Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения. Встаньте в круг. Круг дает возможность ощутить единый, непрерывный энергетический сгусток, почувствовать ансамбль.






Встаньте в круг. Круг дает возможность ощутить единый, непрерывный энергетический сгусток, почувствовать ансамбль.

Упражнение 1

Мягко ступая по кругу, необходимо стараться попасть в ритм впереди идущего партнера. Предельно сосредоточьте свое внимание: ваше тело, ваша жизнь сейчас зависит от партнера и его ритма. Весь круг должен дышать как один человек. Здесь воспитывается не только чувство партнера, но и чувство ансамбля.

Упражнение 2. Бег по кругу

· Набегу проверяйте, не зажата ли шея, рот полуоткрыт, руки не напряжены.

Во время бега должна произноситься внутренняя или звучащая речь – необходимая составляющая для актера на сцене. Следите за партнером, за тем, что происходит с ним и с другими студентами, работающими в круге. Обратите внимание, как работают их мышцы, свободны они или зажаты в беге.

Поделитесь этой информацией. Возможно то, что скажут о вас партнеры, будет полезным в познании собственного тела.

Примечание

Говорение «вообще», беспорядочное «разбрызгивание» звука неприемлемо. Разумнее приучиться озвучивать свое тело, для того чтобы в дальнейшем охватывать звучанием партнеров. У звучания есть смысл, а у летящего звука голоса есть направление.

· Попытайтесь догнать партнера как в игре в «пятнашки». Можно выбегать из круга. В процессе возникают звуки, междометия. Произносите их: «ой» или «давай - давай».

· Постарайтесь опять поймать ритм партнера в движении круга, проверяйте шею и плечевой пояс.

· Перепрыгивайте через «лужу», стараясь не забрызгаться. Лужи у вас на пути встречаются самые разные, большие и маленькие. Следовательно, и усилия для их преодоления будут разные. Перепрыгивайте их на междометиях: «УХ ТЫ!».

Примечание

Если вы погружены в предлагаемые обстоятельства, не выполняете их формально. Тогда и звук будет иметь разные оттенки. Не контролируйте звук! Вовлекайте воображение художника.

· Представьте, что ваш вес увеличивается и вы сами увеличиваетесь в объеме. Почувствуйте, как тяжелеют ноги, колени, кисти, подбородок. Продолжайте двигаться в этом новом ощущении. Можно добавлять междометия: «ой-ё-ой». Вам тяжело проделывать этот путь, поэтому звук помогает пожаловаться.

Упражнение 3. «Медвежата»

Разбейтесь на пары. Вы наверняка ходили в цирк или видели по телевизору, как резвятся медвежата. Вспомните, какие они мягкие, как они скручиваются и переворачиваются, как будто у них нет хребта.

Вы, как медвежата, поиграйте друг с другом, толкая, переворачиваясь, скручивая партнера. Ведомый со звуком «ОЙ-Ё-ОЙ» выполняет волю ведущего. А ведущий, тоже тяжелый и объемный, задает звуком и движением команды: «Давай-давай! Двигайся! Переворачивайся! Пошевеливайся!»

Поменяйтесь местами.

 

Расскажите друг другу о собственных ощущениях, только не стойте спокойно, а переносите центр тяжести с одной ноги на другую, не глядя в глаза партнеру (глаза можно закрыть). Слушайте и говорите.

В этом упражнении можно проверить, насколько вы доверяете себя и свое тело партнеру и насколько партнер доверяет вам.

Примечание «Самозарождение поступка»

Зарождение поступка начинается с восприятия. Оно вызывает внутри вас некие ощущения, которые перетекают в поступок. Ваши поступки – результат действия, внимания и воображения: внимания к самочувствию партнера, его телесному поведению, интересу к вам и воображения, пульсирующего на глубине догадок о мотивах поведения партнера.

Упражнение 4. «Пушинка»

Опять бег по кругу. Почувствуйте, как тело становится легким. Вам хочется оторваться от земли, лететь, парить. Не забывайте о голове и шее, не напрягайте их.

Работа в паре: партнер подгоняет «пушинку», направляя свой выдох в центр спины, а «пушинка» от этого импульса «летит». Поменяйтесь.

Расскажите друг другу, что происходило с вами, с закрытыми глазами, балансируя и не стоя на месте.

