Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы проведения наблюдения. Типы включенности.






В социологии виды наблюдения подразделяются следующим образом.

1. По форме организации выделяют:

♦ формализованное (структурированное, стандартизирован ное, контролируемое);

♦ неформализованное (неконтролируемое, простое, бесструк­турное).

2. По степени включенности наблюдателя выделяют:

♦ невключенное (простое) наблюдение, когда исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вме-шиваясь в ход его протекания;

♦ включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение, которое называют еще исследованием «в маске», где социолог дей-ствует под вымышленным именем, скрывает истинную профес сию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой.

3. По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми специ­алисты выделяют:

♦ скрытое наблюдение;

♦ открытое наблюдение.

4.По месту проведения наблюдения делятся на две разновидности:

♦ полевые наблюдения;

♦ лабораторные наблюдения.

5.По регулярности проведения наблюдения делятся на:

♦ систематические (по заранее разработанному плану изуче­ния объекта в течение определенного времени);

♦ несистематические (проводятся без всякого заранее состав­ленного плана в течение неопределенного времени).

Принципы наблюдения (Малиновский, Кули):

- погружение исследователя в изучаемую среду, при этом наблюдатель изолирован от культурной среды, носителем которой он является. Исследователь стремиться освоить культурные коды той среды, в которую он погружается

- освоение практик повседневной жизни, принятой в данной среде

- наличие влияния исследователя на историч ход жизни объекта

психология.

2. Концепция Клиффорда Гитрца «Плотное описание». Понятие Рефлексии. Современные тенденции в написании текстов.

КОНЦЕПЦИЯ ГИРТЦА: Гирц рекомендует изучать культурные феномены посредством эмпирическим полевым исследованием, а этнографию (Гирц обычно использует термин этнография, а не антропология) не как серию технических приемов, а как отношение, установку. Он стремится к пониманию значения символа людей, которые их используют. По Гирцу, “культура является не источником причинности, а контекстом понимания. Гирц называет свой метод “плотным описанием”, которое выходит за пределы описания “происходящего” и стремится к объяснению структур значения, внутри которых “случающееся” является значимым.”

РЕФЛЕКСИЯ: Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).

Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональнойсферы).

КОНЦЕПЦИЯ АВТОЭТНОГРАФИИ:

Соколовский разделяет термин «автоэтнография» на три составляющие: авто - (персональное, или личностное измерение), этно - (социокультурное измерение) и графия - (исследовательская проблематика, связывающая повествование с текущими научными дебатами).Готлиб А. С выделяет следующие черты автоэтнографии:

- ориентация на познание культур разнообразных общностей через изучение конкретных повседневных практик самого исследователя;

- стремление к подробной, всесторонней репрезентации реальности (полевые заметки, нерративное интервью);

- самоанализ.

Целью автоэтнографии С. Волл называет признание неразрывной связи между личным и культурным, а также освобождение места для нетрадиционных форм исследования. В использовании таких методов нужно проявлять умеренность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.