Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОММЕНТАРИИ. Данная проблема определятся во многом способностью человека управлять собственным вниманием в условиях большого объема информационных сообщений






Данная проблема определятся во многом способностью человека управлять собственным вниманием в условиях большого объема информационных сообщений. Одним из способов концентрации внимания – это умение точно определить, какого рода информация требуется в данной ситуации. В зависимости от того, какая информация более актуальна в данный момент времени включается или процесс слышания (восприятие звуков, слов и предложений, т.е. физиологически речь как таковую) или слушания (восприятие не только информационного сообщения и его смысла, но и коммуникатора).

Эффективность процесса слушания возрастает, если реципиенту удается ответить на вопрос: «Для чего я это слушаю?», т.е. сформулировать цели получения информации (понимание, оценка и др.). Именно, по мере их усложнения происходит переход от слышания к слушанию, при котором увеличиваются энергетические затраты на адекватность понимания сообщения:

1 – способность слушать, т.е. процесс слышания, как базовый для звукового восприятия;

2 – слушать, чтобы понять содержание информационного сообщения;

3 – слушать, чтобы запоминать содержание сообщения;

4 – слушать, чтобы проанализировать и оценить содержание информационного сообщения;

5 – слушать, чтобы помочь другим людям высказаться.

Опираясь на данную схему необходимо выявить цели, которые ставит перед собой слушатель в конкретной ситуации и поставить цель, значит определить какой уровень слушания адекватен данной ситуации, какие энергетические затраты требуются от человека. Психологи часто связывают проблему слушания (слушателя) с его неспособностью определит уровень, который соответствовал бы данной ситуации. Поэтому, чтобы эффективно управлять этим процессом, коммуникатор должен определять и направлять реципиента на соответствующие цели слушания и настраивать его на определенный уровень.

Поставленные цели слушания требуют от слушателя владения определенными навыками работы с информацией, а также умения включать волевое регулирование, т.е. управлять собственными эмоциями.

В процессе слушания принято выделят 3 стадии:

На первой стадии (поддержка) главная цель – дать возможность человеку выразить свою позицию. Для достижения этой цели необходимо использовать следующее: глухое молчание (видимо отсутствие реакции), поддакивание («ага», «угу», кивание), «эхо-реакция» (повторение последнего слова), эмоциональное сопровождение («ух», «ах», «здорово»).

На второй стадии (уяснение)главная цель – убедиться в правильности понимания реципиентом коммуникатора. Для этого могут задаваться уточняющие, наводящие, открытые или закрытые вопросы, используется «парафраз» (передача содержания высказывания партнера другими словами).

На третьей стадии (комментирование)главная цель – высказывание слушателем своего мнения по поводу услышанного. Это может быть совет, рекомендация, оценка и т.д.

Таким образом, слушание рассматривается как активный процесс, требующий от реципиента (слушателя) сложившихся навыков и волевых усилий, чтобы в целом процесс взаимодействия был эффективным.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.