Примечание

На начальном этапе с закрытыми глазами легче высказываться. Студенты не стесняются и не придумывают лишнего, а главное восстанавливают в памяти и снова переживают свои ощущения.

Упражнение 5. «Трава»

Представьте, что вы идете по скошенной траве. Она мягкая и приятно пахнет. Ступая на нее, вы мягко произносите слово «МНУ». Это образ, и поэтому каждый студент будет делать это по-своему. Главное – постарайтесь ничего не изображать, не кричать, а разговаривать.

Теперь лягте на эту траву. Закройте глаза. Вдыхая лето, солнце и тепло, произнесите «Оj-Оj». Звук теплый, мягкий. Не произносите его, не погрузившись в атмосферу лета.

Перекатывайтесь то в одну, то в другую сторону с этим звуком и опять ложитесь на спину.

Вы лежите на спине с закрытыми глазами. Представьте, что вы росток, который хочет пробиться сквозь твердую землю. Рот полуоткрыт, повибрируйте внутри глотки связками, чтобы возникла имитация скрипа «деревьев», попытайтесь этим скрипом пробиться сквозь землю.

Упражнение 6

Встаньте в круг. «Сломайтесь» в поясничном отделе. Попробуйте поднять свой корпус импульсом в движении локтя (он направлен вверх). Локти работают поочередно, они подбрасывают все наше тело.

Упражнение 7. «Марионетка»

Представьте, что к вашим ступням, коленям, плечам, рукам, лопаткам, позвоночнику, пальцам и пяткам прикреплены множество ниточек. Вы как будто висите на них, ноги едва касаются пола. Вашим телом управляет искусный кукловод. Он дергает за ниточки, и вверх подлетают отдельные части вашего тела (нога, плечо, рука) или все тело целиком. Периодически нити ослабевают, и вы снова повисаете. Ниточки могут заставить вас опуститься ниже и даже совсем упасть.

Примечание

Важным в этом упражнении является упругость и пружинистость движений, жестов и пластики. Они становятся еще одной возможностью влияния на голосо-речевую систему.

Каждое ваше движение должно сопровождаться импровизированным звуком. Сначала он имеет усредненную, невнятную форму. Он расслаблен, как будто нарочно не выговаривается. Каждое колебание вашего тела рождает голосовую реакцию. Постепенно, когда движения станут упругими и активными, а речевые органы обретут энергию, звуки зазвучат разборчивее, складываясь в слоги, слова.

Важно!!! Следите за тем, чтобы ваши движения не были нарочитыми, а звучание не стало разборчивым раньше времени.

Вариации упражнения

· Сопровождайте каждое движение звуком «о», произносимым отрывисто, отчетливо, но мягко;

· При взлете тела меняйте звуки, используя «линейку гласных». Старайтесь внятно воспроизвести звучание каждого конкретного звука линейки, учитывая свойственную ему индивидуальность в работе артикуляционных органов. В движениях вашего тела должно возникнуть некое подобие рождения артикуляционных объемов;

· Используйте звукосочетания «ПО» или «БО», произносимые отрывисто. Упругие движения тела должны способствовать расширению вертикального раскрытия рта;

· Сопровождайте движения словами: «около», «оторопь», «оба», «око», «окорок», «оканье», «олух», «озимь», «омут», «окрик», «овощи», «обморок», «образный», «обух», «оспа», «остов», «оклик», «отмель», «особь», «обручи», «облако», «отруби», «оттепель», «охать», «охра»; «пол», «пой», «повод», «поза», «пойло», «полно», «порох», «посох», «проба»; «бор», «боб», «бок», «боров», «болт», «боты», «боль», «больше», «бойкий»; «промолоченный», «промороженный», «пронумерованный», «проработанный». Все эти слова объединены тем, что ударение в них падает на звук «о», при произнесении которого губы слегка подаются вперед, возникает «лабиализация».

Примечание «Лабиализация»

Лабиализация – это огубление. Артикуляция гласных звуков, при которой губы вытягиваются вперед и принимают форму круглого отверстия. В русском языке лабиализованными являются звуки «о» и «у»;

· Произносите скороговорку:

Около кола –колокола,

около ворот – коловорот.

На каждый рывок тела вы произносите одно слово. Повторите несколько раз каждое слово, чтобы убедится, что оно звучит объемно. Скороговорка хороша наличием ассонанса (повторением звука «о») и аллитерации (повторения звуков «к» и «л»).

