Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественная гимнастика






Художественная гимнастика («Х.Г.»), как и любой вид спорта, нацелена прежде всего на достижение спортивно­го результата, но широкий круг ее средств позволяет ре­шать и другие задачи физического воспитания различ­ных контингентов.

Начальный этап подготовки спортсменок, затрагиваю­щий массовые разряды, в целом ориентирует занимаю­щихся на оздоровительно-развивающие занятия.

Благодаря значительному диапазону сложности упраж­нений Х.Г., вариативности подходов и приемов, применя­емых при освоении технических действий, в занятиях Х.Г. удается расширять двигательные возможности, добивать­ся гармоничного развития, воспитывать занимающегося эстетически.

В то же время к занимающимся предъявляются и осо­бые требования, отражающие специфику именно художе­ственной гимнастики, даже на начальном этапе занятий гимнастки должны обладать такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночны­ми и композиционными действиями свободного характе­ра и с манипулированием спортивными предметами. У гимнасток должны быть развиты способности к сохране­нию различных равновесий статического и динамическо­го характера. Они должны быть пластичны и обладать


 



7*



чувством ритма, слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Все это - для начала; именно такая исход­ная подготовленность и позволит в ходе занятий улуч­шить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата.

На начальном этапе подготовки гимнасток в процессе тренировочных занятий решаются и немаловажные част­ные задачи оздоровления:

—обеспечивается и поддерживается статус здорового человека;

—расширяется общий двигательный опыт, обеспечи­вающий учебную, профессионально-трудовую и бытовую деятельность;

—достигается и сохраняется высокий уровень функци­онального состояния основных систем организма;

—развиваются ординарно и в комплексе физические качества;

—формируются основные навыки поведения: осанка, походка, стиль поведения и общения;

—воспитываются культурологические качества: востфи-ятие красоты двигательных действий, управление эмоци­ональным состоянием, музыкальный вкус, в целом — имидж.

Как и в других видах спортивной деятельности, для решения основных задач технической подготовки применя­ются и вспомогательные упражнения, которые обеспечи­вают учебно-тренировочный процесс и как бы сопро­вождают основную работу. Это, прежде всего, средства основной гимнастики: упражнения общеразвивающие, базовые элементы акробатики, гимнастические игры и эстафеты, упражнения на гимнастических снарядах мас­сового типа, прыжковые, вращательные и др.

Основным содержанием начального этапа спортивной подготовки в Х.Г., являются базовые технические дей­ствия, которые можно представить относительно простой классификацией (табл. 6).

Первая группа упражнений«основные». Они пред­ставляют собой технические действия, на основе которых строится та или иная композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток.

Пружинные движения представляют собой чередова­ния исходного, промежуточного и конечного положений тела или его звеньев, выполняемые серийно с заданными


амплитудами и степенью напряжения. Например, после­довательные наклоны туловища вперед, в положении про­гнувшись, или серия взмахов ногой в сторону.

Движения такого рода имеют аэробный характер; воз­действуя на звенья тела и мышечные группы, они способ­ствуют развитию эластичности опорно-двигательного ап­парата, стимулируют развитие физических качеств, фор­мируют способности выполнять движения мягко, плас­тично.

Разновидности передвижений в Х.Г. (подскоков и прыжков, а также их сочетаний) отличаются, как прави­ло, большой величиной длины, высоты, амплитуд, быст­роты, темпа и напряженности, хотя и содержат действия разной размерности. Все они различны по трудности и именно в своем большом разнообразии создают стилевую основу технической подготовленности.

