Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В организационном поведении принято различать две разновидности власти.






  1. Власть руководителя - возникает в силу его возможности изменить характер и интенсивность проявления всех мотивов трудовой деятельности персонала (оплата, карьера, гарантия занятости и т.д.)
  2. Власть персонала следует из объективного существования в любой организации следующих явлений:

- наличия у персонала информации, необходимой руководителю;

- возможности группового сопротивления работников организации решениям ее руководителя;

- авторитета неформальных лидеров;

- возможности жалоб, судебных исков и других действий на решения руководителя.

В своей деятельности менеджер должен стремиться к разумному балансу власти с персоналом, чтобы избежать нежелательных конфликтов.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Влияние – это поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелания, угрозу, приказ, мнение и т.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определенной зависимости от другого. Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач, т.е. быть лидером.

Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.

Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителей, т.е. чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Согласно общепринятой точке зрения, власть – это возможность индивидуума оказывать влияние на поведение других лиц. В свою очередь, влияние - это результат изменения менеджером поведения работника в ходе взаимодействия с ним. Различие между этими понятиями состоит в следующем: власть – это рычаг воздействия на поведение человека, а влияние – итог действия этого рычага.

Власть – это возможность влиять на поведение других людей. Существуют пять основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено. Это влияние через страх (страх потерять работу, уважение, положение в обществе). Данная форма власти приводит к определенным результатам, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль. Кроме того, в условиях жесткого контроля у работников появляется скованность, отчуждение, желание обманывать руководителей, искажать отчетные данные, текучесть кадров;

2. Власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над другим человеком, если тот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом. Рассматривается как наиболее эффективная форма власти. Однако ее применение возможно в том случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчиненных;

3. Экспертная власть – осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний. Подчиненный убежден, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности;

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Эта власть построена на силе личных качеств и способностей лидера и носит название харизма. Харизматическая личность наделена следующими свойствами: внушительная внешность, умение говорить, умение держаться в коллективе, независимый характер;

5. Законная власть – основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации. В данном случае человек реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически.

Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных чувства протеста и непокорности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.