· Еще одна скороговорка на согласные «к» и «г»:

Под горой бугор,

На бугре Егор,

У Егора кол,

На колу колокол.

Упражнение 8

Встаньте в круг. Ощутите, что ваши кисти тяжелые. Начните круговое движение правой рукой. Тело следует за этим движением. Рука как будто подбрасывает тело вверх. Артикуляция тяжелая. Колени тяжелые. Затылком тянитесь наверх. Должно возникнуть ощущение вертикали, но не задирайте голову. Шея длинная. Переносите центр тяжести справа налево.

Теперь не только следите, но и добавляете к этому процессу вибрирование губами.

Примечание «Вибрирование»

Вибрирование губами (похожее на то, как мальчишки изображают работу автомобильных моторов) – это один из видов звуковой игры: губы неплотно смыкаются, и воздух сквозь них выдувается так, что возникают частые колебательные движения. Вибрирование рождает хорошее самочувствие и приподнятое настроение, напоминая о детстве. Одной из важных его функций является создание предпосылок для контактного тренинга.

Примечание «Кантилена»

Вибрирование – чрезвычайно важная речевая практика. Она способствует формированию кантилены речи. В переводе с итальянского и латинского кантилена – это певучая мелодия, певучесть и мелодичность музыки, музыкального исполнения, певческого голоса. Понятие речевой кантилены ввел К.С.Станиславский: «И певцу, и драматическому артисту (в речи) необходимо владеть кантиленой, мелодией в речи, крепкой живой артикуляцией, четкой определенной конфигурацией рта, то есть изменением его внешнего рисунка в зависимости от произношения ясных, определенных гласных, от которых, в свою очередь, зависит правильное течение, тонирование, резонация и разнокрасочность всего голоса». [6] Таким образом, речевая кантилена – это связное, плавное произнесение слов, речевых тактов или коротких фраз. Это особая техника формирования речевого высказывания, при которой переходы от звука к звуку не нарушают ритма звучания.

Примечание «Вертикаль»

Постарайтесь сохранить ощущение вертикали, которое должно охватить не только ваше тело, но и работу органов артикуляции. Если единый глоточный резонатор обретет вертикальность, увеличится его раскрытие и вам будет легче создавать и преодолевать препятствия при образовании согласных звуков.

В целом принцип вертикали находится в тесной взаимосвязи с ощущением золотой середины в выразительности тела. Вертикаль – это нейтральность тела, его готовность к работе. Именно из вертикали исходит пластика образа. От вертикали рождаются жесты и движения человека на сцене. «Вертикаль подобна тишине – в ее глубинах зарождаются разговоры тела». [7]

Упражнение 9. «Взлеталки»

Наклоните корпус вперед. Колени слегка согнуты. Почувствуйте тяжесть в кистях, коленях, подбородке. Тело как будто висит на слегка колеблющемся позвоночнике. Следовательно «плавает» и голова. Дыхание как будто начинается со ступней. Медленно выпрямляйтесь. В начале движения вверх, в момент начала вдоха руки скрещены перед грудью. К моменту полного выпрямления тела руки должны быть разведены в стороны. В этом положении вдох должен закончится. Тело устремлено вверх, голову держите прямо, не задирайте ее. Мускулатура дыхания подтянулась и готова к выдоху. На вибрировании опять мягко наклонитесь. Повторите это упражнение несколько раз. Оно поможет снять напряжение мышц дыхательной системы.

Следите за тем, чтобы упражнение делалось плавно, без рывков. Это поможет правильно дышать, препятствуя развитию грудного дыхания и развивая смешанно-диафрагматическое. В дальнейшем это движение руками можно сопровождать не наклоном, а приседанием, при котором тело как бы сжимается и в это время, как и при наклоне, происходит вибрирование губами.

Упражнение 10. «Спираль»

Вы стоите прямо. Ощутите вертикаль своего тела, ваш позвоночный стержень устремлен вверх. Следите за тем, чтобы плечи не напрягались, локти не прижимались к телу. Кисти свободны, колени упругие, чуть согнутые. Склоните голову и покачайте ею из стороны в сторону, потом подключите к движению все тело. Вы должны скручиваться как спираль то в одну, то в другую сторону. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые вызывают прикосновения волос к коже лица, шеи, ушей. Если у вас короткие волосы, то почувствуйте прикосновения одежды к вашему телу. Амплитуда движений сначала должна быть небольшой, все происходит медленно. Вслед за телесными ощущениями органично должно возникнуть и вибрирование, зарождающееся в губах и доходящее до ступней.