К базовым передвижениям относят:

— «мягкий шаг» — чередование шагов без видимого
отталкивания с постановкой ноги «с носка» и последова­
тельным перекатом на всю ступню;

— «высокий шаг» — выполняется маховым энергичным
подниманием бедра до горизонтального положения при
сохранении вертикальности голени; аналогично выполня­
ется «высокий бег» с фиксированным положением рук;


 




«острый шаг» — характеризуется коротким движе­нием ноги вперед с резкой акцентированной постановкой на опору и последующим подниманием на полупальцы;

—«широкий шаг» — напоминает выпады, когда значи­тельное по длине перемещение согнутой ноги вперед со­провождается выпрямлением «задней» ноги при некото­ром наклоне туловища вперед. Подобный «широкому шагу» «широкий бег» требует мощного отталкивания и выглядит стремительным;

—«скрестный шаг» — поочередная смена окрестного положения ног, когда одна нога ставится с носка перед другой, а затем положение ног меняется движением «пе­редней» или «задней» ног — что позволяет менять направ­ление движения (влево, вправо, вперед, назад);

— «переменный шаг» — является соединением двух
шагов одной ногой с последующим приставлением другой
(«приставной шаг») и двух шагов с другой ноги, данный
шаг может выполняться в различных ритмических режи­
мах и служит основой танцевальных шагов.

Волны. Эта разновидность основных упражнений име­ет сложнокоординационный характер и представляет со­бой сочетание последовательных сгибательно-разгибатель-ных действий, объединенных в целостное динамичное дви­жение в смежных суставах; для выполнения волны ха­рактерны непрерывность, равномерность, плавность и мяг­кость. В основе таких действий лежит умение избирательно и дозированно чередовать напряжения и расслабления, создавая впечатление слитности действий.

Повороты представляют собой действия вращательно­го характера вокруг вертикальной оси. Эти упражнения обычно выполняются переступанием, шагом, прыжком, наклоном или изгибами; на полной ступне или на полу­пальцах одной или двух ног. При этом основное требова­ние предъявляется к пространственно-временной точности как самих поворотов, так и конкретного положения тела в пространстве и взаимного расположения его частей.

Прыжки. Прыжки, как технический элемент, в Х.Г. характеризуются быстрым и сильным отталкиванием и достаточно высоким полетом — обеспечивающими усло­вия для выполнения в полете сложных телодвижений и манипуляций предметами. В таком сложном действии принято выделять отдельные фазы (что весьма важно для правильного понимания причин, обеспечивающих или не


обеспечивающих правильное выполнение прыжка в целом и соответствущей коррекции главных ошибок): 1) подготови­тельные действия (подседания, разбег), 2) отталкивание (одной или двумя ногами или даже руками), 3) формооб­разующие действия, обусловленные двигательным зада­нием, 4) фиксация заданной позы, 5) подготовка к при­землению, 6) приземление (амортизационные действия, компенсаторные, связующие, переходные). Наиболее ха­рактерна и значима - полетная фаза прыжка, во время которой необходимо выполнить различной сложности дви­жения: разведение и сведение ног, сгибания и разгибания туловища, взмахи и вращения руками, повороты, сочета­ния их, а также манипуляции предметами и т.п. — в са­мых разных вариациях.

Равновесия. В Х.Г. равновесия различают статические и динамические. Они выполняются на полупальцах и пол­ной ступне, ориентируются по разным плоскостям и на­правлениям. Одной из главных особенностей выполнения равновесий является необходимость их удержания после различных движений: шагов, бега, прыжков, поворотов, «многооборотных вращений». Это требует особой подго­товленности гимнасток, обеспечивающей точность дей­ствий в сочетании с надежной устойчивостью.

Упражнения с предметами. Данная группа упражне­ний в полной мере определяет специфику Х.Г. Наличие того или иного предмета, отличающегося целым рядом

(

признаков (формой, весом, разной конструкцией, распре­делением массы и ее геометрией и т.п.), а также необхо­димость выполнять с ним различные манипуляции — оп­ределяют их разнообразие, трудность, зрелищность и мно­госторонность требующейся подготовки.

В свою очередь, такие упражнения совершенствуют двигательную координацию, пространственно-временную ориентировку, быстроту, точность реакции и движений.

Для упражнений с предметами характерны по крайней мере пять групп технических действий: броски и ловля, махи, круги, вращения, перекаты. В свою очередь они обеспечиваются техничными хватами, замахами, подсе-даниями, переводами, передачами и перехватами, для действий в связке «гимнастка — предмет» характерны разнообразие сочетаний действий по направлениям и плос­костям, частые смены активности звеньев тела, сочета­ния перемещений предметов и определенных телодвиже­ний и т.п.


