Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Салихиты






 

Основателем этого учения был Салих ибн Умар ас-Салихи.

Ас-Салих, Мухаммад ибн Шабиб, Абу Шимр, Гайлан — все они в своем учении совместили кадар (свободу воли) и ирджа (откладывание). Хотя салихитов нельзя причислить к «истинным мурджиитам», мы все-таки упомянем и об их учении.

Ас-Салих говорил: «Вера — это знание о существовании Аллаха, достаточно знать хотя бы то, что этот мир имеет Творца. Неверие — это незнание даже этого». Знание об Аллахе — это покорность и любовь к Нему. При этом допустимо, что человек верит в Аллаха, но не верит в Его Посланника, ведь разум допускает это». Это удивительное утверждение, ведь Посланник говорил: «Кто не верит в меня, не верит в Аллаха». Далее ас-Салих говорил, что молитва не является служением Аллаху. По его мнению, служением Ему является лишь вера в Него, а вера — это знание о Нем. Вера не уменьшается и не увеличивается. Точно так же и неверие — единое свойство, оно не увеличивается и не уменьшается.

Что касается Абу Шимра аль-Мурджии аль-Кадари, то он полагал, что вера — это знание об Аллахе, любовь к Нему, покорность Ему в сердце, признание того, что Он Единственный, нет ничего подобного Ему. Таковы основы веры, пока на земле нет доказательства (худджи), а именно, Пророка от Аллаха. Если же появляется доказательство (Пророк), то к вере прибавляется обязательство признать этого Пророка.

Знание и признание того, что сообщил Пророк от Аллаха, не являются основами веры [Здесь требуется дать два разъяснения. Во-первых, знание всего, что сообщил Посланник Аллаха, просто невозможно, следовательно, оно не может быть основой веры. Во-вторых, ас-Салих говорит о необязательности признания того, что пришло от Посланника. Видимо, это следует понимать так, что человек не обязан безоговорочно признавать все хадисы, положения фикха, нормы шариата и тому подобные вещи, дошедшие до него через сотни лет после смерти Пророка; а не так, что человек имеет право не признать или не выполнить какой-либо приказ Пророка, который был отдан ему лично, или в существовании и достоверности которого он уверен.]. Каждое из качеств веры само по себе не является ни верой, ни ее частью, но когда они соединяются, то в совокупности становятся верой. Условием при наличии всех качества веры салихиты ставили знание о справедливости. Под знанием о справедливости они подразумевали признание свободы воли, добро и зло которой исходит от человека, а не предопределено Аллахом.

Что касается Гайлана ибн Марвана из мурджиитов-кадаритов, то по поводу сущности веры у него было следующее мнение. Он говорил, что вера бывает двух видов. Первый вид — это природная вера, которая от рождения есть в каждом человеке. Это знание того, что у мира есть Творец, знание об Аллахе в общем. Такая вера не делает человека верующим. Второй вид веры — это знание об Аллахе, любовь и покорность Ему, признание того, что сообщил Посланник от Аллаха. Лишь тот, кто обладает такой верой, и является истинным верующим.

Среди авторитетных ученых и авторов мурджиитских трактатов были: аль-Хасан ибн Мухаммад ибн Али ибн Абу Талиб, Саид ибн Джубайр, Талик ибн Хабиб, Амр ибн Мура, Мухариб ибн Зияд, Мукатил ибн Сулайман, Зарр, Амр ибн Зарр, Хаммад ибн Абу Сулайман, Абу Ханифа, Абу Юсуф (ученик Абу Ханифы), Мухаммад ибн аль-Хасан, Кудайд ибн Джафар. Все они были знатоками хадисов.

В отличие от хариджитов и кадаритов, мурджииты не считали неверными совершивших тяжкие грехи и не осуждали их на вечное пребывание в аду.


Шииты

 

Шииты (от арабского аш-шиа — приверженцы, партия) — общее название различных исламских групп, считавших, что только Али ибн Аби Талиб и его потомки достойны быть духовными и политическими наследниками Пророка Мухаммада. В основе возникновения шиизма лежат исключительно политические причины, и во все времена главным лозунгом шиитов было возвращение власти в руки семейства Пророка. Существует несколько версий того, в какое время и по каким причинам появилось это исламское течение. Сами шииты утверждают, что «сторонники Али» (шиат Али) было еще при жизни Пророка, но среди мусульман, принадлежащих другим течениям, существуют свои версии этого события.