Вариации упражнения:

· Почувствуйте легкость своего тела. Ваша голова легкая, она почти отрывается от шеи, руки легко разлетаются в разные стороны, все части вашего тела как будто отделяются друг от друга;

· Ваше тело тяжелое, движения медленные, вы будто придавлены к полу.

Упражнение 11

Представьте, что с внешней стороны у вашей левой ноги лежит тяжелый лук, вы его можете поднять только двумя руками, в тот момент, когда вы наклоняете свое тело, оно скручивается. Теперь натяните тетиву и отпустите на вибрировании стрелу. Объект, на который вы направляете стрелу, – это выбранный вами партнер. Теперь поднимите лук, который лежит возле правой ноги. Повторите это упражнение несколько раз. Скручивая тело то вправо, то влево.

Упражнение 12

Вы стоите в кругу. Ваши колени пружинят, локти согнуты. Скользящим движением от локтя правая ладонь ударяет левую и «выстреливает» в партнера, правая рука устремляется вперед. Ваш «выстрел» руками сопровождается вибрированием губами. Обратите внимание на то, что и в этом упражнении работает все тело.

Вместо вибрирования включите звукосочетания: СТРУМ, СТРОМ, СТРАМ, СТРЭМ, СТРИМ, СТРЫМ. Попробуйте произнести на одном выдохе эти звукосочетания один раз, два, три… Тренируйте длительность выдоха, не теряйте объект, учитесь распределять дыхание.

Упражнение 13. «Баскетбол»

Вы не раз видели, как играют в баскетбол. Теперь постараемся применить эту игру в нашем тренинге.

Исходное положение: тело наклонено к опорной ноге. Корпус слегка «завернут». Принцип выполнения упражнения такой же, как и в предыдущем, но на этот раз кисти берут мяч и при развороте тела, одновременно с прыжком забрасывают его в баскетбольную корзину. Момент забрасывания мяча сопровождается вибрированием. Не забывайте, что в момент броска мяча ваше тело в прыжке устремляется вверх.

Теперь вместо вибрирования добавляем звукосочетание «БА!».

Упражнение 14. «Кошки»

Студенты стоят боком к центру круга. Левая опорная нога чуть выставлена вперед, ноги слегка расставлены. Наклонитесь к опорной ноге. Тело сжато как пружина. Почувствуйте себя кошкой. В момент опасности она должна среагировать на нее. Кисти рук тяжелые. Внимание сосредоточено. Сделайте вдох. Вы чувствуете опасность правым плечом, правым ухом. Импульс поднимает и разворачивает ваш корпус, вы следуете за правой рукой, раскрывая грудную клетку. Выдох происходит на вибрировании.

При выполнении этого упражнения не забывайте, как грациозна и элегантна кошка. Поэтому не могут быть жесткими ноги. От ее удара, в данном случае вибрирования, враг, на которого она нападает, должен ощутить боль, т.е. импульс должен быть силен энергетически. Не забывайте прислушиваться к опасности. Сначала направление нападения – «в круг», а потом - «из круга».

Дальше студенты в круге работают по одному. Каждый должен зацепить взглядом объект опасности и направить на него свое внимание, импульс, энергию.

Следующий этап – студенты работают по очереди, подхватывая ритм друг друга. Должно возникнуть ощущение звучащего, вибрирующего круга.

Теперь по команде педагога добавляется звук «ХОП!». Педагог говорит «И», а студенты вместо вибрирования – «ХОП!». При этом он вкладывает в это слово разные интонационные и эмоциональные оттенки, которые студентам необходимо различить и продублировать в своем высказывании.

Упражнение 15

Тело сжато как пружина и вместе с руками направлено к опорной ноге, скользящим по диагонали от ступней через подвздошные мышцы, энергетически наполненным движением рука вместе с кистью направляет тело то внутрь круга, то из круга. Начните это движение вместе с вибрированием, позднее подключите текст:

Маланья-болтунья…

Фраза направлена в партнера, который стоит в круге. Затем тело возвращается в исходное положение: сжато и направлено к опорной ноге. Опять движение и текст:

Маланья- болтунья молоко…

Вернитесь в исходное положение. Удлиняется фраза, удлиняется выдох, ваше высказывание стремится к последнему слову:

Маланья- болтунья молоко болтала выбалтывала.