 


•198



           
   
   
 
 
   
 


На начальном этапе подготовки в Х.Г. в качестве ос­новных применяются мячи, скакалки, обручи, ленты и булавы. Дополнительно, для разнообразия, используются шарфы, вееры, флажки, вымпелы и др.

Упражнения с мячом (рис. 22—25) — весьма динамич­ны, в них используется большое количество различных движений: броски и ловля одной и двумя руками, пере­брасывания, перекаты по частям тела и полукаты и брос­ки, выполняемые не только руками, но и ногами, тулови­щем, головой, плечами; резкие и быстрые броски сочета­ются с поворотами и удержанием мяча в разных простран­ственных положениях гимнастки при фиксации мяча на разных участках тела. Особыми действиями, характер­ными именно для этой группы упражнений, являются отбивы мяча и выкруты. Броски и ловля мяча сочетаются с кувырками, перекатами на спине или на груди, различно­го типа равновесиями и «обыгрывающими» действиями.

Упражнения со скакалкой (рис. 26, 27) представляют собой сочетания различных прыжков на одной и двух но­гах, поочередных перепрыгиваний и вращений скакалки — выполняемых на месте и с продвижением вперед, в сторо­ну, назад, с поворотами, а также с изменением ритма и темпа как прыжков, так и (одновременно с прыжками или «отдельно») движений скакалкой. Такое содержание упражнений со скакалкой требует особой точности дви­жений, не только чувства ритма, но и чувства самого пред­мета, поскольку конфигурация скакалки может значитель­но меняться в зависимости от ее натяжения, меняющего­ся в зависимости от быстроты и амплитуды вращений, а также исходной и специально изменяемой длины. Посколь­ку прыжки со скакалкой выполняются, как правило, длин­ными сериями, эти упражнения служат отличным сред­ством развития выносливости, в связи с чем и применя­ются практически во всех спортивных специализациях в составе общей или специальной физической подготовки.

В массовой гимнастике используются скакалки, изго­товленные из разных материалов: пеньки, резины, плас­тика, комбинированного состава. На том уровне задач, которые решаются в начальной подготовке, особой роли это не играет. Важнее правильно определить длину ска­калки, которая должна быть равна расстоянию от пола до плечевого пояса при выпрямленном положении тела (тог­да ее легко вращать и скакалка не запутается при враще-



ниях). Чтобы разнообразить занятия и варьировать на­грузку, среди упражнений используются прыжки через длинную скакалку (веревку, вращаемую двумя партнера­ми), прыжки вдвоем, втроем, целой группой, и при этом с самыми разнообразными дополнительными двигательными заданиями.

Упражнения с обручем (рис. 28-33) связаны, в основ­ном, с вращением предмета (рукой, ногой, шеей, тулови-


                         
   
   
 
 
   
 
 
   
 
   
 
     
 

щем), его бросками и перекатами на фоне различных те­лодвижений. Основное требование к данным упражнени­ям — сохранение плоскости движения обруча, иначе он будет падать. Важен и правильный хват: маховые движе­ния выполняются обязательно при жестком хвате, при качательных и вращательных движениях напротив — нуж­но уметь своевременно напрягать и расслаблять мышцы, обеспечивая свободность движения. Практически каждое движение с обручем требует владения особой техникой, более сложной, чем та, которая используется в упражне­ниях, описанных выше. С другой стороны, сами упражне­ния с обручем — отличное средство совершенствования раз­личных физических качеств и координационных способ­ностей. Для занятий используются деревянные, пластмас­совые или дюралевые обручи диаметром 80—90 см и тол­щиной 0, 8—1, 2 см.


