Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV.2. Содержанке оздоровления






Главный смысл оздоровления заключается в укрепле­нии тела и духа. Эта цель достигается в процессе воздей­ствия на эти субстанции, называемого «упражнением».

Упражнение — это деятельность, целесообразно орга­низованная на согласованных принципах и соподчинен­ных правилах.

В свою очередь деятельность представляет собой сово­купность двигательных действий, осуществляемых в со­ответствии с конкретными (внешними или/и внутренни­ми) установками, «двигательными задачами».

Это значит, что каждое двигательное действие (кроме тех, в основе которых лежит охранительный рефлекс) осу­ществляется через осознание его необходимости, т.е. по­средством мыслительной деятельности и ее качественного инструмента — интеллекта.


Воплощение установки представляет собой сложный процесс уже потому, что самое простое двигательное дей­ствие имеет специфическое выражение своих параметров, которые необходимо укладывать в рамки двигательной задачи.

Любое двигательное действие имеет протяженность в пространстве (1) и продолжительность во времени (2) — это объективные признаки. Есть один, но уже субъектив­ный признак — свободность действия (3). Он зависит от соотношения напряжения мышц, осуществляющих дей­ствие и мышц, препятствующих действию. В сложном двигательном действии результативность и даже сама воз­можность его осуществления зависят от согласованности работы различных групп мышц и звеньев тела — коорди­нации (4).

Педагогически целенаправленное соотношение этих четырех главных параметров двигательного действия и формирует такую «особо начиненную» форму двигатель­ной активности, которая вызывает морфо-функциональ-ные изменения в состоянии различных систем организма и механизмах управления ими — что, при определенных условиях, способствует их совершенствованию и форми­рованию особых двигательных структур, называемых дви­гательными умениями и навыками.

Такими условиями являются соблюдения законов био­механики, физиологических закономерностей функциони­рования организма и адекватности педагогических воз­действий (в том числе физических упражнений).

Двигательные действия, оформленные в развивающие и формирующие упражнения, имеют разные соотноше­ния названных выше основных своих признаков. Это обус­ловливает их разную физическую трудность, техническую (координационную) сложность и психическую напряжен­ность состояния человека, выполняющего те или иные действия.

В ходе исторического развития гимнастики анализ и обобщение применяемых упражнений позволил, учиты­вая эти (и некоторые другие) характерные особенности, по-особому группировать упражнения и использовать с целью воздействия на определенные функции организма и совершенствования разных качественных сторон дея­тельности человека. В настоящее время выделяют 10 групп упражнений.


 




1. Общеразвивающие упражнения («ОРУ»). Это эффек­тивное средство решения образовательных и воспитатель­ных задач, формирования двигательной «школы» и куль­туры, общего физического развития и создания привыч­ки к занятиям физическими упражнениями.

ОРУ имеют универсальный характер. Их структурный диапазон довольно широк: от простых поз и положений, действий одним звеном тела — до сложных взаимосочета­ний движений различными частями тела (одновременных и последовательных, однонаправленных и разнонаправ­ленных). Поэтому они могут отличаться по содержанию, амплитуде, точности, быстроте и ритмичности, напряжен­ности и продолжительности и т.д.

ОРУ можно классифицировать по «анатомическому признаку», т.е. для какого звена или части тела оно пред­назначено: ноги (бедра, голени, стопы), руки (предпле­чья, кисти, запястья, плеча), туловища (передней или зад­ней поверхности), головы. Однако только такой харак­теристики явно недостаточно, очень важен «функциональ­ный» признак — какое действие заложено в упражнение: сгибание или разгибание, или вращение. Но главное, как оно выполняется: медленно или быстро, рывком или длин­ным движением, плавно или пружинно. Вероятно в наи­большей мере «функциональность» выражается в «адрес­ности» упражнения - для чего оно служит: для расслаб­ления, для улучшения подвижности в суставе, для увели­чения силы или в качестве общефункционального воздей­ствия.

Среди ОРУ выделяют три основные подгруппы, имею­щие некоторую самостоятельность: 1 — свободные движе­ния (без предметов), 2) упражнения с предметами (палка­ми, мячами, гантелями, эспандерами и др.), 3) упражнения с партнерами. Все они имеют некоторые особенности применения, но в своем разнообразии служат одной цели — улучшению состояния организма и его жизнеспособности. Применение ОРУ имеет некоторые методические осо­бенности.

При подборе их и составлении комплексов исходят из необходимости и возможности применения:

- конкретной нацеленности упражнения с учетом осо­
бенностей занимающегося (физического потенциала, об­
щего состояния и др.);

— разнообразия воздействий;


 

—точного регулирования нагрузки путем: дозирования повторений, подходов, серий; чередования упражнений различного характера и направленности, подбора опти­мального соотношения работы и отдыха;

—локального акцентированного воздействия и доведе­ния развиваемого качества до нужного уровня;

—увеличения нагрузочности упражнений в комплексе для большей эффективности работы.

При этом обязательным является высокая требователь­ность к точности и качеству работы, поскольку стремле­ние к точности действий — это путь совершенствования координационных способностей и связанной с ним эффек­тивности действий и деятельности.

ОРУ используются в качестве развивающих и разми­нающих на занятиях всех возрастных групп - что требует учета условий проведения упражнений, индивидуальных особенностей и конкретной мотивации.

Для большинства ОРУ достаточно точного объяснения или показа. В тех же случаях, когда встречаются незна­комые движения, сложные их сочетания или соединения, используется целый набор облегчающих приемов: разде­ление упражнения на части с поочередным освоением и лишь последующим объединением, сопровождающий зеркальный показ каждого движения, ритмичный подсчет или музыкальное сопровождение — используемые для ак­центирования внимания или действия (а также его частей).

Особое внимание во время ОРУ обращают на дыхание. В большинстве случаев оно произвольно, ритм его по мере становления навыка приобретает все большую стабиль­ность и согласованность с ритмом упражнения. Нужно обучать правильному дыханию и поэтому использовать специальные задания на согласование продолжительнос­ти вдохов, выдохов и пауз, определяя различные вариан­ты их соотношений и общей продолжительности.

2. Упражнения на снарядах. Эти упражнения выпол­няются на «искусственных аппаратах» (конструкциях), которые условно делятся на 3 группы:

1) стандартные гимнастические снаряды: брусья (рав­новеликие и разновысокие), перекладина (высокая, низ­кая и средней высоты), кольца, бревно, конь с ручками, площадка для вольных упражнений, конь и козел для опорных прыжков. Каждый из снарядов имеет свои кон­структивные особенности, которые и предопределяют ус-


 




ловия выполнения упражнений и их содержание. Упражне­ния на снарядах представляют собой основу не только для различного рода учебных и классификационных программ по гимнастике, но также для всевозможных комплексов физических упражнений различной направленности;

2) вспомогательные снаряды — позволяющие создать облегченные для формирования основных двигательных навыков условия. Эти снаряды могут использоваться так­же при решении частных задач, например, при развитии физических качеств. Это гимнастическая стенка, скамей­ка, канат, мостики, трамплины, батут, а также комбини­рованные снаряды и приспособления;

3) снаряды массового типа, представляющие собой ва­рианты трансформированных или модернизированных ос­новных снарядов, приспособленных для одновременного выполнения упражнения группой занимающихся (на­пример, сразу все — на брусьях или бревне) — что позволя­ет в значительной степени интенсифицировать учебный оздоровительный процесс и добиться большей плотности занятия и его продуктивности.