И опять сначала:

Маланья-болтунья молоко болтала выбалтывала, болтала выбалтывала, да не выболтала.

В этом упражнении мы не только развиваем дыхание на длинной фразе, но и приучаем себя преодолевать многоударность в произнесении фразы. В нашем упражнении ударным является последнее слово, которое несет смысловую нагрузку всей фразы.

Обязательно направляйте свою мысль и движение на партнера.

Упражнение 16

Студенты стоят в круге.

Кистью руки рассекайте воздух перед собой. Следите за движением. Кисть становится ведущей. Она направляет движение тела. Следовательно, происходит изменение центра тяжести. Движения произвольные. Кисть может подниматься и опускаться, заставляя тело сжиматься, заводить корпус назад. Но при этом следите за тем, чтобы голова не задиралась, рот был полуоткрыт, нижняя челюсть свободна, добавьте к этому движению текст, который поможет озвучить и оправдать движение:

На мели мы лениво налима ловили,

И меняли налима мы вам на линя,

О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня.

В данном упражнении ваша кисть «как скользкий налим», которого нужно удержать. Значит, не только кисть движется произвольно, но меняется и наш голос, его высота в зависимости от движения кисти. Корпус и голова следуют за кистью. Не забывайте включать во время выполнения упражнения свое воображение и фантазию, необходимые для актеров: «вижу что есть, отношусь как к заданному».

Упражнение 17. «Часы»

Исходное положение – стоя, ноги слегка расставлены. Рука поднята, ладонь перед глазами, тыльной стороной повернута к лицу. Представьте, что она двигает стрелки часов. Тело все время находится в движении, оно следует за кистью. Прямое и статичное положение корпуса сохраняется в двух случаях – когда «стрелки» указывают на «шесть» и «двенадцать».

Теперь, передвигая стрелки назад, вспоминайте, что происходило с вами в это время, постарайтесь прожить эти моменты. Тренируйте свою эмоциональную память. Это одна из самых важных составляющих актерской профессии.

Упражнение 18

Представьте, что вы играете на пианино: колени чуть согнуты, кисти мягкие, локти не прижимайте, сохраняйте триединство: «колени – кисти –подбородок».

Попробуйте движениями кистей, напоминающими игру на пианино, двумя руками задать ритм:

Ба-бабаба-ба-ба.

Бабаба-ба-ба-баба.

Сначала все участники круга повторяют этот ритм, в дальнейшем можно импровизировать: каждый третий студент, стоящий в круге, задает свой ритмический рисунок. Это упражнение не только воспитывает внимание, но развивает речевой слух, воспитывает чувство ритма.

Упражнение 19

Падение на одну ногу, затем на другую. Ступни приходят в одну точку пола. Ваше тело, кисти рук, колени, ступни мышечно свободны, ведут себя непринужденно, но в то же время провоцируют повышенную тяжесть, особенно в момент приземления. Составьте ритмическую цепочку с помощью слога БА:

-ба баба ба

-бабабаба-баба-баба.

Составьте свои варианты. В них могут быть речевые паузы, замирание тела и речи, что даст возможность играть со слогом и импровизировать в движении.

Включите в упражнение текст:

По губам бы бабу бы по губам,

По буграм бы бабу бы по буграм

По губам, губам, губам бы.

По буграм, буграм, буграм бы.

Не выполняйте это задание, как простое физическое упражнение. Включайте свою фантазию: какая это баба, каких размеров, как вы к ней относитесь.

Повторите это упражнение, не останавливая движения, не менее трех раз.

Восстановите дыхание с помощью вибрирования, выводя руки поочередно вперед, не забывайте, что движение идет от центра спины.

Попробуйте еще раз повторить это упражнение. После физической нагрузки, обязательно восстанавливайте дыхание.

Упражнение 20

Вы стоите в круге, возьмитесь за руки, сделайте два приставных шага вправо, а затем – четыре.

Задание:

Придумайте свои ритмы: например 2-4-3; 2-4-3….

