Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О человеке






1. Проблема человека в историко-философском контексте.

2. Проблема становления человека. Биологическое и социальное в человеке.

3. Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Свобода и ответственность личности.

4. Смысл человеческого существования.

 

Основные понятия: антропология, антропосоциогенез, труд, практика, биологическое и социальное в человеке, человек, индивид, индивидуальность, личность, свобода, ответственность, смысл жизни, гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, этика долга, утилитаризм, прагматизм.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека? Охарактеризуйте их.

2. Каковы причины роста интереса к антропологической проблематике?

3. Сопоставьте различные концепции происхождения человека.

4. Что такое антопосоциогенез? Как современная наука решает вопрос о происхождении человека?

5. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? Какие решения этой проблемы вы знаете?

6. Объясните понятие «личность». В чем его отличие от понятия «индивид»?

7. Имеет ли смысл человеческая жизнь? Какие варианты философских ответов вы знаете? Какому из них вы отдаете предпочтение?

8. В чем состоит специфика философского рассмотрения человека?

9. Необходимо ли человеку бессмертие? Аргументируйте свой ответ.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема человека в западной философии.

2. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема бессмертия.

3. Свобода личности как предмет философских размышлений.

4. Творческие способности человека: их пределы и условия.

 

Литература

1. Введение в философию. В 2-х ч. Ч. 2. - М., 1990. – Гл. 9, 17.

2. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. - 1999.- № 2. С.101-106.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 1998. – Гл. 2.

4. Лук А.Н. Психология творчества. - М., 1978.

5. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2. – М., 1991. – Раздел 5.

6. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. /Под ред. В.Г. Безносова, А.Ф. Замалеева. – Спб., 1995.

7. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Гл. 22.

8. Философия. В 2-х ч. Ч.2. / Под. ред. В.И. Кириллова. – М., 1999. – Гл. 7.

9. Философия / Под ред. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. – М., 1996. – Гл. 5, 6, 7.

10. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М. 1991.

Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Общество как саморазвивающаяся система.

2. Основные подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

3. Формационная и цивилизационная концепции исторического развития.

4. Общественный прогресс и его критерии.

 

Основные понятия: общество, общественное производство, производительные силы, производственные отношения, исторические формы общности, нация, социальная группа, класс, страта, стратификация, политика, государство, право, формация, цивилизация, общественный прогресс.

 

Контрольные вопросы

1. Что отличает общество как систему от других систем?

2. Охарактеризуйте основные подсистемы общества. Как они взаимосвязаны?

3. Что такое формация? Каково содержание формационного подхода к проблеме исторического развития?

4. Что понимается под цивилизацией? Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

5. В чем суть цивилизационного подхода к проблеме исторического развития?

6. Какой из критериев общественного прогресса выступает как наиболее важный? Почему?

7. Существуют ли пределы развития общества? Обоснуйте свой ответ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.