Несмотря на разнообразие техники упражнений и ус­ловий их выполнения, все упражнения на снарядах ус­ловно разделяют на: статические, медленные перемеще­ния и маховые.

Статические упражнения — это принимаемые и удер­живаемые на снаряде различные позы и положения; про­стые и смешанные упоры и висы, а также различные стой­ки. Смешанные висы и упоры наиболее просты в ис­полнении, поскольку в них используется опора одновре­менно несколькими частями тела и равновесие, как пра­вило, достаточно устойчиво. Этот вид упражнений наибо­лее широко применяется в занятиях со слабо подго­товленными занимающимися. В то же время в статичес­ких упражнениях целесообразно ставить задачу сохране­ния равновесия — как условия, мобилизующего возмож­ности организма и значит стимулирующего его совер­шенствование, а также для разнообразия применяемых средств. Например, выполнение упражнения не в упоре лежа, а в упоре лежа на одной руке.

Медленные перемещения — это упражнения силового характера, связанные с медленным переходом из одного статического положения в другое. При этом степень зат­рачиваемых усилий и условия смены положений оп-


ределяют их сложность. Например: из виса сгибание и разгибание рук (подтягивание и опускание в вис) — в од­ном случае, но подъем переворотом — в другом, где проис­ходит не только движение по вертикали, но и вращение — в целом требующие другого уровня подготовленности: ее проявления или приобретения за счет применения имен­но этого упражнения или подготовительных к нему.

В отличие от статических, где требуется изометричес­кое напряжение мышц, медленные перемещения выпол­няются за счет уступающего или преодолевающего режи­мов работы мышц. С точки зрения механики, в уступаю­щих перемещениях сила тяжести должна бы выступать, как фактор, мешающий, затрудняющий удержание на снаряде, ибо требует большей силы. И это действительно так. Но именно потому, что требует, мышцы, включают потенциальный резерв и проявляют больший уровень силы. По данным многих исследователей это превышение составляет до 80 % от очевидного (проявляемого в обыч­ных условиях) максимума силы. Поэтому возникает воз­можность в большей мере нагрузить мышцы, а значит и стимулировать даже не уровень развития, а формирова­ние осознанного умения проявлять более высокий уровень силы и соответственно оценивать его (и тренером и, что важнее, самим занимающимся) как более высокий уро­вень подготовленности и совершенства.

И ничего удивительного в этом нет, просто, как сказа-о выше, нужно знать и использовать законы механики, акономерности функционирования организма и в соот-етствии с ними осуществлять педагогические (развиваю-ие, формирующие, воспитывающие и др.) воздействия. Маховые упражнения — наиболее представительная руппа движений, связанная с вращениями и прямоли-ейными перемещениями на снарядах. Для них харак­терны перемена скоростей движения, преодоление инер-циальности массы тела в целом и его звеньев, резкая сме­на ритмов движений, направлений, видов переключений в работе мышц с одного режима на другой, перераспреде­лении активности между разными группами мышц.

Выполнение упражнений на снарядах связано с необ­ходимостью особого согласования действий частями тела между собой, определенными свойствами опоры (чаще всего упругостью) и условиями взаимодействия с ней (оп­ределенным положением на снаряде, типом хвата за сна-


 



9. Зак. 148



_1


ряд и т.д.). В целом соблюдение этих условностей предоп­ределено двигательной задачей, а совокупность двигатель­ных действий в соответствии с ней представляет собой технику упражнения.

Хотя техника упражнения имеет общую, единую для всех исполнителей структурную основу, она во многом ин­дивидуальна и определяется их конституционными особен­ностями, превалирующим развитием того или иного дви­гательного качества и координационными способностями.

Техничность двигательных действий является показа­телем рациональности и экономичности, а значит и степе­ни двигательного совершенства исполнителя. Поэтому овладение правильной техникой упражнений на гим­настических снарядах — это один из путей оздоравливаю-щего совершенствования. И поэтому упражнения на гим­настических снарядах следует использовать в программе оздоровления, а не избегать их.

Другое дело, что эти упражнения должны быть доступ­ны по физической трудности и координационной сложно­сти (хотя и не элементарны, иначе они потеряют свою стимулирующую функцию), организационно интересно оформлены и вызывали положительные эмоции,.

На снарядах выделяют, помимо основных групп, еще одну важную группу упражнений, которые используются на массовых и вспомогательных аппаратах. Это — «лаза­ния и перелезания».

К ним относят разновидности висов и упоров, выпол­няемых на гимнастических скамейках и стенке, на кана­те, лестнице, комбинированных конструкциях. С их по­мощью успешно формируют специфические прикладные двигательные умения и навыки, развивают двигательную координацию, привыкание к условиям высоты и ограни­ченной опоры, ориентировке в пространстве при действи­ях сбивающих факторов (качающейся опоры, плохой ос­вещенности, различного рода искусственных помех).

Упражнения в лазании выполняются индивидуально, в парах и группах; на вертикальных, горизонтальных и наклоненных в разных плоскостях поверхностях (напри­мер, по доске или скамейке, продольно наклоненной в сторону на 10—20°). Специфика этих упражнений прояв­ляется также в своеобразной цикличности, т.е. повторно-сти конкретных способов действия и приемов, позволяю щей достаточно длительно перемещаться в определенном


направлении, а также комбинировать их в разной степе­ни сложности и трудности.

Широкий диапазон способов и сложности лазания и перелезания позволяет использовать их для решения раз­личных педагогических и двигательных задач, приспо­сабливая их к возрастным особенностям и подготов­ленности занимающихся. Для лазания используются раз­личные способы и положения: на четвереньках, лежа на спине и на животе, на одних руках или с помощью ног, рывками и перескоками, со сменой направления, с «зави­санием» в непривычных положениях, без зрительного контроля, с помощью или, напротив - с помехой со сто­роны партнера. В перелезаниях применяются медленные переползания через снаряд, перелезания поперек и про­дольно, с наступанием, зацепом и т.п.

Поскольку большинство упражнений на гимнастичес­ких снарядах представляют собой сложно-координацион­ные действия, то освоение их требует определенных зат­рат времени и усилий, подбора специальных подго­товительных и подводящих упражнений, идеомоторной подготовки — что, кроме очевидной «психофизической» пользы совершенствует и мыслительные способности зани­мающегося. Правда, для этого в данном случае необходимо обеспечивать безопасные условия совершенствования.