Упражнения с лентой (рис. 34-38) связаны с построе­нием в пространстве различных «рисунков». Захватив деревянную (пластиковую) палочку, к которой прикреп­лена лента, активными действиями кистью, предплечь­ем, всей рукой - гимнастка выполняет различные махи, круги, броски, перехваты, перебросы и т.п. движения, с помощью которых рисует «змейки», «восьмерки», «спи­рали». Все это в разных плоскостях и направлениях, в разных темпах и ритмах и в согласии с действиями дру­гих частей тела — поворотами и вращениями, прыжками и полупереворотами, наклонами, свободно двигая лентой или обматывая ее вокруг себя, подбрасывая высоко вверх и одновременно выполняя кувырки или напротив, — «рас­стилая змейку» и перепрыгивая через нее. При соот­ветствующем музыкальном сопровождении упражнения с лентой весьма зрелищны и могут удовлетворить самый изысканный вкус. Для упражнений используются ленты разных ярких цветов, длиной 5 м, шириной 2, 5 см, обыч­но шелковые.

Упражнения с булавами (рис. 39—50) представляют собой манипуляции двумя предметами. Работая одной или двумя руками, гимнастка выполняет различные круги, махи, «мельницы», броски, перекаты булав по площадке

Риг 45 Рис. 36


 




или по своему телу, броски булав с заданными направле­ниями и плоскостями вращений и последующей ловлей их в определенных позах, в которые спортсменка прихо­дит через повороты, прыжки с поворотами, различные кувырки и другие сложные движения. Булава представ­ляет собой деревянный или пластиковый предмет удли­ненной бутылочной формы с утолщением на конце, необ­ходимым для удобного удерживания. Длина булавы 40-55 см, вес — 400-550 г.

Вторая, показанная в таблице 6, группа - упражне­ния узкой специальной направленности. Они представ­ляют собой широкий круг двигательных заданий, обеспе­чивающих овладение основными техническими действи­ями. Упражнения этой группы позволяют воздействовать на пространственно-временную организацию чувственно­го познания и оценку собственных возможностей. При этом, решая задачу оптимизации физического состояния занимающегося, они в то же время все внимание ак­центируют на взаимосвязи субъективного восприятия дви­гательных форм и окружающей среды, выразительности движений, формировании образа «красивого движения».

В данной группе можно выделить несколько подгрупп упражнений.

1. Упражнения, развивающие образное мышление и его двигательное выражение. Они проводятся в форме игро­вых заданий с разным содержанием. Это могут быть сме­ны простых поз, сочетания нескольких двигательных дей­ствий, позволяющие «рисовать» образы из окружающей среды, например, бабочки (для выражения пластичнос­ти), кузнечика (как обладателя прыгучести), елочки (как образца стройности) и т. п. Подобные действия могут объе­диняться в короткие сюжеты или программы, которые оформляются соответствующим музыкальным сопровож­дением.

2. Ритмо-пластические упражнения требуют определен­ного сочетания, взаимосвязи и выразительности действий. Выполнение их связано с представлениями о такте, тем­пе, ритме, сильной и слабой долях, размере, т.е. с владе­нием основами музыкальной грамоты.

При этом двигательные задания могут преследовать разные цели:

- — согласование элементарных движений различными звеньями тела с музыкальным сопровождением;


- воспроизведение заданного ритма с помощью про­
стейших действий: постукивания, притоптывания, при-
хлопывания, ритмичного шагания и т.п.

— соотнесение с музыкальным аккомпанементом более
сложных передвижений (шагов, бега, подскоков, выпа­
дов, поворотов и т.п.);

- упражнение в цикличном (повторяемом) сочетании
действий различной сложности;

— вариации действий в соответствии с заданными ме­
няющимися темпом и ритмом аккомпанемента.

3. Дифференцировочные упражнения способствуют
формированию умений различать действия по ряду пара­
метров и точно оценивать их по темпу, длительности; уси­
лиям, пространственному положению, а также по их со­
гласованности при выполнении. Соответственно этому
используются и специальные упражнения. Причем, сна­
чала подавляющее большинство их основано на контрас­
те (сильно—слабо, быстро—медленно), а затем и на все бо­
лее тонких нюансах в однонаправленных и разнонаправ­
ленных движениях, одновременных и разновременных —
но всегда точностных. Сами же упражнения могут вклю­
чать любые действия: от простейших в суставах до слож­
ных прыжков и поворотов с одновременными манипуля­
циями спортивными предметами.

