Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпатийные способности как элемент профессиональной культуры социального педагога






Эмпатийные способности – это социально-психологическое свойство личности, формирующееся в процессе взаимодействия людей, влияя на успешность общения, на диапазон трудностей, которые испытывает человек. Эмпатийные способности состоят из следующих элементов:

- способность эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого;

- способность распознавать эмоциональные состояния другого и как бы переносить себя в его мысли, чувства и действия;

- способность давать адекватный эмпатийный ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого человека [16].

Изучая процесс профессионального становления социального педагога, приходим к выводу о необходимости формирования его эмпатийной культуры, как совокупности всех качеств и способностей, характеризующих чувствительность личности к другим: эмпатийной наблюдательности, эмпатийного слушания, сопереживания, сочувствия, эмпатийной интуиции, содействия и сотрудничества.

Эмпатийная наблюдательность – это умение познавать другого по внешним признакам, основу ее составляет наблюдательная сензитивность – способность фиксировать при наблюдении другого человека его поведение: речевые акты, мимику, пантомимику и адекватно отражать их во взаимодействии.

Эмпатийное слушание можно определить как внимательность, понимание и ощущение душевного состояния собеседника. А врожденная склонность и проницательность, возникающая на определенном эмоциональном фоне рассматривается как эмпатийная интуиция. Эмпатийное слушание предполагает осознание актуального психологического состояния личности клиента и позволяет достичь двух целей – дать понять и почувствовать клиенту, что его слушают, слышат и понимают, создать общего информационного поля, общего смысла, наладить откровенные отношения, и побудить клиента к более близкому контакту с самим собой, саморефлексии. Психологические процессы, обозначенные понятиями «слушать» и «слышать», существенно различны. Слушать означает напрягать орган слуха, а слышать – напрягать мозг, сосредотачиваясь на обсуждаемой проблеме, концентрируя внимание на словах другого. В процессе эмпатийного слушания внимание направлено на «считывание» чувств, а не слов, поэтому оно эффективно, если социальный педагог вызывает у клиента положительные эмоции (радость, надежда на лучшее, уверенность в себе и др.), и неэффективно, в случае возникновения негативных эмоций (страх, тревога, разочарование и т.п.). Согласно клиент-центрированной теории К. Роджерса, эмпатийное слушание является основной и практически единственной техникой психотерапии, так как даёт клиенту возможность получить опыт совсем иных, новых отношений. По выражению Роджерса, суть эмпатийного слушания не в том, «чтобы говорить или не говорить какие-то фразы, а в том, чтобы за этим стояло нечто глубокое, некое организмическое чувствование».

Эмпатийное понимание – способность не только услышать формальную сторону речи, но и понять скрытый смысл слов, вжиться в состояние партнера по общению, который отображается всеми невербальными средствами. Эмпатийное понимание социального педагога тесно связано с рефлексией - осознанием личностью того, как он воспринимается партнерами по общению. Эмпатийное понимание должно опираться на:

- номотетическую сензитивность, то есть способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и на этой основе предвидеть поведение других лиц, принадлежащих к данной социальной группы;

- идеографическую сензитивность - способность отражать уникальность каждого индивида, накапливать в общении информацию о нем и прогнозировать возможное поведение в определенных ситуациях;

- теоретическую сензитивность, которая проявляется в способности выбирать и применять теории для более точного предсказания чувств, мыслей, действий других людей [1, с.30].

К факторам, обусловливающим взаимопонимание и сотрудничество между людьми в общении и деятельности, следует отнести способы и приемы, с помощью которых достигается понимание одним человеком другого. Основными среди них являются механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии [48, с.569].

Идентификация является одним из психологических механизмов восприятия и понимания при межличностном общении: самый простой способ понимания другого человека, уподобление себя ему. При идентификации человек как будто ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в определенных ситуациях. Благодаря идентификации различные типы поведения могут репродуцироваться и в условиях отсутствия модели подражания, потому что это не простая имитация поведения, а усвоение мотивации поступков людей и их воспроизведения. Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и объектом подражания в процессе восприятия внешнего мира. Содержанием такой связи является непосредственное переживание субъектом тождества с объектом. Следствием такого переживания становится принятие ценностей, норм, образцов объекта подражания как своих, видение другого человека как продолжение себя самого. Отметим, что понятие «идентификация» рассматривается как синоним понятия «эмпатия». Сравнивая эмпатию с идентификацией, следует отметить, что в отличие от последней, при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы: эмпатия - это эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «чувствуется» [47]. Наиболее точно указал на различия между эмпатией и идентификацией К. Роджерс. Он писал, что эмпатию отличает от идентификации свойство «если бы». Эмпатируя, индивид не сливается с объектом и не переживает свою полную схожесть и тождественность с ним, как это происходит в процессе идентификации [28].