3. Упражнения в равновесии. Это особая группа уп­ражнений, специфика которых связана с сохранением устойчивого положения тела в различных условиях опо­ры и при заданных двигательных действиях.

С одной стороны, такая особенность отражает жизнен­но необходимую потребность, а с другой — обеспечивает выполнение технически сложных спортивных движений. Это обстоятельство определяет разнообразие условий вы­полнения равновесий и их сложности: от простого «пря-мостояния на двух ногах» до сохранения устойчивости тела во время и после сложных вращений на высокой и ограниченной опоре.

С точки зрения биомеханики, задача выполнения рав­новесия формулируется как «сохранение проекции ОЦТ в границах площади опоры» и, по возможности, вблизи нее. При выполнении равновесия значительную роль играет функция вестибулярного аппарата. Основное мышечное напряжение падает на опорные звенья тела, а для свобод­ных звеньев характерно поддержание мышечного тонуса,


 



9*



способствующего фиксации соответствующей позы. При этом важным моментом является перераспределение мы­шечного напряжения отдельных звеньев тела, участвую­щих в возвращении ОЦТ к норме при выходе его проек­ции из границ площади опоры.

В данной группе гимнастических упражнений можно выделить следующие виды равновесий:

1) статические равновесия: различные стойки на двух или одной ноге на носках, пятках, на колене, на голове, руках и др. — с поднятым, отведенным, повернутым и т.п. свободным звеном тела. Их выполнение сводится к при­нятию любым способом заданной позы и ее сохранению большей или меньшей продолжительности;

2) сохранение определенного положения в сочетании с движениями, или динамического равновесия: повороты переступаниями или подскоком на месте, сохраняя задан­ную позу, действия свободными звеньями тела при сохра­нении равновесия (наклоны, круги, махи и т.п.), горизон­тальные перемещения определенным способом с фикса­цией свободных звеньев в определенном положении (раз­новидности ходьбы и бега, танцевальные шаги, передви­жения с предметами, с преодолением препятствий, пар­ные и групповые передвижения с предметами, с преодо­лением препятствий, со сменой направления движения, с ограничением зрительного контроля и др.). Эти упражне­ния могут быть индивидуальными и массовыми, выпол­няться поочередно с паузами или непрерывно (циклично или поточно), проводиться в регламентированной или сво­бодной игровой форме;

3) сохранение устойчивого положения тела после опре­деленных двигательных действий или смешанные равно­весия: завершающая поза «приземления» или другое за­данное положение после выполнения основного двигатель­ного действия (спрыгивания, поворота, подскока, прыж­ка и т.п.). В данном случае сохранение конечной позы зависит от успешности выполнения основного двигатель­ного действия. Навыки сохранения равновесия при при­землении или окончании упражнения являются техничес­ки сложными и требуют длительного освоения при тща­тельном подборе подготовительных упражнений.

Функция равновесия жизненно крайне важна. Поэто­му в оздоровительной гимнастике главный смысл «равно­весной» тренировки заключается не в овладении сложны-


ми вращательно-равновесными действиями, а в совер­шенствовании функции равновесия, посредством приме­нения упражнений, адекватных как возможностям зани­мающихся, так и стоящей задаче.

При разучивании упражнений в равновесии следует придерживаться следующих методических рекомендаций:

1) целесообразно использовать и целостное обучение и разделение упражнения на части с последующим их объе­динением, что определяется технической сложностью дви­жения и условиями опоры;

2) усложнять требования к сохранению равновесия постепенно: начинать в облегченных условиях (на полу, большой площади опоры) с постепенным увеличением высоты (на скамейке, низком бревне и т.д.), ограничением площади опоры и сменой ее условий: на жесткой и мяг­кой, упругой, неподвижной и колеблющейся);

3) обеспечение безопасных условий в ситуациях повы­шенного риска (физическая помощь и страховка, исполь­зование дополнительной опоры, сопровождение при пере­мещениях, использование вспомогательных средств);

4) составление соединений и комбинаций из равнове­сий различного характера и выполнение их поточным спо­собом для увеличения динамической нагрузки.

4. Вольные упражнения. Вольные упражнения пред­ставляют собой связки, серии и крупные соединения раз­нообразных движений телом или его звеньями, логично связанных между собой в художественную композицию. Содержание вольных упражнений могут составлять раз­личные элементы: движения общеразвивающего характе­ра, хореографические и танцевальные движения, акроба­тические упражнения, стойки, равновесия и прыжки, повороты и вращения, разновидности ходьбы и бега — сво­бодные и с предметами и др. Многообразие форм движе­ний и широкий диапазон их трудности позволяют состав­лять комбинации движений на любой вкус.

В данном случае вольные упражнения рассматривают­ся как оздоравливающее и развивающее средство, а не как спортивный вид гимнастики.

В связи с этим, определенное сочетание и последова­тельность взаимосвязанных отдельных движений опреде­ляют единую композиций, которая обеспечивает форми­рование культуры, выразительности, эстетичности.

Поскольку вольные упражнения выполняются «поточ­но», возможно акцентированное воздействие на функци-


 




ональные системы, обеспечивающие качество выносливо­сти — при определенных условиях вольные упражнения очень хорошо развивают сердечно-сосудистую и дыхатель­ную системы.

Музыкальное сопровождение вольных упражнений спо­собствует воспитанию чувства красоты движений, эстети­ческих вкусов, а непосредственно для занятий - форми­рованию положительного эмоционального фона, который помогает переносить тренировочную нагрузку, и удовлет­воренности.

Вольные упражнения как средство начальной двига­тельной подготовки могут представлять собой задаваемые стандартные комбинации, которые составляются индиви­дуально в соответствии с правилами или специальными требованиями. В связи с этим они могут выполняться в различных формах организации (фронтально, по кругу, в шеренгах, в колоннах и др.), а также в парах и группах — где требуется согласованная работа всех участников уп­ражнений. Последний вид «групповых вольных упражне­ний» в силу своей специфики, часто используется в мас­совых соревнованиях, праздниках и конкурсах в целях агитации и пропаганды здорового образа жизни и приоб­щения к регулярным занятиям физкультурой.