4. Групповые упражнения требуют прежде всего взаи­
модействия партнеров в процессе выполнения конкрет­
ных двигательных действий. При этом содержание упраж­
нений партнеров может быть как типовым, так и различ­
ным по направлению перемещений, используемым пред­
метам, но при обязательной синхронности (соответствию
счету или акцентам музыкального сопровождения) или
напротив - асинхронности, задаваемой композицией или
простым заданием, но с попаданием действия на опре­
деленный ритмический момент опять-таки в согласии с
действиями партнера, исполняющего «свою партию».

Данные упражнения требуют от группы исполнитель­ниц постоянного внимания как за собственными действи­ями, так и за действиями других участниц упражнения. Кроме того, необходимо проявление высокой дисцип­линированности и выдержки на фоне высокой эмоциональ­ной нагрузки, характерной для групповых упражнений. Здесь могут быть использованы специально составленные композиции элементов, а также фрагменты спортивных


 




               
 
   
   
 
     
 
 


композиций; основную нагрузку здесь несут упражнения с предметами.

5. Танцевальные хореографические упражнения — ка­нонизированные движения, отвечающие законам танце­вальных стилей и хореографии, имеющие достаточно слож­ную координационную структуру и способствующие ре­шению задач «двигательного образования». Как правило, это — соединения отдельных движений в поточном испол­нении, требующие определенной стилистической двига­тельной базы и культуры движений.

Для данной группы упражнений обязательно музыкаль­ное сопровождение. Сами упражнения выполняются в виде танцевальных шагов и дорожек, у опоры (станка) или без опоры, с использованием части зала или всей его площади.

Таким образом, специфика упражнений данной груп­пы определяется значительным количеством двигатель­ных заданий и соответствующим разнообразием воздей­ствий на гимнасток.

Третья группа упражнений — комбинационные. Ос­новное спортивное упражнение в Х.Г. любой разрядной категории представляет собой определенную композицию движений. Композиции могут различаться по характеру движений, соединениям поз, танцевальных шагов и акро­батических элементов, наличию спортивного предмета. Ко­личество и сложность движений, длительность выполне­ния и стиль движений, характер музыкального сопровож­дения — также могут быть весьма разнообразны.

В связи с этим возможны следующие разновидности композиций:

1) узкой направленности; например, для развития спо­собностей сохранять равновесия подбираются различные равновесные позы, из которых составляется определен­ная связка; или составляются соединения различных прыжковых заданий в сочетании с поворотами, выполня­емыми на ограниченной опоре, а также заканчивающие­ся равновесными позами;

2) широкого, или комплексного воздействия, при ко­тором используются сочетания движений различной слож­ности, характера, напряженности — объединенные в конк­ретную композицию. Примером может служить следую­щий «экзерсис»:




(Дж. Фонда, 1964 г.) и современной соревновательной. Первые неофициальные соревнования по спортивной аэро­бике прошли в 1984 г. в Нью-Орлеане в рамках междуна­родной выставки «Физкультура и спорт»; организаторами их были Ховард и К. Шварц. На протяжении последую­щего десятилетия происходило становление нового вида спорта, создавались различные федерации и ассоциации аэробики.

В мае 1994 г. Конгресс Международной федерации гим­настики (ФИЖ) образовал комиссию по спортивной аэро­бике и признал ее одним из видов гимнастики, полномо­чия которой подтвердил Международный олимпийский комитет. С 1955 г. проводятся официальные чемпионаты мира; в 1998 г. в Москве состоялся 1-й студенческий чем­пионат России, собравший 76 участников из разных рай­онов страны.

