Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мурджииты






 

Вначале следует рассказать о предыстории возникновения мурджиизма. Лозунг «ирджа» (откладывание) был обращен к мусульманам, разделившимся после смерти Усмана и последующих событий на несколько непримиримых групп. Как говорят, первым высказал подобные взгляды внук Али — Хасан ибн Мухаммад ибн аль-Ханафия — с целью примирить враждующих Алидов и Умаййадов. Он призывал оставить споры и пересуды друг о друге; перестать обвинять друг друга в неверии, оставив решение этого вопроса до Судного дня, когда Всевышний Аллах сам вынесет суждение о человеке; говорил, что до этого момента любого, кто засвидетельствовал свою веру, следует считать мусульманином. Такая позиция была выгодна, прежде всего, правящему умаййадскому режиму. Большинство мусульман понимали, что умаййадские халифы виновны во множество больших и малых грехов. И для государственных лиц, и для народа было очевидным, что их образ жизни и методы правления имеют мало общего со следованием Пророку и первым халифам. В такой ситуации возникал логичный вопрос — а достойны ли эти правители должности халифа — заместителя Посланника Аллаха? Хариджиты утверждали, что правитель, нарушающий шариат, — перестает быть мусульманином; свергнуть его — прямая обязанность мусульман. Мутазилиты, хотя и говорили о промежуточном состоянии, тоже не отрицали возможности свержения нечестивого правителя. Шииты считали незаконной власть любого правителя, не являющегося членом семейства Пророка, — неважно, был ли он справедливым халифом или грешный угнетателем. История — свидетель многочисленных шиитских восстаниях против различных мусульманских династий.

На фоне непримиримой позиции вышеприведенных групп мурджииты резко выделялись своей терпимостью. Они заявили: «Главное — словесное признание Ислама, а то, что совершает тот или иной человек, имеет второстепенное значение; в Судный день с этим вопросом разберется Всевышний Аллах. Вера либо есть, либо ее нет». Мурджииты предлагали закончить бесконечные выяснения правоты той или иной стороны, которые начались с момента убийства халифа Усмана и ввергли исламскую общину в пучину первой гражданской войны, фактически расколовшей государство на несколько враждующих областей (умаййадский Шам, зубайритский Хиджаз, шиитский Ирак и возникающие в разных местах хариджитские эмираты). Так как достоверно установить правоту той или иной стороны не представлялось возможным, мурджииты предлагали принять существующую власть как должную и признать ее законность. Такая позиция, безусловно, было весьма выгодна для власть имущих и получала их поддержку. Интересно заметить, что, несмотря на принципиальное несогласие суннитов с мурджиитами в отношении определения понятия и сущности веры, они сходились в своем отношении к верховной власти, проповедуя несопротивление ей и запрет на вооруженный мятеж.

 

Понятие «ирджа» имеет два значения. Одно из них — «отсрочивать», как в словах Всевышнего: «Отсрочь ему и его брату» [Коран, сура 7 «Аль-Араф», аят 111.], — то есть дай ему время, дай ему отсрочку. Второе — «давать значение». Именно первое значение и необходимо брать во внимание для понимания идеологии мурджиитов.

Общее учение мурджиитов строится на следующих положениях:

· при всех обстоятельствах мурджииты предлагали смотреть, прежде всего, на намерение и веру человека, а не на то, что он говорит и какие дела совершает.

· также мурджииты были твердо убеждены, что если в душе человека есть искренняя вера в Аллаха, то совершение греха не причинит ему вреда, также как не принесет пользы совершение благих дел при отсутствии у человека веры в Аллаха и Его религию.

· мурджииты призывали не выносить немедленное решение о вере или неверии какого-то человека, и предлагали отложить решение о нем до Судного дня, предоставив его Аллаху — самому справедливому судье. Также мурджииты старались не судить о каком-либо человеке и не говорить о том, где он будет в раю или в аду, на основании поступков и слов человека в этой жизни.

Мурджииты бывают четырех видов:

1. Мурджииты хариджитские.

2. Мурджииты кадаритские.