При занятиях вольными упражнениями в основной гимнастике нужно учитывать специальные требования и методические рекомендации:

— упражнения, включаемые в композиции, должны
быть разнообразными, не повторяться (кроме связующих
элементов), выполняться слитно, хотя возможны и незна­
чительные по количеству кратковременные позы;

—сложность вольных упражнений должна соответство­вать уровню подготовленности исполнителей, назначению данных упражнений (для разминки, овладения наиболь­шим объемом движений, развития специальных качеств, функционального совершенствования), а музыкальное со­провождение должно подбираться в соответствии с харак­тером композиции, психофизическими особенностями и музыкальным вкусом исполнителей;

—обстановка и окружающая природа по возможности максимально должны использоваться для построения ху­дожественного образа и зрелищной композиции. Тогда они станут действенным средством двигательного совер­шенствования, эстетического воспитания, пробуждения и сохранения устойчивого интереса к занятиям;


— продолжительность вольных упражнений, количество
отдельных движений и связок, а также темп их выполне­
ния в целом определяют их нагрузочность, и за счет варь­
ирования этих параметров позволяет управлять нагруз­
кой с достаточной точностью;

— объемность вольных упражнений обязывает исполь­
зовать: разучивание композиции по частям, зеркальный
показ, постепенное наращивание, начиная с чернового
общего рисунка, амплитуды, точности и быстроты вы­
полнения движений, но вместе с тем и контрастности их
(быстро — медленно, сильно — слабо, вяло — эмоциональ­
но и т.п.).

5. Прыжки. Прыжки — одно из эффективных средств основной гимнастики. Это — действия скоростно-силового характера, имеющие несколько фаз: «отталкивание», бе­зопорную (полетную) фазу, приземление. Они оказывают на занимающегося целый комплекс воздействий: разви­вающее, образовательное, прикладное, могут служить сред­ством активного отдыха. Среди многочисленных прыж­ков оздоровительной направленности различают безопор­ные и опорные прыжки..

К безопорным прыжкам относятся: подскоки на месте на одной и двух ногах, прыжки (более высокие) на месте и с перемещениями в стороны и вращениями, а также дополнительными движениями руками и телом; прыжки с разбега, толкаясь одной или двумя ногами, в длину, высоту; одинарные и серийные («многоскоки»); с исполь­зованием трамплина и мостика — как облегчающих усло­вий, или препятствий — как усложняющих; прыжки «в ■ глубину» — спрыгивание с определенной высоты — в оста­новку с устойчивым приземлением или «в переход» на следующий прыжок или их серию; прыжки с использова­нием предметов (скакалок, мячей, обручей и т.д.) в са­мых разных вариантах и сочетаниях и с определенными заданиями по манипулированию предметами.

Опорные прыжки — с разбега преодоление препятствия или их серии последовательными отталкиваниями нога­ми и руками и, как правило, обусловленным способом. Обычно способ прыжка «оговаривается» терминоло­гически: «согнув ноги», «ноги врозь», «согнув ноги на­зад» и т.п. Опорные прыжки условно разделяют на семь частей: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, наскок на снаряд, толчок руками (реже — руками и ногами или


 




руками и головой), полет и приземление. Таким образом, даже внешне прыжки представляют собой сложные дви­гательные действия, требующие соответствующих двига­тельных способностей.

Прыжки с использованием подкидных снарядов (мос­тиков, трамплинов, стандартного и мини-батута) в целом сходны по техническим деталям с предыдущими видами прыжков, но связаны с катапультирующими свойствами опоры, определяющими возможность более высокой и далекой безопорной фазы полета.

С одной стороны, для выполнения таких прыжков не требуется проявления особо высокого уровня силы для отталкивания — «за гимнаста работает опора». Но с дру­гой стороны, для взаимодействия с ней и более полного использования упругих свойств опоры требуются и более точные дифференцировки пространственных, временных и силовых собственных действий и их согласованности с реакцией опоры. Кроме того, возможность более высоких и далеких прыжков порождает и соответствующий соблазн и желание это сделать. Но в таком случае опять требуется проявление высокого уровня физической и специальной двигательной подготовленности и появляется новый сти­мул к совершенствованию.

Прыжки на стандартном батуте выполняются из раз­ных исходных положений (с двух ног, с коленей, с четве­ренек, из седа, со спины и с живота) — что во многом определяет условия и способы отталкивания, а также высоту прыжка. Как правило, прыжки на батуте закан­чиваются на его сетке и для остановки необходима амор­тизация, учитывающая не только реакцию собственных мышц на изменяющуюся (и главное — сознательно управ­ляемую) нагрузку, но и всей системы «прыгун-батут», кото­рая складывается из взаимодействия упруго-эластических сил. Другой вариант — совмещение прыжков на батуте с другими действиями, заканчивающимися на вспомогатель­ных снарядах: акробатической дорожке, поролоновой яме, горке матов, а также с преодолением препятствий (на­пример, гимнастического коня).

Прыжки на мини-батуте больше предназначены для самостоятельных занятий. Площадь опоры на них значи­тельно меньше, чем на стандартном батуте, меньше и уп­ругость сетки, что ограничивает высоту прыжка. Поэто­му такие прыжки — относительно просты и доступны бо-


лее широкому кругу занимающихся. Но мини-батут мож­но использовать как трамплин или гимнастический мос­тик: если расположить его наклонно, то, с разбега оттал­киваясь от него, можно совершать опорные или акробати­ческие прыжки разной трудности.

Методические особенности применения прыжков зак­лючаются в следующем:

1) широкий диапазон трудности прыжков позволяет легко выбирать их для занятия в соответствии с возмож­ностями исполнителей и конкретной задачей применения;

2) разучивание прыжков начинается с приземления, поскольку это обеспечивает безопасность выполнения прыжков в целом;

3) отдельное освоение полетных действий в облегчен­ных условиях методически оправданно и важно в ситуа­ции сложных прыжков с вращениями и поворотами, но не имеет смысла в овладении простыми прыжками;

4) для выполнения прыжков необходимо обеспечение бе­зопасности условий: соответствующее оснащение места за­нятия, применение рациональной последовательности упраж­нений, использование помощи и страховки, а также, по воз­можности, технических средств (тренажеров и т.п.).

6. Акробатические упражнения. Это динамичные уп­ражнения сложно-координационного характера, требую­щие соответствующей скоростно-силовой подготовленно­сти и способностей к пространственно-временной ориен­тировке. В то же время сами акробатические упражнения обеспечивают хорошее общее физическое развитие, стиму­лируют совершенствование быстроты, точности действий, способностей сохранять различные виды равновесий.

Среди акробатических упражнений выделяют три груп­пы: акробатические прыжки, статические элементы, пар­ные и групповые упражнения.