Согласно одной из версий, первые требования передать власть «семейству Пророка», главой которого был Али, прозвучали сразу после смерти Пророка Мухаммада. Тогда часть сподвижников Пророка объединилась вокруг Али, желая, чтобы именно он занял пост халифа. Как сообщают нам исторические сочинения, сторонниками Али в тот период были его родственники из семейства Хашим: Аббас, Фадль ибн Аббас, — а также некоторые выдающиеся сподвижники из числа мухаджиров и ансаров: Абу Зарр аль-Гифари, Салман Фарси, Микдад ибн аль-Асвад, Аммар ибн Ясир, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Халид ибн Саид, Абу Аййуб аль-Ансари, Убайй ибн Кааб аль-Ансари, Билял аль-Хабаши, Кайс ибн Саид ибн Ибада аль-Хазраджи, Бурайда аль-Аслами и другие.

Некоторые ученые предпочитают другой вариант, утверждая, что шиизм возник во время совета по выборам третьего халифа. Именно тогда среди мусульман образовалось две партии: «партия Усмана» и «партия Али», — каждая из которых агитировала в пользу своего кандидата на должность халифа. Как известно, халифом стал Усман. Но «партия Али» продолжила пропаганду среди народа. В последние годы правления Усмана обстановка в государстве стала неуклонно ухудшаться. В разных частях халифата накапливалось недовольство методами правления, наместниками, социальным неравенством между арабами и неарабами. Все эти причины привели к мятежу и убийству халифа Усмана. После этого убийства сложилась крайне тяжелая ситуация: в Медине царило безвластие, события могли принять совершенно непредсказуемый оборот. Сторонники Али стали настойчиво требовать, чтобы он наконец-то взял власть в свои руки. Хотя Али не хотел становиться главой мусульман в таких обстоятельствах и несколько раз отказывался от халифата, в конце концов, он внял просьбам народа и принял должность халифа.

Согласно третьей версии возникновения шиизма, его основоположником был иудей, принявший Ислам, Абдаллах ибн Саба (или по имени матери, ибн ас-Сауда). Именно ему приписываются многие положения, впоследствии вошедшие в шиитское вероучение, в частности, утверждение, что у каждого Пророка есть преемник, а преемник Мухаммада — Али; представления о возвращении имама после смерти, о сокрытии имама и некоторые другие. Говорят, что ибн Саба был современником Али, он открыто отрекался от первых трех халифов и говорил о необходимости передачи власти Али. Также известно, что благоговейное отношение ибн Саба к Али достигло крайностей, недопустимых в Исламе, и Али приказал сжечь Абдаллаха ибн Саба вместе с его последователями. Сами шииты категорически отрицают свое происхождение от Абдаллаха ибн Саба, считая его вымышленным лицом, которое ни разу не упоминается их историками и не имеет никакого отношения к их учению. Хотя в книги шиитского ученого аль-Хасана ибн Мусы ан-Наубахти говорится о том, что именно Абдаллах ибн Саба был первым, кто отрекся от первых трех халифов и стал ругать их.

Еще одна версия говорит о том, что основоположником и разработчиком шиизма был Джафар ас-Садык, правнук аль-Хусайна ибн Али. Именно Джафар разработал многие положения акыды и фикха, ставшие отличительными чертами шиитского учения.

Некоторые исследователи, особенно западные, связывают возникновение шиизма с особенностями персидского национального сознания, приводя в качестве аргумента тот факт, что идея божественности власти, ее связи с Богом, избранности некоторых людей была широко распространена среди персов еще в доисламский период. К тому же, — напоминают сторонники этой версии, — женой имама аль-Хусайна ибн Али и матерью всех последующих имамов была дочь последнего персидского правителя Ездегира. Таким образом, семейство Пророка пересеклось с семейством персидского правителя. Поэтому шиизм во все времена находил широкую поддержку у персов и получил среди них наибольшее распространение.

 

Шииты — это приверженцы Али.

 

Здесь необходимо хотя бы вкратце рассказать о жизни Али ибн Аби Талиба, этого во всех отношениях незаурядного человека, чтобы читатель смог лучше разобраться в политической подоплеке возникновения шиизма.

