Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Темы лекций






I. Общая характеристика курса

Отечественная история изучает исторические процессы, события и явления. Происходящие на территории России в период с IX по начало XXI вв. Это одна из базовых гуманитарных дисциплин и один из важнейших предметов учебного плана образовательных учреждений России, поскольку наиболее полно аккумулирует и системно передает социальный опыт человечества. Одновременно история Отечества формирует личную ориентацию и гражданскую позицию у молодежи.

В концепции модернизации российского образования обращается внимание на востребованность в современном обществе высокообразованных, предприимчивых специалистов, имеющих четкие нравственные ориентиры, способных к сотрудничеству. Умеющих принимать самостоятельные решения, отличающихся мобильностью. Конструктивностью и ответственностью за дальнейшее развитие страны. В воспитании этих качеств вносит значительный вклад отечественная история.

Целью изучения курса «Отечественной истории» является ознакомление с фактическим материалом по истории страны, основными тенденциями и закономерностями развития общества, методологией исторических исследований.

Задачи курса:

1) воспитание гражданственности и патриотизма

2) усвоение сущности исторического процесса

3) развитие аналитических и творческих способностей студента.

Курс истории России изучается на заочном отделении ряда специальностей в течении одного семестра. Тематически он делится на несколько блоков, охватывающих историю.

Киевская Русь, Московского государства, Российской империи, Советского государства и изложение событий в современной России, количественно включает в себя восемь часов лекций, восемь часов семинаров (для обучающихся по сокращенной программе объем соответственно уменьшается), подготовку контрольной работы и экзамен.

При этом на самостоятельную работу студента учебным планом большинства специальностей отводится 130 часов.

 

 

II. Краткое содержание курса.

Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки.

Исторические источники и методологические подходы. Историография истории России.

Древняя Русь в VI-XIII вв.

Проблема этногенеза восточных славян, их место и роль в истории средневековой Европы. Становление Древнерусского государства. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. Выбор исторических путей развития в кон. XI – нач. XIII вв. Борьба с внешней опасностью в XIII в.

 

Московская Русь в XIV-XVII вв

Формирование Русского централизованного государства: традиции и особенности социально-политического развития. Оформление сословно-представительной монархии в эпоху Ивана IV Грозного и ее трансформация в деспотизм. Кризис российской государственности в конце XVI- нач. XVII вв. Смутное время и альтернативность путей развития страны. Противоречивый характер экономических процессов в XVII веке.

Эволюция политического строя в XVII в. Складывание абсолютизма и его характерные черты. Проблемы внешней политики в XVII в. Культура Московской Руси.

 

Российская империя в XVIII в.

Характерные черты эпохи просвещения. Модернизационные процессы в Европе и России. Основные направления «европеизации» России при Петре I и ее результаты.

Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.)Политика «просвещенного абсолютизма»

Екатерины II. Правление Павла I.

Внешняя политика России в XVIII в. Культура России в XVIII в.

 

Россия в XIX – начале XX вв.

Переход России от традиционного общества к индустриальному. Промышленный переворот как стержень экономической модернизации в XIX в. Попытка изменения самодержавного характера власти и решение крестьянского вопроса. Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на политическую жизнь. «Великие реформы» 1860-1870 гг. Внутренняя политика Александра III. Культура России в XIX в., ее противоречия и вклад в мировую культуру.

Россия на рубеже XIX-XX вв. Результаты индустриальной модернизации.

Особенности политического развития и начало российского парламентаризма.

Классификация, программа и тактика политических сил в начале XX в. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.) Февральская революция и альтернативы развития общества в 1917 г. Причины победы большевизма в России.

 

Советское государство (1917-1991 гг).

Формирование Советской государственной системы. Гражданская война в России (1918-1920 гг.)

Экономическая стратегия большевиков: от «военного коммунизма» к нэпу (1921-1928 гг.)

Индустриализация как основа экономической модернизации советского образца. Коллективизация сельского хозяйства. Формирование тоталитаризма в стране.

Предпосылки Второй мировой войны и участие в ней Советского Союза (1939-1945 гг.)

Складывание двухполюсного мира. Политика Н.С.Хрущева: экономические реформы и политическая либерализация. Ужесточение политического режима и попытки экономических преобразований в сер. 1960-сер. 1980-х гг.

Политика М.С.Горбачева: ускорение, гласность, перестройка. «Новое мышление» и изменение международной реальности.

 

Современная Россия (после 1991 г.)

Радикальная социально-экономическая реформа. Конституция 1993 г. И изменение политической системы. Внешняя политика и глобальные проблемы современности.

 

III. Темы лекций

1. Древняя Русь в IX-XIII вв. (2ч)

2. Образование и развитие Московского централизованного государства (XIV-XVII вв.) 2ч.

3. Российская империя в XVIII в. (2ч.)

4. Эволюция Российского государства в XIX – началеXX вв. (2ч).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.