Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III.6. Спортивный фитнесс






Общая характеристика системы «Фитнесс» дана в час­ти II.9 как системы оздоровительной. Однако некоторые элементы ее несут в себе состязательную направленность и поэтому могут быть представлены как одна из форм спортивной деятельности.

В последнее время распространилась одна из спортив­но-конкурсных форм фитнесса. Данная спортивная фор­ма привлекает прежде всего юниорок — девушек 14—18 лет и взрослых — 19—35 лет. Она включает элементы культу­ризма (телесного позирования), двигательную композицию, сходную с гимнастическими вольными упражнениями, а также определенное двигательное задание для оценки фи­зической подготовленности участниц. Такой набор зада­ний и условий проявления (демонстрации) качеств конкур-сантками определяют специфику соревновательной деятель­ности и характер построения тренировочного процесса.

Соревнования по фитнессу — довольно зрелищная фор­ма, не требующая установления каких-либо рекордов и задействования функциональных резервов организма.

В основе «спортивного фитнесса» лежит система сило­вой тренировки, которая включает: работу на тренаже­рах, упражнения атлетической гимнастики с отягощени­ями, предметами, на снарядах; в большом объеме приме­няются упражнения локального характера для коррекции фигуры и совершенствования специальной выносливости и ловкости.


 




Особое место занимает специальная подготовка к вы­полнению композиции вольных упражнений; она требует двигательной танцевально-хореографической базы, владе­ния доступными акробатическими прыжками и гим­настическими элементами, характерными для вольных упражнений (равновесий, стоек, махов, поворотов и т.п.).

В спортивном фитнессе важен и аспект телесного пози­рования в форме боди-билдинга. Он требует наращивания мышечной массы отдельных групп мышц и «конструиро­вания» фигуры и поэтому связан с особым режимом и рационами питания.

Программа спортивного фитнесса включает 4 раунда — выхода на подиум участниц, предварительно разделенных на две категории по ростовому признаку (до 160 см и выше).

Первый раунд — «бикини» — позволяет субъективно оценить общее гармоническое развитие участницы и от­дельные пропорции тела, сравнивая их фигуры в процес­се выполнения четырех поз: лицом к жюри, правым бо­ком, левым боком и спиной. Жюри выносит решение зак­рытым способом, расставляя участниц по местам (рангам).

Второй раунд заключается в выполнении произволь­ной композиции вольных упражнений с музыкальным сопровождением, продолжительностью от 1, 5 до 2 минут. Композиция может выполняться как с предметом, так и без предмета. При этом гимнастические элементы (накло­ны, седы, махи, упоры, шпагаты и др.) участницы чере­дуют с акробатическими прыжками, поворотами и вра­щениями, а также с разновидностями передвижений (ша­гом, бегом, подскоками, танцевальными дорожками).

В отличие от гимнастических вольных упражнений, в данной композиции не требуется выполнения сложных элементов и проявления особого технического мастерства. Акцент делается на демонстрации фигуры участницы и ее силовых возможностей, хотя оригинальность и выра­зительность упражнений имеют свое значение при оценке результатов раунда.

В связи с этим участницы, имеющие более высокий уровень гимнастической подготовленности в данном виде упражнений, имеют больше шансов на успех. Этот вид упражнений вносит определенную динамику в программу соревнований и повышает ее зрелищность.

Третий раунд посвящен проявлению физических воз­можностей участниц в виде конкретного двигательного


задания (например, «тяга руками и туловищем» на ipe6-ном станке с оценкой метража перемещения рычагов тре­нажера за определенное время или «до отказа»).

Такой способ оценки физических возможностей участ­ниц вносит определенное разнообразие в программу со­ревнований, создает положительный эмоциональный фон, подобно игровой форме состязаний.

Четвертый раунд - заключительный, с оценкой всех участниц в повторном позировании, демонстрация отдель­ных поз позволяет сравнить конкурсанток, как и в пер­вом раунде, по объему и рельефности мышечных групп, общей гармоничности и умению демонстрировать свой имидж.

