Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ризамиты






 

Ризамиты — последователи Ризама ибн Разма.

Они вели имамат от Али ибн Аби Талиба к его сыну Мухаммаду ибн аль-Ханафе, затем к Абу Хашиму, от него по завещанию к Али ибн Абдаллаху ибн Аббасу. Далее имамат перешел к Мухаммаду ибн Али, Мухаммад завещал своему сыну Ибрахиму, господину Абу Муслима, который агитировал людей в пользу Ибрахима и признавал его имамат.

Учение ризамитов возникло в Хорасане во время Абу Муслима. Говорили, что Абу Муслим поддерживал их, потому что они привели имамат к нему, заявив, что он имеет право на долю в имамате. Ризамиты утверждали, что в нем воплотилась божественная частица. Эта частица помогала Абу Муслиму в его борьбе против Умаййадов, пока он не перебил их всех до последнего. Ризамиты верили в переселение душ.

Первоначально этого учения придерживался аль-Муканна, который, опираясь на придуманный им вздор, приписывал себе божественность. У него появились последователи в Мавераннахре. Это одна из сект хуррамитов, приверженцы которой пренебрегали предписаниями религии. Часть их утверждала, что религия — это только познание имама; часть —что религия состоит из двух вещей: познания имама и верности ему. У кого есть две эти вещи, тот уже достиг совершенства, и с него снимаются религиозные обязанности. Некоторые из них вели имамат к Мухаммаду ибн Али ибн Абдаллаху ибн Аббасу от Абу Хашима ибн Мухаммада ибн аль-Ханафии, признавая завещание и исключая любой другой путь.

Первоначально Абу Муслим придерживался учения кайсанитов. Он искал лучшего из семейства Пророка, того, кто обладал бы обширными знаниями и не нуждался бы в учителе, и нашел такого человека в лице Джафара ибн Мухаммада ас-Садыка. После этого он отправил последнему такое письмо: «Я уже бросил клич и призвал народ к отказу от покровительства Умаййадов и к признанию покровительства семейства Пророка. Если ты хотел этого, то большего тебе и желать нельзя». Но ас-Садык написал ему в ответ: «Ты — не из моих людей, и сейчас не мое время». Тогда Абу Муслим склонился к Абу аль-Аббасу Абдаллаху ибн Мухаммаду ас-Саффаху и вручил ему власть халифа.

 

Аббасиды стали второй династией после Умаййадов, возглавившей мусульманское государство. Свою пропаганду против Умаййадов Аббасиды вели под лозунгом: «Возвращение власти семейству Пророка», а свой призыв вели в пользу неопределенного человека из семейства Пророка — «угодного Аллаху». Свое право на руководство общиной они обосновывали близостью к Пророку. Ведь их предок Аббас ибн абд аль-Мутталиб был родным дядей Мухаммада и в отсутствии сыновей у последнего имел право на наследование своему племяннику. Первоначально движение Аббасидов вышло из шиитских кругов, скорее всего, из кайсанитов. До появления на политической арене Аббасидов, кайсаниты предприняли множество попыток прийти к власти, создав хорошо организованную тайную сеть агентов. Эти агенты подчинялись центру и вели пропаганду против Умаййадов. Возможно, что Абу Хашим передал им руководство этим движением, а «желтый свиток» — это не что иное, как список агентов кайсанитов в различных городах халифата. Очень дальновидным ходом Аббасидов было то, что они, ведя свою пропаганду, не уточняли конкретно, кого именно они хотели привести к власти. Этим они смогли привлечь на свою сторону большое число шиитов восточных областей халифата, которые считали, что после свержения Умаййадов халифом станет кто-то из потомков Али. Под руководством перса Абу Муслима Аббасиды совершили переворот сначала в Хорасане, а затем победоносным маршем дошли до Куфы, где в 750 г. Абу аль-Аббас ас-Саффах был провозглашен первым халифом династии Аббасидов. А уже через год был захвачен последний оплот Умаййадов — Сирия, где было казнено большинство членов семейства Умаййа. Как известно, Абу Муслим хотел, чтобы пост халифа занял Джафар ибн Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусайн ас-Садык — самый уважаемых из потомков Али ибн Аби Талиба в тот момент. Но Джафар, в силу ряда причин, отказался. Тогда Абу Муслим предложил занять пост халифа Абу аль-Аббасу, и получил его согласие. Шииты, увидев, что халифом стал не алид, а аббасид, поняли, что их обманули. После этого дороги шиитов и Аббасидов разошлись настолько, что аббасидская власть стала преследовать вчерашних союзников и помощников, жестоко расправляясь с алидами.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.