Возрастной ценз участников соревнований по спортив­ной аэробике — не моложе 18 лет, поэтому заниматься ею, как правило, начинают спортсмены, завершающие спор­тивные тренировки в спортивной гимнастике и акробати­ке, и к началу «новых» специализированных занятий*уже обладающие высокими уровнями общей физической и специальной двигательной подготовленности. В то же вре­мя в спортивную аэробику приходят и из массового спорта те, кто освоил азы спортивной специализации и имеют хорошие физические кондиции.

Упражнения спортивной аэробики напоминают воль­ные упражнения гимнастов, но не содержат технически сложных элементов, подобных гимнастическим или ак­робатическим. Они выполняются в довольно высоком темпе на фоне четкого музыкального ритма. По характеру все движения отличаются резкостью, динамичностью и за­конченностью отдельных действий и соединений.

Как и в любом виде спорта, специфику двигательной деятельности в спортивной аэробике определяют правила соревнований, которые устанавливают специальные тре­бования к композиции и условия ее выполнения.

Соревнования по спортивной аэробике обычно прохо­дят в течение трех дней (два — отборочные соревнования, третий — финальные) по четырем видам программы: ин­дивидуальные мужские и женские, смешанные и среди троек, длительность выполнения композиции составляет 115 ± 10 с.


Композиция представляет собой сочетания и чередова­ния упражнений стоя и в партере, перемещений (бег, шаги); подскоки и прыжки, гимнастические и акробати­ческие элементы — сбалансированы в связках и частях упражнения, оформленного различными «фоновыми» дви­жениями руками.

Циклические действия в спортивной аэробике харак­теризуются околопредельной мобилизацией сердечно-со­судистой системы и выраженным участием в работе аэроб­ных источников энергообеспечения. В связи с этим для спортсмена является важным удерживание высокого качественного уровня исполнения действий на протяже­нии всего выступления в условиях мышечной работы, близких к экстремальным.

Выполнение соревновательных упражнений протекает на фоне аэробного обеспечения при частоте сердечных со­кращений в пределах 186—190 уд/мин. Причем, в данном случае отсутствует типичный момент врабатывания (раз­гона) функций, с самого начала упражнения происходит скачок мощности работы и приближение ее к максималь­ному уровню, а это требует предельной мобилизации фи­зических усилий.

Выполнение упражнений сопровождается глубокими функциональными сдвигами в организме спортсмена, арит­мичным дыханием, его задержками и натуживанием. По своему характеру такую работу сравнивают с бегом на 800 м (В. Е. Борискевич и др., 1998 г.).

Поскольку деятельность спортсмена отличается слож-ой координацией и точностью действий, то для выполне-ия ее отрицательную роль играет накопление и повы-енное содержание в мышечных тканях побочных продук-ов энергетики (лактата). Поэтому качество выполнения пражнения сохраняется при потреблении кислорода в пределах 75 % максимального. Это значит, что необхо­дим определенный функциональный запас, с появлением которого и ростом технического мастерства снижается пульсовая стоимость упражнения, удешевляются энерго­затраты и повышается эффективность физиологической работы при одновременном улучшении ее качества и на­дежности.

В связи с этим традиционное тестирование частоты сер­дечных сокращений спортсмена может быть эффективным способом контроля за состоянием тренированности. Це-


 




лесообразны рекомендации по использованию, помимо соб­ственно соревновательных упражнений, дополнительных средств тренировки, например: беговые кроссы, плавание, работа на тренажерах циклического типа в зоне «аэробно­го порога».

Содержание программы. Все содержание спортивной аэробики сформировано на основе семи базовых движе­ний аэробики оздоровительной, которые выполняются на фоне прыжков, бега, маршировки в смешанном режиме.

Такая система циклических действий, объединенных в композицию и выполняемых в высоком темпе под музы­ку (в среднем, 150 двигательных акцентов в минуту, или 2, 5 движения в секунду), несет в себе значительный эмо­циональный заряд и воспринимается зрительно как вир­туозное двигательное действо.

Весь набор элементов, которые могут быть включены в композицию спортивной аэробики, с высокой степенью условности разделены на шесть групп: элементы, в кото­рых проявляются динамическая сила, статическая сила; прыжки-скачки; повороты; махи; равновесия; гибкость.