Для акробатических прыжков характерны следующие базовые упражнения:

1) перекаты — вращения (перекатывания) с последова­тельным касанием матов, без переворачивания через го­лову, опорными звеньями тела и сохранением заданного положения (в группировке, согнувшись, прогнувшись) или сменой их по ходу выполнения. Они выполняются в раз­ных направлениях (вперед, назад, в сторону) и использу­ются, прежде всего, как подготовительные к овладению более сложными действиями;


 




 


2) кувырки — тоже вращательные движения тела с пос­ледовательным касанием опоры звеньями тела, но с пере­ворачиванием через голову. Они выполняются в конкрет­но заданном положении и точно определяемыми ис­ходными и конечными позами (например, «из упора при­сев» в «сед ноги врозь»), с места, с разбега, с фазой поле­та (прыжком) или без нее;

3) перевороты — движения с полным вращением в том или ином направлении, «разделенные» промежуточной опорой (руками, головой и т.п.) на три фазы: предполет­ную, полетную (безопорную) и приземление (исключение составляют медленные перевороты, в которых полетная фаза отсутствует; они составляют меньшинство). Предпо­летная фаза может содержать разбег или «темповой под­скок» («вальсет») и обязательно отталкивание, которое выполняется руками или руками с одновременной опорой на голову. Перевороты осуществляются махом одной ноги в сочетании с отталкиванием другой ногой, толчком дву­мя ногами (в этом случае техника предусматривает после­дующий мах ногами назад — если выполняется переворот вперед, или другие программные действия, выполнение которых обеспечивает в итоге именно заданный акробати­ческий элемент, а не любой другой). Перевороты — это в начальной акробатической подготовке первые достаточно сложные упражнения;

 

4) полуперевороты — действия с полувращением (на 180°) вперед иди назад, реже — в сторону; с рук на ноги или наоборот, с соблюдением определенных положений туловища, рук и ног, и выдерживанием исходных и ко­нечных положений. Группа упражнений немногочислен­на, но важна;

5) пируэты — прыжки с поворотами вокруг вертикаль­ной оси тела с сохранением его прямого положения. Как правило, единицей вращения в пируэте считается пово­рот на 360°. Самый простой пример: прыжок вверх с пово­ротом (налево, направо) на 360°; пример сложного пируэ­та: сальто назад прогнувшись с поворотом на 720°;

6) сальто — прыжок с полным вращением в воздухе (вперед, назад, в сторону) в группировке, согнувшись или прямым телом («прогнувшись»), а также с различными действиями в полете: сгибанием и разгибанием, поворо­том (см. пример в группе пируэтов), а также принятием некоторых промежуточных («сальто в переход на перево-


рот») или конечных положений («в доскок на двух но­гах», в присед или т.п.). Считается, что сальто самая труд­ная группа прыжков; в действительности, при должной подготовленности овладеть прыжком, например, сальто вперед, можно с двух-трех попыток.

К статическим упражнениям относятся стойки, свя­занные с сохранением конкретного положения в простран­стве в обусловленном варианте опоры. Наиболее просты стойки: на лопатках, на предплечьях, на голове и руках, на груди и руках — где устойчивость положения тела обеспечить относительно легко. Значительно более труд­ны стойки на двух и одной руках. Весьма различны и по форме и по координационной сложности способы прихода в положение стойки: перекатом, кувырком, прыжком, переворотом, полупереворотом, махом одной ноги и толч­ком другой, толчком двумя, силой, — в целом представля­ющие из себя уже соединения двигательных действий (или элементов).

Парные или групповые упражнения основаны на взаи­модействии партнеров, выполняющих балансирования (уравновешивания партнера в разных положениях при сохранении собственного равновесия в заданной позе).

Для оздоровительно-развивающих парных акробатичес­ких упражнений характерны одновременные движения (перекаты и кувырки в парах, медленные перевороты), а также относительно простые сочетания и композиции из стоек, поддержек, упоров и равновесий. Кроме этих, к групповым относятся пирамидковые упражнения (о них рассказано в главе III.2).

Методика обучения акробатическим упражнениям в целом традиционная для гимнастики и основывается на использовании методов целостного и раздельного обуче­ния, применении соответствующих подготовительных и подводящих упражнений, постоянном контроле и коррек­ции и своевременном переходе к структурно сходным бо­лее сложным упражнениям как условии прогрессивного совершенствования и сохранения интереса к занятиям.

7. Упражнения художественной гимнастики. Свобод­ные движения звеньями тела, разновидности передвиже­ний, наклонов, выпадов, подскоков и прыжков, движе­ния с предметами — адаптированные к моторике женско­го организма и соответствующим образом стилизованные (округлость движений, танцевальность, пластичность,


 




музыкальность) — составляют часть арсенала художествен­ной гимнастики, доступную самому широкому кругу за­нимающихся.

Эти упражнения расширяют двигательный опыт, фор­мируют особый двигательный стиль (осанку, походку, поведение), воспитывают точность двигательных действий, улучшают физическую подготовленность, а в целом ре­шают оздоровительно-развивающие задачи.

Упражнения, используемые в массовой художествен­ной гимнастике, можно условно разделить на основные и подготовительные.

Подготовительные упражнения включают:

—разновидности ходьбы, бега и подскоков: ходьба на полупальцах, на пятках, в полуприседе, «острый шаг» (перекатом на всю ступню с носка), пружинный шаг (рез­кий подъем на полупальцы после небольшого подседания), высокий шаг (высоко поднимая колени), выпадами; «ост­рый бег», пружинный, высокий, на носках, со сменой положения ног впереди; подскоки на одной и двух ногах; все перечисленные движения с переменой направления и поворотами;

—движения с расслаблением, позволяющие регулиро­вать тоническое мышечное напряжение и управлять слож­ной двигательной координацией: действия звеньями тела (резкое опускание и поднимание, свободные колебания и размахивания, частые короткие колебания, или вибрация), свободные позы (лежа на спине или на животе и их разно­видности, седы с наклонами и дополнительными движе­ниями.

Все эти действия, выполняемые в качестве подготови­тельных упражнений, позволяют создать базу начальной двигательной подготовленности и сформировать «исход­ные» специфические навыки.

Основную группу составляют:

—волны и взмахи — последовательные и слитные дви­жения сгибательно-разгибательного характера, выполня­емые, как правило, начиная с дистальных частей тела, последовательным переходом к сопряженным звеньям; они могут выполняться руками, туловищем, всем телом; труд­ность их определяется количеством звеньев тела, одно­временно участвующих в движениях в одном или несколь­ких направлениях (вперед, назад, в сторону);

—равновесия — разновидности стоек на одной и двух


ногах: передние, задние, боковые - с сохранением позы без дополнительных действий или сочетающие различные повороты, вращения, взмахи и круговые движения рука­ми и ногами и т.п.;

—прыжки — в художественной гимнастике отличают­ся прежде всего тем, что во время них выполняются раз­личные телодвижения, взмахи и круги руками, окрест­ные (встречные) движения ногами, повороты, сочетающие­ся с различными движениями руками и ногами; особен­ность прыжков художественной гимнастики и в том, что они выполняются с одной и с двух ног, с места, шага, разбега, после удержания равновесия и различных пово­ротов, а также обусловленностью конечных положений; практически больше нигде не встречаются сочетания прыжков с манипуляцией предметами, да еще под задан­ный музыкальный ритм;

—упражнения с предметами: мячом, лентой, скакал­кой, обручем, булавами, вымпелом, шарфом, платком и др. (о них сказано в главе III.3);

—упражнения ритмического характера, требующие согласования действий с аккомпанементом: дирижирова­ние, хлопки, постукивания, притоптывания; выполнение общеразвивающих упражнений в соответствии с зада­ваемым постоянным или меняющимся ритмом и темпом. В данном случае имеется в виду специальная направлен­ность таких упражнений, а не общеподготовительная.