Суммируя оценки за каждый раунд, жюри выносит окончательное решение и определяет конкурсное место каждой участницы.

Такой вид соревнований-конкурсов по доступности мож­но отнести к массовым, но при этом следует иметь в виду, что от участниц требуется достаточно высокий уровень гимнастической подготовленности, а это связано с целе­направленным тренировочным процессом и применением специальных средств гимнастики спортивной направлен­ности.

III.7. Групповая гимнастика «Евротим»

В настоящее время происходит расширение форм физ-культурно-спортивной активности, которые не требуют особых способностей и качеств, не связаны с большими тренировочными нагрузками, присущими спорту высших достижений, а поэтому и более доступных для широких масс населения. Такие формы нацелены на сочетание оз­доровления и физического совершенствования с примене­нием соревнований.

Одним из таких молодых видов массового спорта стала «Групповая европейская гимнастика» или «Евротим». Ее появление явилось результатом поиска вида гимнастики массового характера, отличающегося относительной дос­тупностью, разнообразием видов упражнения и команд­ным характером их выполнения. Сочетание таких при­знаков в «Евротиме» и определило ее быстрое распростра­нение и популярность, особенно в западноевропейских странах.


 



8. Зак. 148



Первый чемпионат по европейской гимнастике состо­ялся в мае 1996 г. в Финляндии, последующие проводят­ся раз в два года. Инициатором разработки и распростране­ния этого вида гимнастики является Европейский гимнас­тический союз, под патронажем которого и осуществляется организационное управление групповой гимнастикой.

Помимо приоритета Европейского гимнастического со­юза в определении названия данного вида гимнастики безусловно сыграло свою роль и содержание ее, предус­матривающее групповые совместные действия участников в каждом виде упражнений.

Суть данного вида гимнастики выражается в:

—способе выполнения упражнений — поточных дей­ствиях (один за другим), без пауз при выполнении прыж­ковых упражнений или одновременном согласованном выполнении упражнений на снарядах или вольных;

—возможности помощи и страховки, которые оказы­вают партнеры и тренеры выступающих участников;

—допустимости взаимозамены участников команды в отдельных видах упражнений, обеспечивающей активность запасных участников;

—суммировании вклада каждого участника команды в общем результате выступления в соревновании.

Это существенно отличает «групповую» гимнастику от традиционной снарядовой, акробатики и художественной гимнастики, где всегда (даже в массовых соревнованиях — и это очень плохо) в командный результат включаются только лучшие результаты.

Специфику «Евротима» характеризуют следующие при­знаки:

1) сложно-координационный характер упражнений, вы­полняемых на разных снарядах и широкий диапазон труд­ности индивидуальных и групповых действий;

2) разнообразие движений, включаемых в соревнова­тельные упражнения, и видов многоборья;

3) скоростно-силовой характер упражнений, особенно мощных отталкиваниях руками и ногами, а также пово­ротов и вращений;

4) определенная психологическая напряженность при выполнении упражнений, связанная с безопорными, по­летными фазами упражнений и вращениями в них, а так­же поточностью быстрых самих по себе упражнений (ког­да задержки каждого следующего участника запрещены),


которая добавляет трудности в определении момента на­чала упражнения, «незаконченностью» упражнения при­землением, а необходимостью выхода из зоны снаряда и освобождения ее следующему гимнасту, соблюдении дис­танции;

5) синхронизация деятельности, которая выражается в согласовании действий участников групповой компози­ции, точном взаимодействии участников прыжковых се­рий, сочетании действий с обязательным музыкальным сопровождением;

6) строгая регламентация программ соревнований (уп­ражнений), условий их и правил судейства.

