Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь теории с гайдом-орпросником в качественном исследовании






Гайд - это правильно подобранные вопросы (анкета) для проведения исследования. Вопросы в гайде обычно открытые (предполагающие развернутый ответ, а не короткий «да» или «нет»). Его задача – раскрыть тему, поэтому оно не предполагает жесткой последовательности вопросов, а лишь задает направление.
Первым шагом необходимо определить основную цель вашего исследования. Определите, какую информацию вы хотите получить и как будете использовать полученную информацию.
Положительной стороной интервью-гайда является глубина исследования, отрицательной – необходимость одновременного проведения интервью только с одним респондентом и высокие требования к подготовке интервьюера.
Интервью-гайд часто путают со структурированным интервью, планом интервью, стандартизированным интервью.

Предварительно составляется общий план разговора с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов и предполагаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью. Важно, чтобы ход беседы оставался свободным, а вопросы, интересующие интервьюера, задавались в русле разговорного характера беседы, не нарушали общего ее хода, а органически вписывались в рассказ как уточнения.

Например: в нашем социологическом исследовании по выявлению категорий главных потребностей женщин по отношению к мужчинам в одном интервью содержалась серия разграниченных по направленности вопросов для раскрытия нескольких смысловых блоков:

1.Профессиональный\ семейный статус (респондента)

2. Мужик сегодняшнего дня (характеристика современных мужчин)

3.Роль мужчины сегодня в вашей жизни (в жизни респондента, какой тип брака предпочитают)

4. Какими атрибутами должен обладать современный мужчина? Перечислите, что у него должно быть обязательно

5. Паспортичка (данные респондента: работа, семейный статус, бюджет, место проживания, заработная плата, возраст, имя, телефон и т.д.).

 

1. Проективные методики в качественных исследованиях.

Проективный метод (projective technique) Неструктурированная и непрямая форма опроса, побуждающая респондентов высказывать свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы.
Виды: ассоциативные; Завершающий; Структурный; Экспрессивный
При использовании ассоциативных методов (association tecnique) человеку показывают какой-либо предмет, а потом его просят сказать о нем то, что в первую очередь приходит на ум.

Наиболее известный из них — метод словесных ассоциаций (word association), когда респонденту показывают по одному слову из списка, и он должен подобрать к нему слово, которое пер-

вым приходит на ум.

 

В методах завершения ситуации (completion tecniques) респондента просят придумать завершение придуманной ситуации. Обычно в маркетинговых исследованиях применяют методы, где от

респондента требуется закончить предложения или придумать окончание какой-либо истории.

Завершение предложения. Метод завершения предложения (sentence completion) чем-то

напоминает словесную ассоциацию. Вниманию респондентов предлагают незаконченные

предложения и просят придумать концовку, используя те слова и фразы, которые первыми

приходят в голову.

 

Методы конструирования ситуации (construction techniques) тесно связаны с методами завершения. Методы конструирования ситуации требуют от респондента придумать историю,

диалог или описание ситуации. Здесь исследователь предлагает респонденту еще меньше исходного материала, чем в случае с предыдущим методом. Существует два основных метода кон-

струирования ситуации: ответ по рисункам и анимационные тесты.

 

В рамках экспрессивных методов (expressive techniques) в устной или визуальной форме респонденту на рассмотрение представляется какая-либо определенная ситуация. От него требуется выразить те чувства и эмоции, которые испытывают другие в данной ситуации. Причем

респонденты выражают чувства и эмоции других людей, а не свои собственные. Вот два главных экспрессивных метода — ролевая игра и метод третьего лица.

Ролевая игра. При ролевой игре (role playing) респондентов просят побыть в роли другого человека и представить, как тот будет вести себя в той или иной ситуации Метод третьего лица. Для метода третьего лица (third-person technique) характерно, что респонденту в устной или визуальной форме предлагают на рассмотрение ситуацию. Он же, в свою очередь, должен определить, о чем думает третье лицо в данной ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.