Разделитесь на два круга: один движется в одну сторону, другой – в другую. У каждого из них может быть свой ритмический рисунок. Начиная с простого, усложняйте задание и увеличивайте темп.

Упражнение 21. «Пятнашки»

Теперь можно немного отдохнуть. Вспомните детство и игру в пятнашки (салочки, горелки, догонялки). Цель игры – догнать своего партнера и коснуться его рукой. Почувствуйте себя свободно: бегайте, прыгайте, увертывайтесь, приседайте, взлетайте, кувыркайтесь, ползайте, обманывайте партнера, резко тормозите или увеличивайте скорость. Речевых ограничений в этой игре нет. Вы можете использовать вибрирование, различные восклицания, выкрики, междометия, слова и даже дразнилки.

Примечание «Дразнилки»

· Тинь - тиньк´ а,

Подай блинк´ а,

Последний кусок,

Мочальный усок!

· Васька-Васюк,

Полезай на сук,

Там кошку дерут –

Тебе лапку дадут.

· Вася-Васенок –

Худой поросенок,

Завяз в траву –

Кричит: «Мяу,

Не вылезу».

· Васька-Васенок –

Худой поросенок,

Ножки трясутся

Кишки волокутся.

- Почем кишки?

- По три денежки.

· Вася-Гарася

Нога порвалася,

Стали тащить –

Он пуще пищит.

· – Как тебя зовут?

– Зовут зовуткой,

Величают Уткой.

· – Кто?

– Дедушко Пыхто

– Да бабушка Никто

· – Ты чей? Ты откуда?

– Из зеленых луг

Ананьин внук,

Курицын племянник,

Петухов сынок.

Упражнение 22. «Имя»

Распределитесь на площадке, чтобы не мешать друг другу. Представьте себе, что прямо перед вами расположен огромный лист бумаги. Нижний край его находится на полу, а верхний – выше вашей головы. Используйте вибрирование, чтобы написать на нем свое имя печатными буквами. Эти буквы должны занимать весь лист. Поэтому получится, что вы пишете свое имя не только звуком, но и всем телом. Для этого вставайте на носки, тяните шею, губы, наклоняйтесь как можно ниже, опускайтесь на колени, ложитесь на пол. Однако в ходе упражнения следите за тем, чтобы ваше тело не скрючивалось и нигде не закрепощалось. Двигайтесь максимально плавно, без рывков, не сжимайте зубы.

Теперь повторите то же самое с фамилией.

Упражнение 23

Вы ложились на пол, чтобы огромными буквами написать свое имя и, естественно, испачкались. Теперь отряхните друг друга, сопровождая движения вибрацией.

Упражнение 24

Встаньте в круг, найдите глазами адресат и назовите ему полностью свое имя и фамилию. Не «комкайте» текст. Вспомните, какими большими буквами вы его писали.

Обратите внимание, что ваше имя имеет свое значение. Озвучьте его, например:

Мария – «госпожа», Ольга – «святая», Екатерина – «чистая», Елена – «сверкающая», Анастасия – «воскресшая», Елизавета - «почитающая Бога», Дарья – «дарованная» и т.п.

Владимир – «владеющий миром», Георгий – «земледелец», Сергей – «высокочтимый», Александр – «защитник», Иван – «милость Божия», Олег – «священный», Евгений – «благородный» и т.п.

Упражнение 25. «Шар»

Ноги расставлены немного шире плеч. Попружиньте на коленях. Пружиня, переносите центр тяжести с колена на колено: то чуть больше сгибается правое колено, то левое.

Согните правую руку в локте и поднимите перед собой, кисть расслаблена. Другая рука вытянута в сторону и тоже расслаблена. Она как бы держит объем воздуха. Кисть правой руки на уровне груди ведет влево, тыльной стороной проводит по груди, локоть опускается вниз, плечо поднимает локоть, разворачивает кисть и движение продолжается. Таким образом, рука как бы обрисовывает в воздухе шар. Тело «плавает» вместе с шаром, постоянно меняя центр тяжести. Вторую руку не прижимать. Она балансирует и удерживает тело. Не делайте движений бедрами. Обрисовывайте шар на вибрировании. Шар может быть разного размера: очень большой или очень маленький. Совершая движение вокруг шара, следите за округлостью локтя, пространственной свободой плеча, легкостью «парения» тела вслед за кистью. «Шар не имеет углов и провалов. Воображаемый шар обладает магической силой притяжения. Он организует движение материи вокруг центра. Вы – ваше тело, ваше внимание, ваш голос – все подчинено шаровому вращению». [8]

Вспомните стихотворение Д.Хармса:

Действительно

Мы к шару чувствуем почтенье

И даже перед шаром снимаем шляпу.