Таким образом, исходя из специфики групповой гим­настики, можно определить основные требования к под­готовленности спортсменов и одновременно отметить те ее стороны, которые стимулируются в процессе занятий:

а) достаточные физические кондиции, позволяющие
выполнить скоростно-силовую работу, сочетая ее с боль­
шой амплитудой движений в суставах;

б) широкая двигательная база, выражаемая в специ­
альном двигательном опыте выполнения вращений, рав­
новесий, прыжков (разных видов отталкиваний руками и
ногами), а также четкости и артистичности исполнения;

в) танцевально-хореографическая подготовленность,
определяющая успех в групповых вольных упражнениях
с предметом и без него;

г) специальная техника выполнения различных упраж­
нений.

Особенности организации и судейства соревнований по групповой гимнастике заключаются в том, что команды, представляющие спортивные клубы, могут включать от б до 12 участников, причем, состоять либо из мужчин, либо из женщин, или быть смешанными — включать по 50 % тех и других, но оцениваются они по одним и тем же пра­вилам.

К участию в соревнованиях допускаются спортсмены не моложе 14 лет. Судейство осуществляют: арбитр, че­тыре судьи и два помощника. Судейство проводится зак­рытым способом (представлением арбитру судейской за­писки с оценкой, выставляемой участнику, без показа ее зрителям) с последующим выведением средней окончатель­ной оценки и ее обнародованием.

Базовая оценка для судейства — 10 баллов, в которые входят: до 3, 0 балла — за трудность упражнения, до 2, 0


 



8*



балла — за композицию, до 4, 8 балла — за исполнение и 0, 2 балла надбавки — за оригинальность и сложность. Оценка производится с точностью до 0, 01 балла.

Программа включает три обязательных упражнения, которые выполняются под инструментальную музыку.

Вообще, в групповой гимнастике возможно использо­вание и предъявление на соревнованиях пяти видов уп­ражнений:

1-й вид — групповая композиция вольных упражнений без предмета под инструментальную музыку. Упражне­ние должно быть динамичным, соответствовать ритму музыкального сопровождения, включать перемещения и перестроения при максимальном использовании прямо­угольной площадки со сторонами 14 и 20 м. Основой ком­позиции являются простые телодвижения, но включают­ся и обязательные элементы: равновесия, волны, поворо­ты, вращения (не меньше, чем на 360°), акробатические прыжки. Эти элементы должны логично вписываться в целостную композицию. При этом трудность упражнений не ставится главной целью. Наибольшие требования предъявляются к согласованности работы всех участни­ков композиции, как к единому ансамблю исполнителей. Командные действия должны быть точными, технически правильными, элементы, соединения и в целом вся ком­позиция должны выполняться выразительно, артистич­но. Зрелищность данного вида упражнений усиливается красивой и оригинальной формой одежды участников и специальной атрибутикой.

Упражнения выполняются в пределах 2—4 минут.

2-й вид — прыжки на акробатической дорожке (тоже под музыкальное сопровождение). Последовательно вы­полняются три серии акробатических прыжков, каждая из которых состоит из трех или более элементов и отлича­ется характером вращений и поворотов и направлением их: вперед, назад, комбинированные. Все прыжки под­разделяются по трудности и занесены в таблицу, ориен­тирующую участников и судей соревнований.

Каждая серия прыжков выполняется, как сказано выше, — поточным способом, без пауз между прыжками участников. Стартом для начала разбега очередного участ­ника является момент окончания предыдущим спорт­сменом не упражнения, а разбега, и начало собственно акробатических действий. Таким образом, все участники


команды последовательно сменяют друг друга, а двое из них постоянно находятся в активном движении.

При выполнении акробатических прыжков обязатель­ная страховка, которую осуществляют либо два тренера, либо два участника команды из состава запасных.

При оценке данных упражнений в первую очередь вни­мание обращается не на трудность, а на исполнительское мастерство, ритмичность и согласованность действий чле­нов команды.

В каждой серии прыжков могут принимать участие не менее 6 гимнастов, что дает возможность спортсменам заменять друг друга.