Анализируя составные элементы композиции спортив­ной аэробики можно выделить такие группы движений:

1) силовые элементы динамического и статического характера, например, падения, отжимания, подъемы ту­ловища, медленные силовые переходы из одного положе­ния в другое, разновидности упоров и т.п.;

2) прыжки и подскоки (скачки), например, прыжок в шпагате, перекидной, прыжки с различными телодвиже­ниями и разной частотой повторений;

3) равновесия, например, боковое, переднее с захватом ноги и т.п.;

4) собственно гимнастические элементы, например, в упоре лежа отталкивания руками, смена простых и сме­шанных упоров, круги ногами;

5) собственно акробатические элементы, например: пе­рекаты, поддержки, подхваты и др.;

6) танцевально-хореографические и маховые движения, например, маховые движения руками и ногами, элемен­ты народного танца, классического и современных танцев, сочетания действий звеньями тела и поворотов и других различных телодвижений;

7) вспомогательные, или связующие элементы, напри­мер, разновидности шагов, подскоков, подниманий коле­на, выпадов, дорожек и т.п.


Обязательным требованием правил является включе­ние в композицию не менее чем по одному элементу из каждой группы. Помимо этого в нее включаются до деся­ти дополнительных элементов, которые не являются обя­зательными и выбираются самим спортсменом. Каждая группа элементов разделена на четыре категории трудно­сти - от низшей к высшей (А, В, С, D) - что позволяет определить степень сложности упражнения в целом.

Кроме того, композиция в спортивной аэробике долж­на включать две серии движений, называемые «восьмер­ка» и «дорожка шагов». «Восьмерка» — это соединение телодвижений, выполняемых последовательно в положе­ний стоя в течение четырех музыкальных тактов. Требу­ющееся для выполнения соединение включает две восьмер­ки, которые отличаются только направлением движения. При этом перемещения по площадке допускаются в лю­бом направлении, но восьмерки должны быть зеркальны, «дорожка шагов» — это соединение разновидностей пос­ледовательных шагов на 16 счетов, которое начинается с приставного шага вперед с последующим чередованием подобных действий. Например, поднимание колена, мах ногой, прыжок ноги врозь и прыжок ноги вместе, выпад. Три базовых движения: шаг, бег, скип — используются только как связующие элементы. При этом возможны различные вариации таких действий и выполнение их с поворотами в любом направлении, но смена направлений не должна превышать 360°.

Условия выполнения упражнений. Упражнения выпол­няются на ровной жесткой опоре — помосте, высотой 100— 150 см и площадью «9x9». На помосте размечается квад­ратная соревновательная площадка, размером 7 х 7, а внутри нее обозначается квадрат со сторонами 6 м. Раз­метка этих двух площадок дополняется линиями, соеди­няющими вершины углов, образуя четыре сектора — «ко­ридора». При выполнении упражнения должны быть за­действованы все четыре «коридора» и вся площадка.

Требования к выполнению упражнения довольно жест­кие и выражены тремя показателями-критериями: по ис­полнительскому мастерству, сложности и артистичности.

Исполнительское мастерство определяется по следую­щим критериям:

а) «координация», под которой здесь понимают актив­ность действий в различных частях композиции и учас-


 




тие в них различных звеньев тела, наличие перемещений и смены направлений движения и асимметрии действий различными частями тела, смена темпа, ритма, плоско­стей движений и их смыслового содержания (сгибаний, разгибаний, удержаний и т.п.);

б) соотношение «сила—скорость» — соотношение быст­
роты движений (перемещений) и степени напряженности
их амплитуды и длины силовых движений и сопротивле­
ние утомлению;

в) «техника» — точность взаиморасположения звеньев
тела, правильность поз, рациональность смены движений,
оптимальность и оправданность затрат мышечных усилий,
сохранение равновесий;

г) «синхронность» — сочетание движений по времени и
темпу, пространственному перемещению, сменам направ­
лений и амплитудным сочетаниям, а также согласованно­
сти действий партнеров.