Помимо типичных, общеметодических приемов обуче­ния в художественной гимнастике массового направления обращают на себя внимание:

—управление нагрузкой за счет варьирования широ­той поточности и продолжительности соединений и ком­бинаций: в поток могут включаться одно-два соединения или даже меньшие — связки или длинные, насыщенные разной сложностью, и по-разному распределенные во вре­мени: в длинной-длинной композиции или в часто (неча­сто) повторяемых связках и соединениях, но дискретных, перемежающихся перерывами и даже отдыхом;

—точный подбор музыкального сопровождения, соот­ветствующего характеру двигательной композиции и рит­мической структуре движений. В массовой художествен­ной гимнастике наиболее целесообразен и эффективен именно такой подход: подбор музыки для композиции движений, а не постановка двигательного комплекса на


 




понравившееся музыкальное произведение — более адек­ватное для совершенствования на уровне высокого спортив­ного мастерства;

— требование точности, выразительности и красоты сложных технических действий диктует важность исполь­зования активных приемов обучения: четкого настраива­ния и идеомоторной подготовки к выполнению предстоя­щих заданий, оказание действенной помощи, срочного исправления ошибок, акцентирования внимания на глав­ных компонентах действий, а также, безусловно, само­стоятельного контроля и оценки своих действий занима­ющимся с помощью простейшего наблюдения, используя зеркало, или доступных средств срочной информации -видеоплейера и т.п.

8. Танцевально-хореографические упражнения. Это — строго заданные движения, сходные по форме с описан­ными выше упражнениями художественной гимнастики (без предметов), выполняемые по исторически сложившим­ся классическим канонам у опоры (гимнастической стен­ки, хореографического станка).

С помощью таких упражнений решаются различные задачи: освоение новых форм движений, формирование двигательной школы и культуры движений, развитие гиб­кости, укрепление «мышечного корсета», а в целом —пла­стичности, чувства ритма, выразительности движений.

Танцевально-хореографические упражнения могут иметь самостоятельное значение при решении конкрет­ной двигательной задачи, а также играть вспомогатель­ную роль как связующие элементы в двигательной ком­позиции, специально подготовительные или разминочные упражнения, для эстетического оформления занятия, сред­ство для активного переключения с одного вида упражне­ний на другой.

Для хореографии характерна строгая заданность поло­жений («линий»): головы (вытянутая шея, приподнятый подбородок), рук (три основные позиции: впереди, в сто­роны, вверху — с характерной округленностью и положе­нием кистей), туловища (развернутые и опущенные пле­чи, гордая осанка), ног (пять позиций с различным взаи­морасположением стоп и строгим требованием «выворот­ности» ног — от бедра до стопы ноги должны быть развер­нуты на 180°).

Базовые хореографические упражнения включают:


а) элементы классического танца: полуприседания и
приседания, махи разной амплитуды ногами, поднима­
ния и отведения ног в разных направлениях, круги но­
гой, касаясь пола; подъемы на полупальцы, др.;

б) навыки правильной осанки, свободной и легкой по­
ходки и классических позиций рук и ног;

в) элементы народного и историко-бытового танца: тра­
диционные движения рук, приставной и переменный шаги,
шаги польки, галопа, вальса;

г) элементы свободной пластики: выпады, наклоны, вол­
ны, пружинные движения звеньями тела, профилирующие
движения: прыжки, равновесия, повороты, взмахи и т.д.;

д) навыки стойки на «высоких» пальцах и удержания
«жесткой спины»;

е) элементы современных танцев: диско, брейк-данс,
рэп и др.

Таким образом, отдельные танцевально-хореографичес­кие элементы, классические элементы и их комбинация, выполняемые с красивой осанкой, изяществом и вырази­тельностью, должны служить эффективным оздорови­тельно-развивающим средством гимнастики.

9. Упражнения на тренажерах и устройствах. В отли­чие от традиционных гимнастических снарядов спортив­ного многоборья и комплексно-комбинированных снаря­дов на занятиях оздоровительной гимнастикой могут ис­пользоваться различные тренажеры и технические уст­ройства разных конструкций и назначения.

Целесообразность применения таких средств в гимнас­тике определяется необходимость интенсификации физи­ческих упражнений, возможностью локального воздей­ствия и последующего суммирования тренировочного эф­фекта, целесообразностью облегчения условий физичес­кой работы, повышения возможностей самостоятельного выполнения упражнений. В связи с этим тренажеры и устройства позволяют:

—моделировать как целостные движения, так и от­дельные части их;

—обучать двигательным действиям и корректировать отклонения от заданной программы движений;

—облегчать условия выполнения упражнения;

—информировать исполнителя (при наличии техничес­кого обеспечения обратной связи) о результате выполне­ния упражнения.


 




Это объясняет целевую направленность и возможности данной группы упражнений: при «сознательном упроще-; нии» двигательной ситуации формирование двигательных умений и навыков, общее физическое развитие и акцен­тированное воспитание отдельных качественных способ­ностей.

В соответствии с особенностями конструкций и назна­чением различают следующие тренажеры и устройства:

развивающие: а) для воспроизведения заданного дей­
ствия с преодолением сопротивления; б) имитирующие
конкретный способ действия: педалирование, бег, гребко-
вые движения, отталкивание ногами или руками; в) об­
щего воздействия — универсальные, позволяющие вклю­
чать в работу различные звенья тела (последовательно или
одновременно); г) биомеханические тренажеры, исполь­
зующие эффект «биомеханического резонанса» и позво­
ляющие, помимо развития физических качеств, нормали­
зовать работу сердечно-сосудистой системы и улучшить
гемодинамику (динамическая гантель, вибрационно-коле-
бательные устройства, биомеханические станки — В. На­
заров, Л. Жилинский, др.);

обучающие: а) простейшие устройства: различного
вида опоры (стоялки, жесткие и свободные подвесные
площадки, подвесные рамы и упоры для облегчения усло­
вий опоры руками и туловищем); б) сложные конструк­
ции, дающие возможность трансформировать стандартные
снаряды или дополняющие их (перекладина А. Д. Цомая,
брусья Н. Нестеренко и Ю. Менхина, конь Б. Маслова —
Э. Польского, кольца С. Евсеева, круговые тренажеры
В. Богданова и Ю. Менхина); в) тренажеры функциональ­
ного назначения: ренское колесо и лопинг — для комби­
нированной вестибулярной нагрузки и т.п.

Правильная организация упражнений на тренажерах связана с соблюдением нескольких методических правил:

1) соответствия условий тренажерной работы заданные двигательным структурам (упражнениям разучиваемым или совершенствуемым);

2) строгого дозирования тренажерной нагрузки и конт­роля за соблюдением двигательного режима;

3) точного определения места тренажерных управле­ний в ходе занятия;

4) соблюдения принципа индивидуализации в подборе упражнений;


5) четким соотнесением объема тренажерных упражне­ний с упражнениями в естественных условиях с превали­рованием последних.