К кадаритским мурджиитам относятся Мухаммад ибн Шабиб, аль-Салихи, аль-Халиди, а также последователи Гайлана ад-Димашки [Гайлан ад-Димашки — был казнен около 742 г. в Дамаске.], первым соединившего кадар и ирджа.

3. Мурджииты джабаритские

4. «Истинные» мурджииты.

 

На этом моменте я бы хотел немного заострить внимание читателя. Авторы, занимавшиеся описанием исламских течений, имели разные взгляды на то, какие из них являются основопологающими или материнскими, а какие — их ответвлениями. Некоторые авторы выделяли 5 больших групп, а именно: мутазилитов, суннитов, шиитов, хариджитов и мурджиитов. Другие придерживались мнения, что крупнейших групп 6, и к указанным выше добавляли джабаритов. Есть и такие, кто считает «крайних» шиитов отдельной крупной группой.

Но, на мой взгляд, в Исламе существуют 4 основные религиозные группы: сунниты, шииты, мутазилиты и хариджиты; они самодостаточны, религиозно независимы, имеют совершенно раздельные научные и религиозные основы. Конечно же, в наше время никто не выступает с восстанием, называя себя хариджитами. Также можно заметить, что хотя хариджиты еще формально и существуют, например, в Омане [Как было сказано выше в главе о хариджитах, в Омане проживает большая община хариджитов-ибадитов.], но по сути это совсем не те воинственные хариджиты, которые наводили страх на жителей всех концов Халифата. Современные хариджиты отказались практически от всех своих былых постулатов. Сегодня Оман — это открытое государство, которое активно занимается торговлей со всеми возможными партнерами. Перечислить количество международных торговых, да и не только торговых, организаций, в которых состоит Оман, просто не представляется возможным. Оман — это средоточие спокойствия. За последние десятилетия это одна из немногих арабских стран, которой удалось избежать участия в каких-либо войнах или конфликтах; внутри государства также не замечается острых социальных и политических конфликтов. Со стороны Омана не было не только каких-то агрессивных действий по отношению к соседям, но даже и угроз в их адрес. В Омане спокойно проживают крупные общины суннитов-ханбалитов, шиитов-имамитов, работают десятки тысяч иммигрантов, в том числе и немусульман. Таким образом, можно сделать вывод, что хотя Оман и считают ибадитским (хариджитским) государством, на самом деле, — это по сути обычное светское государство. Сунниты утверждают, что многие ибадиты отказываются от своей идеологии и своего мазхаба и становятся суннитами.

Но когда где-то возникает группа мусульман и начинает вести вооруженную борьбу, совершать переселение, стремиться свергнуть существующую исламскую или неисламскую власть — этих людей характеризуют как хариджитов. Хотя, на самом деле, общего с хариджитами VII–X вв. у них ничего и нет — они не следуют их методу, не читают книги их авторов и т. д. Хариджитами их называют, например, за жестокое обращение с несогласными, обвинение в неверии своих противников, стремление прийти к власти насильственным путем и т.п. Именно это является основными чертами «истинного» хариджизма. Таким образом, можно сделать вывод, что хариджизм — такое течение, которое наверняка будет существовать во все времена.