Артистичность оценивается по таким показателям:

а) «хореографичность», т.е. стилистика движений, сба­
лансированность движений в отдельных частях компози­
ции, объем и разнообразие движений, эмоциональность и
четкость исполнения;

б) «презентация» — уверенность и выразительность
выполнения программы, представительность и контакт­
ность со зрителем, «заразительность»;

в) «музыкальность» — ритмичность и гармония движе­
ний, их соответствие характеру музыкального произведе­
ния, образность действий.

Сложность упражнения определяется в соответствии с принадлежностью каждого выполненного элемента к таб­личным или экспертным значениям трудности. Это отно­сится как к обязательным элементам, так и к новым или дополнительным. Традиционное шкалирование трудности (от А до С) позволяет дать каждому элементу балловое зна­чение — от 0, 1 балла до 0, 4 — и таким образом определить суммарную оценку сложности шести обязательных и деся­ти наиболее сложных дополнительных элементов.

Для сохранения статуса «спортивности» аэробики и выдерживания стиля демонстрируемых в ней движений введены некоторые «ограничения» — запрещено выполнять:

— такие гимнастические и акробатические элементы (и им подобные), как: мост, кувырки, стойки на руках, пере­вороты, курбет и кульбит, фляк, сальто, броски партнеров;


 

- элементы боевых искусств: хлестообразный мах, бо­ковой кик и др.;

- движения с прогибанием, вертикальный шпагат, вра­щения на спине;

- «сверхвысокие» прыжки с большой ударной нагруз­кой;

- использование вспомогательных предметов: палок, амортизаторов... В то же время требуется удерживание положения «прямая спина».

Для базовой подготовки спортсменов в спортивной аэро­бике характерны следующие особенности:

- техническая подготовка строится по принципу со­ставления и освоения конкретных соревновательных ком­позиций и постепенного расширения двигательного запа­са за счет освоения новых элементов;

- развитие физических качеств планируется и осуще­ствляется на основе предварительного тестирования и оп­ределения сильных и слабых мест в физической подготов­ленности; в полной мере проявляется принцип индиви­дуального подхода;

- музыкально-ритмическая подготовка направлена на совершенствование музыкальных способностей занимаю­щегося, точности двигательно-ритмических действий раз­личной сложности и объема в соответствии с вариантами ритмических рисунков и условиями выполнения (задани­ями). Эти задачи решаются за счет расширения музыкаль­ной эрудиции на основе прослушивания, аналитического восприятия и оценки характера произведения, размеров, стилей, акцентов;

- решение задач технического совершенствования пре­дусматривает использование дополнительных занятий с привлечением средств хореографии силовой тренировки, танцевальных элементов, общей физической подготовки (плавания, кроссов, игр и т.п.), парно-групповых упраж­нений.

Перечисленные особенности тренировки в спортивной аэробике в то же время базируются на типичной и широ­ко известной методике подготовки в сложно-координаци­онных видах спорта: спортивной, художественной, ак­робатической гимнастике.

Поскольку спортивная аэробика считается одним из оздоровительных видов гимнастики, необходимо отметить, что в занятиях имеется возможность весьма широко варь-


 




ировать нагрузку. Пульсовая стоимость ее в различных частях занятия может колебаться в пределах 90—200 уд/мин, а продолжительность работы с такой нагрузкой составля­ет 2—2, 5 мин при разном чередовании обучающей, сило­вой, ударной и танцевальной частей. По всей вероятнос­ти, именно варьирование характера и величин нагрузки при положительной эмоциональной окраске занятий и делает их доступными для широкого контингента и весь­ма эффективными. Например, за 12—14 месяцев занятий наблюдается довольно существенная динамика компонен­тов состава тела: мышечный компонент возрастает у муж­чин на 2, 6 %, у женщин - более 5 %, при уменьшении жирового компонента соответственно на 2—4 % и 5 % (К. Б. Андреасян, 1996 г.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.