10. Гимнастические игры и эстафеты. Игра — явление историческое. Она возникла на ранней стадии развития человеческого общества. Игры — это своего рода школа, в которой молодые люди получают физическую и мораль­ную закалку, учатся быть ловкими, смелыми, подчинять свое личное «Я» интересам коллектива и с пользой для себя работать на коллектив. Игровая деятельность свой­ственна всем возрастным группам, ибо игра — явление культуры людей.

Методика применения игр в каждом конкретном слу­чае отличается своими особенностями, и зависит от сто­ящих в данный момент задач физического воспитания. Однако их объединяют и общие методические положения, согласно которым игры становятся универсальным сред­ством оздоровления. Во-первых, подвижные игры вызы­вают удовлетворенность как результат различных эмоци­ональных моментов, сопутствующих игре, во-вторых, очень важна реализуемая возможность общения между играющими; в-третьих, неантагонистические противодей­ствия и условное противоборство требуют проявления высоких уровней психофизической подготовленности и поэтому стимулируют совершенствование; в-четвертых, игры несут образовательную и воспитательную функции.

Игра используется не только в физическом воспитании детей, ее значение велико в оздоровлении любого контин­гента. Основное преимущество игры и ее разновидности — эстафеты заключается в том, что нагрузка в них протека­ет на фоне, как правило, положительных эмоций, а зна­чит и легче переносится. В большинстве игр комплексно проявляются и совершенствуются практически все физи­ческие качества и совершенствуются способности их про­являть (и это очень важно) во внезапно возникающих ситуациях. Возможность широкого варьирования двига­тельных задач, решаемых в процессе игр и эстафет, уров­ня и характера нагрузки физической и психической — по­зволяют подбирать и эффективно использовать игры в оз­доровлении самых различных возрастных контингентов.

Существует несколько классификаций игр и эстафет. Это вполне естественно, поскольку единой унифицирован­ной по какому-либо признаку классификации быть не


 




может. Поэтому в основу классифицирования, как прави­ло, берется либо организационный, либо функциональный признак.

Если рассматривать игры по принципу организации за­нимающихся, то их правомерно разделять на командные и некомандные. Игры первой группы (их большинство) характерны проявлением относительно сложных отно­шений между игроками, определяемыми обычно прави­лами и двигательными задачами. Весьма существенно, что, решая свои функциональные задачи, игроки в то же вре­мя в целом работают на свою команду и именно в един­стве обеспечивают ее успех. Таким образом, в игре слива­ется (но не стирается) индивидуальность и коллективизм. Причем, это относится и к играм второй группы, которые основаны на простейших взаимоотношениях немногочис­ленных, как правило, участников.

Функционально игры и эстафеты отличаются содержа­нием действий и в целом деятельности игроков: это могут быть прыжковые или беговые, «кувырковые» и равновес­ные, а также смешанные типы действий, обусловленные какими-либо рамками выполнения (простыми или слож­ными) и конечной целью. Однако в методическом аспекте содержание игры определяется адекватностью выдвигае­мых задач и содержательных способов их решения в пер­вую очередь возрастным особенностям занимающихся.

Известно, что качества и способности, составляющие психофизическую сферу человека, развиваются гетерох-ронно и асинхронно. Гетерохронность — это некоторое от­ставание от какого-либо стандартного уровня, асинхрон-ность — неодновременность темпов развития. И то и дру­гое — естественно. Но в связи с этим одни специалисты (чаще всего — по вопросам биологических закономернос­тей развития) не рекомендуют нарушать естественную динамику развития и соотносить свои воздействия по усо­вершенствованию различных качественных сторон орга­низма с так называемыми сенситивными периодами, т.е. такими, когда наблюдаются относительно высокие темпы развития; другие же (чаще всего специалисты в области физического воспитания, ближе стоящие к практике) счи­тают возможным «вмешиваться» в естественную динами­ку функционального развития и специфически нагружать занимающегося, не особо учитывая ее закономерности. Истина, как и положено, лежит посередине. Не перегружая организм, можно использовать любые воздействия в лю-


бые периоды. Причем, это в первую очередь касается имен­но оздоровительных воздействий, предполагающих и раз­ностороннее воздействие и цель - гармоничного разви­тия. В спорте акцентирование зависит во многом от сро­ков специализированного совершенствования и одаренно­сти занимающегося. В оздоровлении и специалист-препо­даватель, и занимающийся более свободны в своем выбо­ре. И, казалось бы, можно полностью положиться на воз­растную динамику, но вопрос — как ее оценивать. Соглас­но ее закономерностям, наибольшие темпы прироста силы наблюдаются в 15—16-летнем возрасте и значит именно в этот период и следует применять силовые упражнения. Однако «беда» в том, что к этому моменту (и далее) при­рост веса тела (а по нему-то часто ошибочно и определяют «силу») значительно опережает и по темпам и по достига­емым уровням морфо-функциональное качество силы — самодвигательные способности человека. В результате те­лесные объемы растут, но возможности ими управлять не прибавляется. А это значит, что в определенной мере мо­мент по развитию так называемой относительной силы (силы, отнесенной на кг веса тела) оказался упущенным. Значит (еще и учитывая цель гармоничного развития) всякие упражнения — силовые, скоростные, ловкостные, выносливостные, гибкостные — следует применять всегда и особо их не выделять. В сенситивные же периоды про­изойдет естественное увеличение темпов их развития.

Значительно сложнее обстоит дело с развитием ловко­сти. В специальных рекомендациях находим такой посту-ат: в возрасте 5—7 лет дети не обладают высоким уров-ем развития таких качеств, как сила, быстрота, вынос -ивость, поэтому целесообразно в этом периоде занятия посвящать развитию у них ловкости. Но ведь ловкость — есть способность комплексного проявления всех качествен­ных сторон организма: и силы, и быстроты, и выносливо­сти, причем (если расценивать по максимуму) в необыч­ных, внезапно возникающих ситуациях. Как же прояв­лять качество, если не существует составляющих его час­тей? Значит, речь в данном случае должна идти отнюдь не о ловкости, а лишь о координационных способностях, которые, только объединившись с (по крайней мере) силой и быстротой, составят в дальнейшем качество ловкости.

Здесь смысл вовсе не в различии, а в различении поня­тий. Потому что, исходя из этого, ставятся задачи, подби­раются средства и методы их использования.


 




Если нужно развивать ловкость, то обязательно следу­ет применять нагрузочные силовые и скоростные упраж­нения, которые осуществляются соответствующими каче­ствами. Но если у 5—7-летнего ребенка их нет, то задача должна сводиться к развитию координационных диффе-ренцировок двигательных действий, что очень хорошо происходит при так называемых безнагрузочных упраж­нениях — соответствующих «естественному состоянию» функционального развития «пятилетки». Поэтому и игры, и эстафеты, как средство физического воспитания, долж­ны быть мобилизующими внимание, способности к раз­личению различных сигнальных и двигательных раздра­жителей и дифференцированному управлению относитель­но простыми двигательными действиями (точнее - пра­вильному выполнению действий).