Лишь только то высокий смысл имеет,

что узнает в своей природе бесконечность.

Шар бесконечная фигура.

Теперь поработайте с шаром левой рукой.

На следующем этапе «возьмите» небольшой шар, работайте кистью. Вместо вибрирования используйте слово «давай». Давайте мячу команду, произнося «давай-давай», подгоняйте его.

Добавьте текст к движению кисти и тела:

Катился, крутился,

Крутился, катился,

Катился и скрылся клубок.

А я догадался,

Куда он девался,

А ты догадаться не смог.

«Катился клубок» - это одно действие, оно плавное, а вот «крутился» – совсем другое. Меняется темпо-ритм речи, изменяется объем звука.

Поиграйте этим воображаемым клубком сначала сами, а потом перебросьте партнеру, стоящему рядом, а в дальнейшем – любому, на ком сконцентрируйте свое внимание.

Обратите внимание на то, что кисть, которая работает с воображаемым клубком, отвечает за нашу артикуляцию и, следовательно, наша артикуляция, голова, тело идут за кистью. Вторая рука не должна быть прижата к телу. Она отвечает за дыхание, держит объем.

Теперь осуществите вращение двумя кистями вокруг шара. Используйте обе кисти. Движение энергии направлено наружу от центра шара, через верх от себя, обволакивание шара – кистями от груди наружу. Обе кисти движутся одновременно. «Из шара исходит тепло, и вы напитываетесь его теплом, а то и жаром, ощущаете теплоту своего выдоха - «теплый выдох», такой желательный на тренинге, получает энергию бесконечности, энергию шаровращения». [9] В этом упражнени можно использовать как вибрирование, так и принцип «теплого выдоха».

Новый этап упражнения с шаром опять заставляет включаться наше воображение: руки свободны, опущены вниз. Следите за летящим шаром взглядом, двигая головой и всем телом, подгоняя его словом, направляя и передавая партнеру

Теперь, тренируя артикуляцию, замените слово «давай» на звукосочетание «ВЗЯ». Заставляйте подниматься верхнюю губу, артикуляционно настраивая направление звука.

Упражнение 26

Вытяните руку вперед перед собой, ладонью вверх. Представьте, что она – ваш язык. Язык загибается, он объемен. Он движется одновременно с произнесением звука «ЖЖЖ». Теперь ваша кисть – это сам звук. Почувствуйте его движение, поиграйте им в пространстве.

Упражнение 27. «Нырнуть - вынырнуть»

Представьте, что вы стоите по пояс в воде. Потянитесь вверх и почувствуйте мышечное напряжение. Наберите как можно больше воздуха и на плавном и неспешном приседании как бы нырните с головой. Кисти должны вести ваше тело вниз. Одновременно с нырком вы произносите: «ОЙ-ОЙ-ОЙ». Достигнув пола, сожмитесь, «свернитесь в комок». Теперь те же кисти ведут вас вверх, давая вам «вынырнуть». Ваше тело поднимается «из воды» со звуком «АЙ». И опять вы движетесь вниз, ныряете, а тело сжимается.

Это упражнение позволит вам прочувствовать один из важнейших принципов тренинга – ощущение вертикали, благодаря которому тело стремится к согласованности движений.

Упражнение 28. «Плавание кролем»

Кроль (англ. crawl — ползание) — стиль плавания на животе, в котором левая и правая часть тела совершают гребки попеременно. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, во время чего ноги, в свою очередь, тоже попеременно поднимаются и опускаются. Лицо плывущего находится в воде, и лишь периодически во время гребка голова поворачивается, чтобы сделать вдох. Кроль считается наиболее быстрым способом плавания.

Сымитируйте этот стиль. Во время выполнения упражнения ваши ноги должны быть мягкими. Работают руки. Поочередные движения рук сопровождаются вибрированием.

Теперь поменяйте стиль плавания на «баттерфляй»: ваши руки одновременно совершают широкий и мощный гребок. Не забудьте о вибрировании.

Упражнение 29. «Волна»

Студенты стоят в круге.

