к изучаемой проблематике и внесли наиболее значительный вклад в ее разработку.

! В выпускных квалификационных работах анализ источников и историографии может быть выделен в отдельную главу исследования.


2.2.1.8. Определение методологической основы исследования предполагает
указание на ту или иную форму мировоззрения (например, материалистическую,
идеалистическую), тот или иной концептуальный подход к осмыслению исторических
процессов (например, формационный либо цивилизационный), на разрабатываемые в
исторических, гуманитарных и социальных науках либо в отдельных научных шко
лах идеи, гипотезы, концепции и объяснительные модели (например, идеи Школы
«Анналов», концепция идеальных типов М. Вебера или концепция семиосферы
Ю.М. Лотмана, идеи социоестественной истории, культурно-антропологический или
гендерный подход), которыми руководствуется автор работы.

В этом же разделе Введения перечисляются те основные принципы (например, историзма, партийности, объективности, системности и т. д.), на которых строится исследование, и обосновываются использованные его автором методы и конкретные подходы. При обосновании методов следует учитывать их традиционную градацию на: а) общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение и др.), б) исторические {хронологический, историко-сравнительный, генетический, ретроспективный и др.).

Если в работе используются междисциплинарные подходы, т.е. привлекаются идеи, концепции, методы различных гуманитарных и социальных дисциплин, следует показать и обосновать их значение для достижения поставленной цели исследования.

Учитывая то обстоятельство, что теоретико-методологические вопросы исторического познания изучаются на старших курсах, вышеперечисленные рекомендации в полном объеме обязательны только в выпускных квалификационных работах. В курсовых сочинениях на младших курсах, посвященных, как правило, сравнительно узким темам, достаточно обозначить лишь самые общие методологические подходы и принципы, прежде всего использование историко-критического метода и комплексного анализа источников, и т. п.

2.2.1.9. В заключительной части Введения должна быть обоснована (с
учетом поставленных ранее исследовательских задач) структура работы. Здесь
же, в случае необходимости, могут быть даны иные авторские пояснения.

2.2.2. Основная часть студенческой исследовательской работы должна состоять из нескольких глав, более или менее равных по объему. В случае необходимости, главы могут делиться на параграфы. Обязательным условием является наличие логической и смысловой связи между ними. В конце каждой главы желательно поместить краткие выводы. Текст работы должен соответствовать плану, вынесенному в Оглавление, и последовательно раскрывать разные аспекты темы. Для облегчения восприятия работы в конце глав (параграфов) могут быть сформулированы выводы по ним.

1 Самое сложное и самое важное в данном разделе Введения — не сбиваться на простой, чисто декларативный перечень принципов, методов, концепций и школ. Каждая заявленная позиция должна основьшаться на хорошем знании тех или иных методологических направлений и подходов, 1иходить отражение в содержании работы и служить реализации поставленных целей и задач.


2.2.3. В Заключении к самостоятельному научному исследованию студент должен подвести итог изучения темы, обоснованно, но лаконично изложить свое мнение по главным вопросам, рассмотренным в работе, и обобщить полученные выводы (не дублируя при этом текст, содержащийся в главах и параграфах). Общие исследовательские выводы должны быть непосредственно связаны с проблематикой, обозначенной во Введении и напрямую соотносится с целью и задачами работы. В ряде случаев Заключение может содержать сведения о перспективах дальнейшего исследования той или иной темы.

2.3. Стиль изложения и правила научной полемики в курсовых и выпускных квалификационных работах

2.3.1. Во всех разделах работы необходимо уделить пристальное внимание стилю и грамотности (орфографической и пунктуационной) изложения. Студенческая учебно-исследовательская работа по своему стилю относится к научной прозе, характерными признаками которой являются ясность изложения, терминологическая четкость, аргументированность, последовательность раскрытия темы'.

2.3.2. Ведение научной полемики, критика высказанных другими исследователями взглядов и формулирование собственных точек зрения должны быть корректными и убедительными. Нужно избегать голословных критических выпадов; отвергая ту или иную точку зрения или же присоединяясь к ней, необходимо привести соответствующие доводы.

В частности, недопустимо использование разговорных выражений и слов-паразитов. Следует избегать употребления личных местоимений первого лица единственного числа: в академическом стиле обычно используются личные местоимения первого лица во множественном числе («нам кажется», «по нашему мнению», «мы полагаем» и т. п.).

Важно также научиться правильно строить фразу, используя придаточные предложения и деепричастные обороты, вводные слова. Следует избегать как слишком длинных и усложненных предложений, так и слишком простых, коротких и отрывочных. Необходимо стремиться прежде всего к ясности повествования и четкости выражения мысли. В соответствии со смысловыми частями текст делится на абзацы. При переходе внутри текста от одного раздела к другом, от одной мысли, аргумента, суждения к последующим нужно обращать внимания на логические переходы, используя соответствующие лексические средства. Нельзя при этом упускать из виду общую логику изложения, «перепрыгивая» от одной мысли к другой или пускаясь в рассуждения, не относящиеся к делу; необходимо гармонично сочетать повествовательные и аналитические части, цитаты и отдельные иллюстрирующие примеры, разбор существующих точек зрения и собственные суждения.

В принципе, чтобы научиться хорошему научному слогу, при изучении научной литературы (в особенности работ признанных, авторитетных специалистов) следует обращать внимание на то, каким языком и стилем написаны статьи и монографии, какие литературные средства при этом используются, как строится аргументация, как ведется научная полемика, формулируются выводы, какие элементы изложения выносятся в примечания.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.