Децентрация означает механизм преодоления эгоцентризма личности и заключается в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Децентрация - это «фундаментальный механизм когнитивных процессов взаимодействия аффективной и поведенческой составляющей» [20, с.83], переживания чувства другого, которое проявляется в умении поставить себя на место, увидеть то, что с ним случается, его реакцию. Децентрацию можно считать основой эмпатии и рефлексии, способом межличностного понимания, психологическим механизмом ориентации, учета и координации индивидом точек зрения других людей со своей собственной. Развитая способность к децентрации даёт преимущества, сказывается на месте и статусе индивида в малой группе [17].

Кроме идентификации и децентрации, существуют психические механизмы, обеспечивающие эмпатийные отношения между людьми: физиогномических редукция - суждения о человеке, внутренние психические черты и состояние по его внешнему виду, мимическими проявлениями, манере поведения и рефлексия - способность человеческого сознания в процессе восприятия деятельности воспринимать и саму себя, в результате чего человеческое сознание предстает как самосознание (знание о знании или мнение о мнении), умение соотносить внешние и внутренние характеристики объекта эмпатии. Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Рефлексия – обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств, мотивов, состояний, способностей, поведения. Мысль, речь, воображение и другие формы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c их помощью человек обращается на самого себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что есть результат моего воображения.

Формами эмоционального участия, чуткости к внутреннему миру другого (идентификация), переноса своего «Я» в состояние другого, настроенности с ним на единую эмоциональную волну (децентрация) выступают способности к сопереживанию и сочувствию.

Сочувствием называют личностную рефлексию, представляющую собой способность понимания внутреннего состояния, чувств, эмоций другого. Сочувствие возникает при условии переживания личных эмоциональных состояний сопоставимых, идентичных состояниям другого, эмоциональная реакция, отклик наних, эмоциональное постижение другого, проявляющееся в форме альтруистического акта. Сочувствие называют формой проявления эмпатии, основой для формирования действенной эмпатии, как высшей формы эмпатии, направленной на содействие развитию личности другого. Сочувствие основывается на умении выявлять бескорыстное, альтруистическое сопереживание.

Когда при независимости личных чувств субъект наблюдает и только соприкасается с переживаниями другого, в этом случае можно говорить о сопереживании, которое может быть преобразовано в более сложное явление или остановиться в своём развитии. В первом случае человек формирует уверенность в своих силах и доверие к другим, а второй вариант опасен психической или социальной деградацией человека[6].

В процессе сопереживания, человек больше ориентирован на собственное благополучие, он испытывает чувства, идентичные тем, которые он наблюдает [29]. При сочувствии человек испытывает потребность помочь другому, независимо от собственных интересов. В соответствии с направленностью форм эмпатии на себя (сопереживание) или на другого (сочувствие), можно обозначить их как эгоцентрическое и альтруистическое эмпатийное переживание. Сопереживание - это более простая форма эмпатии и возникает раньше сочувствия. Основу сопереживания составляет потребность собственного благополучия личности, а основу сочувствия – потребность в благополучии другого. В поведении человека происходит постоянное взаимодействие форм эмпатийного реагирования (поведения), т.е. в сопереживании есть сочувствие, а в сочувствии можно заметить сопереживание [29]. В зависимости от взглядов, убеждений, опыта эмпатийного взаимодействия реализуется та или иная форма поведения: сочувствие, сопереживание, содействие. Чтобы по-настоящему сопереживать и сочувствовать, будущему социальному педагогу необходимо иметь определенный эмоционально-чувственный жизненный опыт, багаж эмоциональных переживаний. Проникновение в состояние другого человека, понимание его внутреннего мира, сопереживание и сочувствие ему является необходимым условием формирования толерантной, гуманистически направленной, активной и деятельной личности.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Волонтерство как метод формирования способности к сочувствию, сопереживанию и помогающей совместной деятельности.

2. Правила и нормы эмпатийного поведения.

3. Освоение «языка эмоций», дифференциация внешних экспрессивных признаков состояния другого.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение на тему «Идентификация, интерпретация и рефлексия в процессе формирования эмпатийной культуры».

2. Описать основные правила и нормы коммуникации социального педагога с клиентом.

 

Литература:

1. Адлер А. Понять природу человека. Перевод Е. А. Цыпина - М.: Гуманитарное агентство Академический Проспект, 1997. - 256 с.

1. Бундулс Я. Индивидуальная психология Альфреда Адлера //Вопросы психологии.- 1982.-№2. С133-139

2. Гаврилова Т.П. Эмпатия и её особенности ц детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 1977. - 24с.

3. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека /К.Р. Роджерс. – Пер. с англ. /общ. ред. и предисл. Е.И.Исениной – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 480с.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Радянська школа, 1973. — 287с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.