3-й вид — прыжки с мини-батута. Команда из 6 чело­век выполняет с разбега (до 15 м) три различных прыж­ка, отталкиваясь от сетки мини-батута. Один из прыжков должен быть одинаковым для всех участников команды, а два других — по выбору, но с последовательным увели­чением сложности. Один из прыжков также должен быть опорным — т.е. с отталкиванием руками о промежуточ­ную опору, в качестве которой используются гимнасти­ческие снаряды: конь, стол, плинт. При этом высота сна­ряда может варьировать в пределах 120—190 см.

От акробатических прыжков на дорожке прыжки с мини-батута отличаются большей продолжительностью фазы полета, большей амплитудой безопорной фазы, сво­еобразными условиями отталкивания и более сложными структурами двигательных действий.

В полете гимнасты выполняют различные по направ­лениям, плоскости и количеству вращения, которые долж­ны закончиться четким приземлением. После выполне­ния прыжка гимнаст должен освободить место призем­ления максимально быстро, чтобы не помешать закончить упражнение следующему участнику (начинающему разбег в момент отталкивания от батута партнера по команде).

Такие условия соревнований создают и зрелищность, но в то же время и определенную психологическую на­пряженность, требуя от участников особого внимания, способности оценивать ситуацию по временным, простран­ственным и ритмическим характеристикам.

4-й вид — групповая композиция вольных упражнений с предметами. Все основные требования к данной компо­зиции не отличаются от тех, что предъявляются к перво­му виду — упражнениям без предмета. Но есть и свои осо-


 




бенности, определяемые конструкцией используемого пред­мета и возможностями выполнения с ним определенных действий, которые могут быть весьма различны в упраж­нениях с мячами, обручами, скакалками, лентами, вым­пелами и т.п. При этом каких-либо требований, определя­ющих жесткие стандартные параметры используемых предметов, нет, и каждый волен конструировать новые предметы или видоизменять традиционные, менять их размеры и т.д.

Естественно, для выполнения таких упражнений с пред­метами нужно иметь соответствующие технические мани-пуляционные навыки: бросать и ловить их, вращать, пе­ребрасывать, перекатывать с одной части тела на другую, причем, сочетая эти действия с вращениями, поворотами, динамическими и статическими равновесиями — что тре­бует достаточно серьезной специальной подготовки.

На общую оценку данной композиции, помимо каче­ства выполнения движений, влияют согласованность дей­ствий участников команды, их соответствие характеру и ритму музыкального сопровождения, а также вырази­тельность выполнения каждого элемента и композиции в целом.

5-й вид — групповые упражнения на снарядах. Одно­временное выполнение гимнастами соединений элементов на 2—4 снарядах представляет собой особый вид группо­вой гимнастики. Например, на четырех мужских или женских брусьях выполняются под музыку три серии свя­зок, каждая из которых состоит не менее чем из трех эле­ментов. Обычно это различные висы и упоры, махи, подъе­мы, спады, стойки и соскоки — характерные для данного снаряда. Причем, особых требований к наличию трудных элементов не предъявляется. Основное внимание при оцен­ке обращается на динамичность, синхронность и ориги­нальность построения связок.

В соответствии с регламентом соревнований каждая команда может выступать в трех видах программы при обязательном выполнении групповых вольных упражне­ний. В спортивной практике традиционно выбираются: групповые упражнения, акробатические прыжки и прыж­ки с мини-батута. Это дает возможность учитывать при подготовке к соревнованиям индивидуальные наклоннос­ти занимающихся и в то же время оценку на соревно­ваниях проводить, имея возможность сравнивать подго-


товленность участников по некоторому общему (правда, не утвержденному, но имеющемуся у каждого судьи) стан­дарту, основанному на общности условий выполнения упражнений в одних и тех же для всех участников видах многоборья.

Для групповой европейской гимнастики свойственна фестивальная форма проведения соревнований, показатель­ных и конкурсных выступлений, обычно приуроченных к гимнастрадам и праздникам гимнастики. Это важно, по­скольку, помимо самого соревновательного действа здесь разворачивается мощная агитационная работа и популя­ризация гимнастики среди очень большого, как правило, количества зрителей, которые приходят на «Евротим» и становятся ее активными поклонниками.



Часть третья






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.