Относительно мутазилизма следует сказать следующее. Мутазилизм, — несмотря на многочисленные внутренние разногласия и различные мнения, — это религиозное учение, имеющее ряд постулатов, четко отличающих его от остальных религиозных групп. Только тот, кто одновременно признает эти основы, может считаться мутазилитом. Это так называемые пять основ: Единобожие, Божественная справедливость, обещание и угроза, промежуточное состояние и повеление одобряемого и запрещение осуждаемого. В свое время мутазилиты были одной из самых активных и образованных групп среди мусульман. Невозможно отрицать то влияние, которое оказали на исламское богословие мутазилитские идеи. До сих пор при изложении вероубеждений все мусульманские общины следуют некой основной программе, которая была разработана во времена идеологического противостояния мутазилитов, суннитов и шиитов. Большое влияние со стороны мутазилитов испытали не только традиционалисты, вследствие чего появились такие школы как ашаритская и матурудитская, но и шиизм. Опять же, в наше время я не встречал и не слышал о том, чтобы кто-то говорил, что он является мутазилитом. Хотя говорят, что в некоторых отдаленных горных районах Памира существуют их небольшие общины. Но идеи мутазилитов продолжают жить и занимать умы мусульман. Время от времени среди мусульман возникают группы, которые в некоторых вопросах соглашаются с мутазилитами, хотя при этом они и не называют себя таковыми. Но для нас должно быть понятно, что если вдруг возникнет группа, утверждающая, полную свободу воли или сотворенность Корана, то это не придумано ими, а умышленно или невольно заимствованно у мутазилитов. Но сложность ситуации в наше время состоит именно в том, что сейчас никто не говорит: «Мы полностью возвращаемся к учению хариджитов или мутазилитов». Нет. Сейчас каждая отдельная секта называет себя «людьми Сунны и согласия», но к этим убеждениям может быть незаметно добавлено что-то из идеологии хариджизма или мутазилизма. Это явление возникло не в наши времена, а как минимум в X в. В связи с этим приведем слова одного из известнейших мутазилитов своего времени аль-Хаййата: «Многие люди согласны с нами в отношении Божественной справедливости, но признают антропоморфизм. Многие согласны с нами относительно Единобожия [Имеется в виду согласны с мутазилитами в их понимании Единобожия.], но признают предопределение. Многие согласны с нами относительно Единобожия и Божественной справедливости, но расходятся с нами относительно Божественных обещаний. Никто из них не может считаться мутазилитом, пока не признает все эти пять основ вместе».

На самом же деле ситуация такова. У каждой из этих четырех крупных исламских групп есть свои отличительные особенности, которые практически ни в чем между собой не совпадают. Таким образом, получается несколько десятков таких особенностей, и все остальные секты получаются путем их комбинирования. Поэтому их трудно назвать самостоятельными и трудно отнести к какой-либо из сект. В подтверждение сказанного приведем несколько примеров. Первый — дирариты. От мутазилитов они взяли отрицание атрибутов Аллаха, а от суннитов — то, что человек не обладает свободой воли. Другой пример — каррамиты. В отношении имамата и предопределения они были согласны с суннитами; в том, что разум способен различать добро и зло, — с мутазилитами. Возьмем еще один пример — зайдиты. По сути, они не придерживались одного из основополагающих убеждений шиитов о Божественной природе власти. Они не утверждали, что имам устанавливается для людей непосредственно Аллахом. А их требование к имаму обязательно защищать свои притязания с оружием в руках: разве они не ближе к хариджизму, чем к шиизму? А вот ан-Наззам, который считался одним из самых авторитетных мутазилитов, в некоторых вопросах разделял мнение шиитов, предъявляя претензии первым халифам.

Шиизм — это и вовсе религиозная община, настолько отличная от суннитов, что можно смело сказать, что речь идет о совершенно другой религии. И хотя, бесспорно, существуют некие объединяющие моменты: вера в Аллаха, Коран, Пророк Мухаммад, некоторые общие ритуалы, — но даже здесь между шиитами и суннитами существуют громадные разногласия. Различные толкования Корана, отсутствие общих сборников хадисов, принципиальные различия не только в «основах», но и по «второстепенным» вопросам, наличие присущих только для шиитов трауров и праздников, разница есть даже в форме молитвы, азане, — все это свидетельствует о том, что это самодостаточные религиозные общины.

Таким образом, можно сделать вывод, что, начиная с VIII в., в мусульманской общине, на самом деле, не возникало течений, принципиально отличных от четырех основных. А все вновь возникшие либо выходили одно из другого (из мутазилитов — суммамиты, из шиитов — исмаилиты), либо перерождались одно в другое (исмаилиты — в карматов), либо появлялись путем совмещения некоторых вопросов одного из четырех основных течений с некоторыми вопросами другого из четырех (либо добавления своего собственного взгляда), как было сказано выше. Поэтому ученые при изложении новых учений часто используют такие фразы, как: «В этом они согласились с мутазилитами»; «В этом они последовали за шиитами»; «Здесь они рассуждали как хариджиты» — это дополнительное подтверждение того, что вновь возникшие секты в любом случае сравнивали с первыми четырьмя. Не являются исключением из этого правила и мурджииты, о которых пойдет речь ниже.

 

Расскажем о «истинных мурджиитах».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.