Представьте, что вы стоите в воде. Ощутите песок под своими ногами. Почувствуйте на себе удар волны. Он приходится на диафрагму. Следите за шеей и плечами, не задирайте голову. Почувствуйте, как волна дотрагивается до вас. Она тоже чувствует это прикосновение. Удерживайте волну диафрагмой, но нигде не закрепощайтесь. Самое сложное в этом упражнении – почувствовать одновременно свободу и крепость выдоха, удержать волну, не напрягая шею. На выдохе удар заставляет тело слегка отклониться назад. Руки мягко расходятся в стороны. Происходит вибрирование.

Повторите упражнение несколько раз.

Вариация упражнения:

· Работа в круге. Один студент в круге принимает волну другого.

Примечание

При выполнении этого упражнения очень важно ощущать движение других вокруг вас, попытаться предугадать их. Необходимо прочувствовать перспективу для беспрепятственного движения собственного тела в пространстве. Учитесь углублять свое чувство перспективы.

· Работа в круге. Положите руки на предплечья своих соседей. На выдохе, сопровождающемся вибрированием, рукой мягко толкните партнера, создавая рукой волну от предплечья до кисти. В движении участвует все тело.

· Разделитесь на две команды и встаньте друг напротив друга. Одна команда вибрированием имитирует звук набегающей волны и двумя руками от центра спины посылает волну другой команде. Они озвучивают это движение текстом:

Прием «оттяжки» применю,

Когда по «лесенке» пойду;

И вымыслом воображенья

Я оправдаю повышенья.

Вообразите: море... шквал...

Как подступал девятый вал.

Идет волна.

Еще волна...

Вот третья им во след спешит,

За нею, силою полна,

Волна четвертая бежит.

Вот пятая о скалы бьется

И отступает далеко...

Стремителен шестой полет:

Она, взмывая высоко,

Разбилась в брызги!

И опять

Пошла на берег наступать

Волна седьмая!

Вслед — восьмая!

И я слегка звук опускаю,

Волною новою пленен.

Мне грозный рокот моря слышен.

Мой голос крепнет!

Силы полн,

Звучит он выше,

выше,

выше...

Встает огромною волной

Девятый вал... передо мной!

В движении участвуют не только руки, но и все тело. Команды меняются задачами на каждой строке.

· Этот же текст можно произносить стоя полукругом и произнося текст по очереди, по строке. Должна быть произведена звуковая модуляция, имитирующая движение волны: с каждым новым произнесением тон повышается. Все студенты, за исключением говорящего, работают на вибрировании.

Идет волна.

Еще волна (очень легкое повышение на слове «еще»)…

Вот третья им во след спешит (снова небольшое голосовое повышение),

За нею, силою полна (голос немного вниз, чтобы «поднять» слова следующей строки),

Волна четвертая бежит (голос выше).

Вот пятая о скалы бьется

И отступает далеко (голосовая оттяжка и опятьвверх к «шестой» волне)…

Стремителен шестой полет:

Она, взмывая высоко,

Разбилась в брызги (держитесь того же тона)!

И опять

Пошла на берег наступать

Волна седьмая (звук слегка понизился, чтобы взятьразгон вверх, на каждом слове

к «седьмой» волне)!

Вслед — восьмая (еще выше)!

И я слегка звук опускаю,

Волною новою пленен (голосовая оттяжка, надо

подобраться к самой высокой и самой сильной ноте звучания).

Мне грозный рокот моря слышен.

Мой голос крепнет (началось повышение)!

Силы полн,

Звучит он выше (легкое понижение перед

броском вверх),

выше,

выше...

Встает огромною волной

Девятый вал (самая высокая тональность)…

передо мной (голос понизился, заканчивая мысль)!

Упражнение 30

Вы стоите в воде. Проведите вокруг себя кистями рук по воде. Добавьте к этому движению вибрирование губ.

Замените вибрирование на текст:

Вы или не вы ловили на мели налима (ведет правая рука)

На мели ловили вы, или не вы (левая рука ведет на право)

Вы или не вы меняли на линя налима (правая)

На линя меняли вы, или не вы (левая)

Вы или не вы молили о любви меня (правая)

Молили о любви вы, или не вы (левая)

Вы или не вы манили на лиманы (правая),

В туманы на лиманы манили вы, или не вы (левая).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.