Однако передерживать детей на простейших «коорди­национных» заданиях нельзя. И условия выполнения нуж­но усложнять и постепенно вводить новые составляющие действия: силовой и скоростной компоненты, амплитуд­ный. В этом отношении прекрасный пример дают юные гимнасты и гимнастки, которые в 5—7 лет уже владеют слож­нейшими скоростно-силовыми навыками. Не надо им под­ражать, но и бояться применения постоянно усложняющихся средств физического совершенствования не следует.

В принципе, в таком «неподготовленном» состоянии может оказаться человек любого возраста. Вот в соответ­ствии с его способностями и надо подбирать индивидуаль­ные задачи и способы их решения, развивать или сохра­нять психофизические кондиции, которые у 11—13-летней девочки, занимающейся оздоровительными упражнения­ми, наверняка окажутся более высокими, чем у ее сестры, лишь наблюдающей за физкультурными занятиями.

Тем не менее, возрастные особенности и их проявления учитывать надо обязательно. Дети младшего школьного возраста очень любят командные игры и очень стремятся побеждать в них. Некоторые педагоги считают, что ко­мандные игры следует применять в более старших возра­стах, поскольку проигрыш может негативно повлиять и на тех, кто потерпел неудачу и на межличностные отно­шения. И в этом — большая доля правды, тем более что дети отличаются максималистскими наклонностями, ко­торые без должного управления со стороны старших мо­гут плохо повлиять на взаимоотношения детей. Но те же


максималистские наклонности, правильно управляемые старшими, могут стать основой в стремлении (не просто взять реванш, хотя и это — сильный стимул) к совершен­ствованию своих способностей. Значит, не прибегая к повторной игре (когда ясно, что иного результата не бу­дет), следует направить совершенствование ребенка на ликвидацию недостатков подготовленности, опосредован­но создавать психологическую готовность к игровой борь­бе и осознанность возможности победы, и только потом устраивать «матч-реванши». В работе с детьми это очень важно. Но также важно, повторим, изначально подбирать такие игровые задания, которые были бы доступны занимающемуся и не дискредитировали его в глазах ок­ружающих в случае неудачи. Причем, это относится к занятиям любыми упражнениями, а игровыми — в осо­бенности, занимающихся любого возраста: при неадекват­ной игровой задаче (это же игра! всего лишь игра!) неуда­ча может оказаться запрограммированной и часто ока­зывается весьма негативным фактором, который предопре­делит дальнейшее отрицательное отношение к физическому совершенствованию и оздоровлению. К сожалению, отнюдь не единичные такие случаи наблюдаются в среднем и стар­шем школьном возрастах и, бывает, на всю жизнь.

Иногда такие негативные реакции возникают уже из-за неверной организации игры, когда в противоборствую­щих командах из 6—8 участников по-настоящему в игре принимают участие 2—4 человека, а остальные лишь на­блюдают «действо» или (хоть так-то нагружаются) бега­ют рядом, но даже не получают мяча — и вряд ли испыты­вают от этого удовольствие. Значит, численный состав ко­манд следует определять таким образом, чтобы возникала возможность задействования в игре всех участников. При этом составы оказываются малочисленными, но активны­ми. А частая смена составов позволяет принять участие в игре всем занимающимся и, главное, с пользой.

В играх и эстафетах обычно рекомендуется применять относительно простые двигательные действия, не связан­ные с техникой гимнастических упражнений. Безогово­рочно принять и использовать это правило нельзя. Все зависит от подготовленности занимающихся и цели при­менения упражнения. Если занимающиеся умеют делать кувырки или гимнастическую стойку, почему их нельзя включать в игру (кто дольше удержит стойку, кто быст-


 




рее преодолеет дистанцию кувырками) или в эстафету? Ведь и игра, и эстафета могут нести функцию развиваю­щего средства. Но если, независимо от подготовленности занимающихся, целью применения игры является актив­ный отдых, то лучше действительно применять простые задания, типа удержания равновесия на одной ноге с зак­рытыми глазами или «простенькие» перебрасывания мяча. Кстати, последние могут оказаться, например, для млад­шеклассников, отнюдь не простенькими, так же как и для лиц пожилого возраста — равновесия даже с открыты­ми глазами.

Значит, выполнение двигательного задания или зада­ний, из которых состоит игра, должны соответствовать подготовленности занимающихся.

В играх и особенно эстафетах в качестве содержания можно использовать всего лишь одно повторяющееся дей­ствие — такой вариант подходит для детей младшего школьного возраста или тех, кто в данный момент «на большее не способен» из-за того, что еще не успел подгото­виться, а может быть, утратил подготовленность в связи с болезнью.

Но другой — более интересный и эмоциональный вари­ант предусматривает использование набора двигательных действий. В игре, например, сочетание поворотов, равно­весий, кувырков и бросков мяча — выполняемых на каче­ство и оцениваемых по количеству допущенных ошибок. При этом возможны и командный и индивидуальный спо­собы организации игры и определения победителя. В эс­тафете же перечисленные двигательные действия могут составить содержание этапов. Причем, на каждом этапе можно предусмотреть выполнение какого-то одного зада­ния (элемента), но можно и составлять комбинацию их. Последнее — труднее и сложнее, но более эмоционально. В обобщенном виде методические особенности гимнас-тических игр и эстафет могут быть представлены следую­щим образом:

—гимнастическая игра может служить средством пси­хофизического совершенствования или активного отды­ха, в связи с чем требуется четкое представление цели ее использования, определение соответствующего содержа­ния и способов организации;

—в содержание игры и эстафеты могут включаться про­стые и сложные двигательные действия — что определяет-


ся особенностью цели применения а также возрастными и квалификационными особенностями занимающихся;

—в содержание игры и эстафеты могут включаться ор­динарные или комбинированные двигательные действия -в зависимости от цели применения и подготовленности занимающихся;

—целесообразно включение в содержание игры и эста­феты разнохарактерных действий и использование раз­нообразных игровых ситуаций, а в эстафетах еще и раз­личных преодолеваемых препятствий, а также варьи­рование условий выполнения этапных заданий;

—организация игр и эстафет должна создавать усло­вия для активного участия в них всех занимающихся, а не только подготовленных лучше;

—оценка индивидуальных и командных результатов в играх и эстафетах должна поощрять не только победите­лей, но и тех, кто проявил стремление к победе или луч­шему для него индивидуальному результату (вообще впер­вые, или уверенно, или качественно выполнившего упражнение);

—организация игр и эстафет должна предоставлять возможность неоднократного выполнения заданий, не ог­раничиваясь лишь одноразовым выявлением победителей, но и давая возможность реванша проигравшему;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.