Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специалистам от автора






Содержание

Специалистам от автора............................................................... 4

Родителям от автора......................................................................... 6

Этиопатогенез у речевых нарушений................................... 8

Диагностика и коррекция мышечных нарушений.... 25

Взаимосвязь работы логопеда с врачом................................................ 25

Общие рекомендации к проведению логопедического массажа....... 31

Проведение логопедического массажа................................................. 45

Выбор приемов воздействия на артикуляционный аппарат................ 45

Массаж лицевых и артикуляционных мышц.......................................... 57

Массаж мышц языка............................................................................... 60

Специфические приемы воздействия...................................................... 74

Гимнастический комплекс....................................................................... 77

Приложение 1 Анатомо-физиологические особенности строения мышц, обеспечивающих речепроизводство 114

Полость рта.......................................................................................... 116

Физиология артикуляционного аппарата............................................ 118

Шея......................................................................................................... 121

Нервы головы и шеи............................................................................... 122

Приложение 2 Основные приемы массажа................... 124

Приложение 3...................................................................................... 129

Приложение 4 Словарь.................................................................. 133

 

Специалистам от автора

В настоящее время все чаще встречаются сочетанные нарушения речи, осложняющие процесс коррекции звукопроизношения, поэтому многие логопеды встают перед необходимостью применения массажа языка.

Представленная в пособии авторская методика коррекции звукопроизношения Ю.В. Микляевой запатентована в 2002 г. и может применяться по отношению к детям, входящим в группу ФФН и ОНР. Также отмечена ее эффективность и даны положительные отзывы применения данной методики в работе с детьми, имеющими заикание, и детьми с ДЦП.

Новые возможности применения массажно-гимнастического комплекса в процессе работы над звукопроизношением позволяют расширить представления логопедов о комплексности воздействия, включении в работу всех групп мышц, которые оказывает влияние на состояние нарушенной функции речепроизводства.

Научные сведения, представленные в пособии, позволят лучше разобраться в:

• анатомии и физиологии периферического речевого аппарата;

• диагностических методах, позволяющих определить состояние мышечного тонуса различных групп мышц речевого аппарата;

• приемах массажных движений и установлении их последовательности в каждом конкретном случае.

Наиболее полно массаж используется в работе с детьми, имеющими детский церебральный паралич (ДЦП), однако его важность для постановки, автоматизации и даже дифференциации звуков в любой логопедической практике подчеркивается многими учеными в разных областях наук.

Теоретической предпосылкой для применения массажа служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд, И.Н. Макаровой и других ученых. Между тем практики часто отмечают проблемы в выборе наиболее эффективной методики массажа и осуществлении его проведения. Общепринятым является такое распределение обязанностей, при котором общий массаж проводится только медицинским работником, а логопедический массаж осуществляется логопедом или дефектологом. При этом встает необходимость специальной подготовки к проведению массажа детям с разными речевыми нарушениями, определяемой спецификой этиопатогенеза, с которой не всегда знакомы специалисты, осуществляющие массаж. В связи с этим также встает вопрос об осуществлении контроля со стороны руководства образовательного учреждения.

В настоящем пособии предпринята попытка обобщить опыт проведения массажа и гимнастики в логопедической и медицинской практике, чтобы выявить наиболее эффективные формы и методы коррекции нарушений звукопроизношения у детей, имеющих изменения в мышечном аппарате, отвечающем за артикуляцию звуков, а также представить новую методику осуществления массажа и гимнастики, которую мы обозначили как комплекс «МиГ», включающий в себя Массаж, Гимнастику и технические средства, облегчающие их применение. В связи с этим высказываем особую благодарность научному консультанту, д.мед.н. И.Н. Макаровой.

Следует отметить, что авторские массажные зонды могут быть заменены зондами, предлагаемыми другими авторами, например Е.В. Новиковой. Но их использование при этом требует строгого соотнесения с выполняемым массажным приемом, поэтому при применении других зондов просим соблюдать принцип оптимальности воздействия на мышцы языка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.