Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение отчета в качественном исследовании.






ВОПРОС 1

Качественное исследование - данные получены путем наблюдения, интервью, анализа личных документов (текстовых, реже визуальных - фото- и видео-источников). Качественное исследование проводится прежде всего для изучения индивидуального аспекта социальной практики - реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах.

 

Гайд - это правильно подобранные вопросы (анкета) для проведения исследования. Вопросы в гайде обычно открытые (предполагающие развернутый ответ, а не короткий «да» или «нет»). Его задача – раскрыть тему, поэтому оно не предполагает жесткой последовательности вопросов, а лишь задает направление.
Первым шагом необходимо определить основную цель вашего исследования. Определите, какую информацию вы хотите получить и как будете использовать полученную информацию.
Положительной стороной интервью-гайда является глубина исследования, отрицательной – необходимость одновременного проведения интервью только с одним респондентом и высокие требования к подготовке интервьюера.
Интервью-гайд часто путают со структурированным интервью, планом интервью.

Структурированное интервью имеет предварительно обозначенный порядок следования вопросов или тем. Тогда как в интервью-гайде логические блоки и вопросы внутри каждого из них могут быть заданы в различном порядке.

План интервью – это список тем или направлений, которые нужно исследовать. Он не содержит вопросов.

Правила. 1. В словесной формулировке вопроса следует избегать использования специальных терминов или сленга.

2. Стремитесь к коротким формулировкам. При прочих равных, чем меньше слов в вопросе и предложенных альтернативах ответа, тем меньше шансов, что вас неправильно поймут.

3. Проверьте, не является ли вопрос многозначным, т. е. не содержит ли он в себе двух или более различных по смыслу вопросов, на каждый из которых можно получить независимый ответ.

4. Избегайте “подталкивающих” (или наводящих) вопросов, неявно указывающих респонденту, какой ответ желателен.

5. Без крайней необходимости не используйте выражения, содержащие в себе отрицание.

6. Вопросы, требующие особой компетенции или осведомленности о чем-то, нужно задавать лишь тем, кто может на них ответить.

7. Избегайте любых многозначных или двусмысленных слов и фраз.

8. Учитывайте возможное влияние фактора социальной желательности. Фактор социальной желательности — одна из основных угроз валидности измерения: стремление людей к социальному одобрению, к “престижному” поведению и образу жизни, к самопрезентации может влиять на их ответы на самые разные вопросы: о предпочитаемой марке автомобиля, о сексуальной активности, даже о доходе или образовании.

9. В вопросах, касающихся фактического положения дел или поведения людей, следует достаточно конкретно определять временные и пространственные координаты интересующих Вас событий.

10. Не стремитесь к излишней детализации вопросов.

Под исследовательскими (или целевыми) понимают вопросы, на которые необходимо ответить. Наиболее общий исследовательский вопрос может совпадать с целью исследования – какие затруднения, по мнению самих первокурсников, возникают у них в процессе учебы?

В общем случае формулировка исследовательских вопросов может основываться на некоторой теории, результатах сходных эмпирических исследований, предварительных (пилотажных) опросах, собственном понимании проблемы исследователем. В данном исследовании в качестве основы для формулирования исследовательских вопросов предлагается использовать результаты репертуарного интервью

 

ВОПРОС 2

Общая логика построения отчета

 

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение. Иногда здесь дается предыстория исследования.

4. Методология.

5. Блок выводов и рекомендаций.

6. Анализ результатов (введение в дискуссионные поля в научном отчете).

7. Рефлексия по поводу того, что было сделано исследователем (в научном исследовании).

8. Заключение (финальный слайд).

9. Приложения. Ссылки.

 

Рассмотрим эту схему подробно.

 

1)Титульный лист - какая организация проводила исследование, для кого. Указывается точное название темы исследования, время его проведения.

1) Введение, в котором отражается подробно исследовательский вопрос. Как правило, именно здесь описываются цели и задачи исследования.

2) Методология (как проводилось исследование) Постарайтесь представить логику вашего исследования от самой первой стадии до последней, отразить то, как менялся исследовательский вопрос на протяжении вашего исследования, как вы отбирали своих респондентов, сколько человек, в конечном счете, вы опросили, каковы были характеристики выборки.

3) Выводы — это еще раз взгляд «сверху» на все, что вы написали в отчете, ответы на задачи исследования. Рекомендации должны носить конкретный характер — список действий, которые должны предпринять лица, чтобы устранить основные проблемы, выявленные во время исследования.

4) Наиболее важная часть исследовательского отчета — анализ результатов, дискуссия. В этом разделе вы представляете свои аргументы, которые подтверждаются словами ваших респондентов, подтверждающих ваши выводы. В отчетах хорошего уровня присутствуют взгляды респондентов наряду с аналитической интерпретацией того, что было ими сказано

5) рефлексия по поводу того, что было сделано исследователем. В качественных научных исследованиях огромную роль играет позиция самого исследователя: то, какие теории оказали воздействие на его формирование, какие собственные мысли были у него перед началом, в процессе и по окончании исследования, какие были сложности в проведении исследования.

6) В заключении исследователь должен представить в лаконичной форме основные результаты исследования.

7) После представленного заключения следуют приложения: разработанные гайды-путеводители, схемы, графики и список используемой литературы или ссылки на литературу, которая соотносится с материалами исследования.

Билет 8.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.