По свидетельству историков, Али родился на территории священной мечети в Мекке, либо даже в самой Каабе. Когда отец Али и дядя Мухаммада Аби Талиб стал главой рода, он настолько обеднел из-за связанных с этим положением расходов (необходимо было кормить паломников в Мекку), что родственникам пришлось взять на воспитание его младших детей. Так маленький Али попал в дом своего двоюродного брата Мухаммада, где получил от будущего Пророка наилучшее воспитание и образование. Али, как и Пророк, не поклонялся идолам. Когда Мухаммад начал свою проповедь, Али стал вторым человеком после Хадиджы, принявшим Ислам. Тогда ему было десять (согласно другим источникам, семь) лет. Несомненно, Али занимал особое место в сердце нашего Пророка. При братании мухаджиров, состоявшемся перед хиджрой, Пророк побратался с Али; а при братании между ансарами и мухаджирами в Медине Пророк снова выбрал Али своим братом. Али был одним из самых лучших и бесстрашных воинов за всю историю Ислама, отличался смелостью, необычайной силой и знанием военного дела. В большинстве сражений Али был поединщиком или знаменосцем мусульман, он не проиграл ни одного поединка, никогда не отступал с поля битвы и прославился как непобедимый воин. По словам ибн Хишама, в битве за Хайбар Али сорвал ворота этой крепости и воевал против иудеев, защищаясь ими как щитом, после чего бросил их через ров, чтобы мусульмане смогли ворваться в крепость. Потом эти ворота не смогли поднять семь человек. Пророк неоднократно посылал Али для выполнения различных заданий, и тот всегда возвращался с успехом.

Про Али существует огромное количество хадисов Пророка, например: «Али для меня занимает такое же положение, как Харун для Мусы, только после меня не будет Пророков» (Бухари), «Ты от меня и я от тебя» (Бухари), «Кто любит Али — верующий, кто ненавидит — лицемер» (Муслим) «Я город знаний, а Али его врата» (Тирмизи), «Али — господин всех верующих после меня» (Муснад ибн Ханбаля) и многие другие. Свою любимую дочь Фатиму Пророк отдал замуж за Али. Их дети Хасан и Хусейн названы Пророком предводителями юношей рая. Всю свою жизнь Али провел рядом с Пророком, помогал ему в деле установления истинной религии, был его правой рукой и доверенным лицом. После смерти Пророка Али был одним из нескольких претендентов на халифат, но люди избрали халифом Абу Бакра. После убийства третьего халифа народ попросил Али возглавить мусульман. Али стал халифом, но вскоре против его правления поднялось несколько групп людей: нарушители присяги, Муавия и его сторонники, и хариджиты. Али был убит в 661 г. хариджитом ибн Мулджамом. В Коране нет прямого упоминания его имени, но толкование некоторых аятов подразумевает его.

 

Явно или тайно они признавали его имамат [Они признавали его имамат — то есть признавали его духовное руководство, его толкования Корана, его мазхаб.] и его халифат как божественное указание и завещание, со стороны Пророка Мухаммада. Шииты убеждены, что имамами не может быть никто, кроме потомков Али. Если же по каким-либо причинам имамом становится не потомок Али, то это происходит либо из-за несправедливости, либо вследствие предосторожности со стороны самого имама.

Шииты говорили: «Руководство народом (имамат) — не такое дело, которое доверяют народу. Имамат — это основа Ислама. Невозможно, чтобы народ сам выбирал себе имама. Это так же невозможно, как если бы народ сам выбирал себе Пророка. Посланники Аллаха не могут оставить вопрос имамата без внимания и уйти из жизни, не указав на своего преемника и возложив ответственность по выбору имама на плечи простого народа».

 

Основополагающие моменты, объединяющие всех шиитов:

· шииты твердо уверены в том, что Пророк или предыдущий имам обязательно указывает на своего преемника. Это происходит путем назначения и ясного указания на него;

· имам очищен от малых и больших грехов, то есть обладает полной непогрешимостью и в этом подобен Пророку;

Главные разногласия между шиитами связаны с передачей имамата от одного имама к другому. Путаница в вопросах порядка, правил и способов этой передачи приводила к обилию противоречивых мнений, сталкивающихся в ожесточенных спорах. Чаще всего новые секты возникали в шиизме именно из-за признания или не признания того или иного человека в качестве имама.

 

Крупнейшие шиитские секты:

1. Кайсаниты.

2. Зайдиты.

3. Имамиты.

4. «Крайние» (гулат).

5. Исмаилиты.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.