Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Дис­ци­п­ли­на «Ис­то­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва за­ру­беж­ных стран» - од­на из ба­зо­вых в сис­те­ме юри­ди­че­ских на­ук






 

Дис­ци­п­ли­на «Ис­то­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва за­ру­беж­ных стран» - од­на из ба­зо­вых в сис­те­ме юри­ди­че­ских на­ук. Изу­че­ние дан­ной дис­ци­п­ли­ны по­зво­ля­ет по­нять наи­бо­лее об­щие за­ко­но­мер­но­сти го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых сис­тем в их ис­то­ри­че­ской эво­лю­ции. Ис­сле­до­ва­ние про­цес­сов ге­не­зи­са, ста­нов­ле­ния, рас­цве­та и упад­ка го­су­дар­ст­ва и пра­ва в тех или иных ци­ви­ли­за­ци­ях спо­соб­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию об­щей и про­фес­сио­наль­ной куль­ту­ры. Оно по­зво­ля­ет по­нять, что су­ще­ст­во­ва­ние оп­ре­де­лен­ных го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых ин­сти­ту­тов ис­то­ри­че­ски обу­слов­ле­но и за­ви­сит от уров­ня раз­ви­тия об­ще­ст­ва, ре­шае­мых им за­дач и пра­во­вой куль­ту­ры на­се­ле­ния дан­но­го ре­гио­на.

При изу­че­нии ис­то­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва за­ру­беж­ных стран нель­зя за­бы­вать, что вы имее­те де­ло с нау­кой, ко­то­рая по сво­ему ха­рак­те­ру яв­ля­ет­ся пра­во­вой (юри­ди­че­ской), а по­то­му вас долж­ны ин­те­ре­со­вать в пер­вую оче­редь го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вые яв­ле­ния. Следовательно, вся­кий изу­чае­мый ма­те­ри­ал на­до вос­при­ни­мать с точ­ки зре­ния его от­но­ше­ния к раз­ви­тию го­су­дар­ст­ва и пра­ва, по­сколь­ку он под­чи­нен за­да­чам вы­яв­ле­ния юри­ди­че­ской спе­ци­фи­ки в про­ис­хо­дя­щих со­бы­ти­ях.

Са­мо­стоя­тель­ная под­го­тов­ка, лек­ции, ра­бо­та на се­ми­нар­ских за­ня­ти­ях, в том чис­ле и с тек­ста­ми па­мят­ни­ков пра­ва, со­дей­ст­ву­ют по­яв­ле­нию у сту­ден­тов на­вы­ков ра­бо­ты с нор­ма­тив­но-пра­во­вы­ми до­ку­мен­та­ми, раз­ви­тию ана­ли­ти­че­ских спо­соб­но­стей. Ком­мен­ти­ро­ва­ние и тол­ко­ва­ние за­ко­но­да­тель­ных ак­тов по­мо­га­ют кри­ти­че­ски мыс­лить, до­ка­за­тель­но, ло­ги­че­ски, по­сле­до­ва­тель­но, гра­мот­но и убе­ди­тель­но из­ла­гать свои до­во­ды. Струк­ту­ра кур­са по­строе­на на ис­поль­зо­ва­нии хро­но­ло­ги­че­ско­го прин­ци­па. Вы­но­си­мые на се­ми­нар­ские за­ня­тия и са­мо­стоя­тель­ную под­го­тов­ку во­про­сы де­та­ли­зи­ру­ют и уточ­ня­ют со­дер­жа­ние лек­ци­он­но­го цик­ла.

При са­мо­стоя­тель­ной под­го­тов­ке на пер­вом мес­те долж­но сто­ять не за­учи­ва­ние и за­по­ми­на­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, а стрем­ле­ние по­нять и вы­де­лить наи­бо­лее об­щие чер­ты и ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти воз­ник­но­ве­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ния и по­сле­дую­щих из­ме­не­ний пра­во­вых обы­ча­ев и за­ко­нов от­дель­ных стран в их взаи­мо­свя­зи с вла­ст­ной дея­тель­но­стью уч­ре­ж­де­ний го­су­дар­ст­ва. То есть вы долж­ны нау­чить­ся клас­си­фи­ци­ро­вать, обоб­щать, сис­те­ма­ти­зи­ро­вать ма­те­ри­ал, вы­де­ляя в нем глав­ное.

Ис­то­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва за­ру­беж­ных стран тес­но свя­зана с со­дер­жа­ни­ем та­ких кур­сов, как «Ис­то­рия по­ли­ти­че­ских и пра­во­вых уче­ний», «Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва», «Кон­сти­ту­ци­он­ное пра­во за­ру­беж­ных стран». На­хо­дясь на сты­ке юри­ди­че­ских и ис­то­ри­че­ских на­уч­ных дис­ци­п­лин, «Ис­то­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва за­ру­беж­ных стран» рас­кры­ва­ет спе­ци­фи­ку юри­ди­че­ско­го бы­та и пра­во­вой куль­ту­ры на­ро­дов в раз­лич­ные ис­то­ри­че­ские эпо­хи, объ­яс­ня­ет ме­ха­низ­мы дей­ст­вия пра­во­вых ин­сти­ту­тов и вла­ст­ных струк­тур.

В го­су­дар­ст­вен­ном стан­дар­те спе­ци­аль­но­сти к со­дер­жа­нию дис­ци­п­ли­ны предъ­яв­ле­ны сле­дую­щие тре­бо­ва­ния: Го­су­дар­ст­во и пра­во в стра­нах Древ­не­го Вос­то­ка: Еги­пет, Ва­ви­лон, Ин­дия, Ки­тай; ан­тич­ная ци­ви­ли­за­ция и ан­тич­ные го­су­дар­ст­ва: Древ­няя Гре­ция и Древ­ний Рим; ис­то­рия рим­ско­го пра­ва, два пу­ти раз­ви­тия сред­не­ве­ко­вых ци­ви­ли­за­ций За­па­да и Вос­то­ка; фео­даль­ные го­су­дар­ст­во и пра­во в стра­нах Ев­ро­пы: Анг­лия, Фран­ция, Гер­ма­ния и др.; роль хри­сти­ан­ст­ва и ка­то­ли­че­ской церк­ви; сред­не­ве­ко­вые го­су­дар­ст­ва Вос­то­ка: Ис­лам­ский мир, Араб­ский ха­ли­фат, Ин­дия, Япо­ния, Ки­тай; му­суль­ман­ское пра­во; воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие бур­жу­аз­но­го го­су­дар­ст­ва и пра­ва (Анг­лия, Фран­ция, Гер­ма­ния и др.); об­ра­зо­ва­ние анг­ло­сак­сон­ской и кон­ти­нен­таль­ной сис­те­мы пра­ва; го­су­дар­ст­во и пра­во но­вей­ше­го вре­ме­ни (США, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Гер­ма­ния Фран­ция и др.); го­су­дар­ст­во и пра­во в стра­нах Цен­траль­ной и Юго-Вос­точ­ной Ев­ро­пы, Аме­ри­ки, Азии и Аф­ри­ки: ос­нов­ные тен­ден­ции раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва за­ру­беж­ных стран в ХХ в.

В про­цес­се изу­че­ния ис­то­рии за­ру­беж­но­го го­су­дар­ст­ва и пра­ва сту­дент дол­жен знать:

1) ос­нов­ные пу­ти ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва;

2) ус­ло­вия и фор­мы раз­ви­тия го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых ин­сти­ту­тов за­ру­беж­ных стран;

3) ос­нов­ные фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие раз­ви­тие го­су­дар­ст­ва и пра­ва в рам­ках круп­ных ис­то­ри­че­ских пе­рио­дов (древ­ний мир, сред­не­ве­ко­вье, но­вое и но­вей­шее вре­мя);

4) ос­нов­ные по­ли­ти­ко-пра­во­вые док­три­ны древ­но­сти, сред­не­ве­ко­вья, но­во­го и но­вей­ше­го вре­ме­ни;

5) ме­ха­низм взаи­мо­дей­ст­вия го­су­дар­ст­вен­ных и пра­во­вых яв­ле­ний с эко­но­ми­кой, по­ли­ти­кой, мо­ра­лью и ре­ли­ги­ей на раз­ных эта­пах че­ло­ве­че­ской ис­то­рии;

6) иметь на­уч­ное пред­став­ле­ние о го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых яв­ле­ни­ях, об ос­нов­ных за­ко­но­мер­но­стях воз­ник­но­ве­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва;

7) ос­нов­ные ис­то­ри­че­ские ти­пы и фор­мы го­су­дар­ст­ва и пра­ва, осо­бен­но­сти го­су­дар­ст­вен­но­го и пра­во­во­го раз­ви­тия за­ру­беж­ных стран;

8) по­ни­мать роль го­су­дар­ст­ва и пра­ва в по­ли­ти­че­ской сис­те­ме об­ще­ст­ва, в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни в це­лом;

9) ос­нов­ные фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие раз­ви­тие го­су­дар­ст­ва и пра­ва, ка­на­лы взаи­мо­свя­зи го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых яв­ле­ний с эко­но­ми­кой, мо­ра­лью, идео­ло­ги­ей, ре­ли­ги­ей.

В про­цес­се изу­че­ния ис­то­рии за­ру­беж­но­го го­су­дар­ст­ва и пра­ва сту­дент дол­жен уметь:

1) вы­явить за­ко­но­мер­но­сти и ди­на­ми­ку раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва в ис­то­ри­че­ской рет­ро­спек­ти­ве;

2) ана­ли­зи­ро­вать оп­ре­де­ляю­щие тен­ден­ции го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­во­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва.

3) опе­ри­ро­вать юри­ди­че­ски­ми по­ня­тия­ми и ка­те­го­рия­ми;

4) це­ло­ст­но пред­став­лять хро­но­ло­гию ис­то­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва за­ру­беж­ных стран;

5) вла­деть прие­ма­ми срав­ни­тель­но­го ана­ли­за юри­ди­че­ских ин­сти­ту­тов раз­лич­ных эпох и на­ро­дов;

6) ло­ги­че­ски гра­мот­но вы­ра­жать и обос­но­вы­вать свою точ­ку зре­ния по го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой и по­ли­ти­че­ской про­бле­ма­ти­ке.

Учебным планом предусматриваются установочные лекции-консультации во II семестре; лекционные и семинарские занятия, выполнение контрольной работы и зачет по итогам III семестра; семинары и экзамен в IV семестре.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.