Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мухаккимиты






 

Мухаккимиты — это те, кто выступил против эмира верующих Али после истории с третейским судом. Они собрались в Харура, в окрестностях Куфы. Их возглавили Абдаллах ибн аль-Кавва, Аттаб ибн аль-Аввар, Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби, Урва ибн Худайр, Язид ибн Асим аль-Мухарриби и Харкус ибн Зухайр аль-Баджали, известный как Зус-Судаййа. В день Нахравана они были во главе 12 тысяч человек — «людей молитвы и поста». О них Пророк сказал: «Молитва одного из вас презренна сравнительно с их молитвами, пост одного из вас презрен сравнительно с их постами, но их вера не превышает их возвышений». Это отступники, о которых было сказно: «Из многочисленного потомства этого человека выйдут люди, которые пронзят веру насквозь, как стрела пронзает дичь».

Это те, первый из которых Зуль-Хувайсира [Здесь аш-Шахрастани вспоминает Зуль-Хувайсира — того, кто первый выразил недовольство своим предводителем Пророком Мухаммадом и сказал ему: «Будь справедлив», — когда Пророк занимался разделом имущества среди мусульман. Пророк сказал, что «из многочисленного потомства этого человека выйдут люди, которые пронзят веру насквозь, как стрела пронзает дичь».], а последний — Зус-Судаййа.

Первоначально их выступление имело две основы.

а) Мнение относительно имамата. Они говорили, что имам не обязательно должен быть курайшитом. Имамом может быть тот, кого они избрали, и кто праведно управляет людьми на основе Корана и Сунны и на основе их убеждений. С теми же, кто выступит против избранного имама, необходимо вести борьбу.

В случае, если имам изменится, станет несправедливым, будет совершать грехи, то допустимо сместить его либо даже убить.

Хариджиты — самые упорные из людей в следовании собственному мнению. Они говорили о том, что в мире может и не быть имама. Если же все-таки возникнет необходимость его выбрать, то им может быть и раб, и свободный, и африканец, и курайшит.

 

б) Хариджиты говорили: «Али ошибся, разрешив третейский суд и передав решение вопроса людям, тогда как решение принадлежит только Аллаху». По поводу этих слов Али сказал: «Изречение истины, под которым подразумевается ложь». На самом деле они оболгали Али в двух отношениях. Во-первых, в отношении того, что он избрал третейскими судьями людей. Это неправда, потому что именно сами будущие хариджиты вынудили Али к назначению третейского суда, хотя он и не хотел этого. Во-вторых, избрание третейскими судьями людей дозволено, так как именно народ выносит решения по таким вопросам. От обвинения в ошибке хариджиты перешли к тому, что стали называть Али неверным, отошедшим от Ислама.

Хариджиты прокляли Али за то, что он боролся с клятвопреступниками, несправедливыми и отступниками. Сражаясь с клятвопреступниками, он захватывал в качестве добычи их имущество, но не брал в плен их детей и женщин. Убивал воинов из числа несправедливых, но не брал в качестве добычи их имущество, а в качестве пленников — их женщин и детей. Также они прокляли Али за то, что он ожесточенно сражался с отступниками, захватывал в качестве добычи их имущество и брал в плен их детей.

 

Этому моменту стоит уделить особое внимание. Пророк никогда не воевал против мусульман, следовательно, мы не имеем достоверных данных, как поступать с противником, его имуществом, женщинами и детьми. Это весьма тонкие вопросы фикха, в которых расходятся мусульманские правоведы. Критерием отношения к человеку служит именно его действие. То есть, как относиться к человеку, считать его мусульманином или вышедшим из рамок Ислама, зависит от действия, которое он совершил. Поэтому события, связанные с войнами в период халифата Али, служат хорошим источником права и примером того, как нужно поступать с разными группами лиц в зависимости от характера их деяний.

Пророк предсказывал Али, что он будет сражаться с тремя группами людей. Здесь указаны именно эти три группы:

Первая группа, «клятвопреступники» — те, кто дали присягу Али, но затем выступили против него. Прежде всего, это Тальха, аз-Зубайр, Марван и другие. Следствием этого стала Верблюжья битва. Как говорит аш-Шахрастани, Али сражался с людьми этой группы и разрешал захватывать их имущество в качестве трофеев. Но забирать в плен их женщин и детей не разрешал.

Вторая группа, «несправедливые» — это Муавия, Амр и их сторонники. Они не давали присяги Али, и этим отличались от предыдущей группы. Сражаясь с ними в битве Сиффин, Али запрещал захватывать имущество убитых, кроме оружия, и не разрешал брать в плен женщин, в качестве рабынь.

Третья группа «отступники» — это хариджиты, которые не только нарушили присягу, но еще и обвинили имама в неверии. Тем самым они вышли из рамок Ислама. В войне с ними Али разрешил убивать их, захватывать их имущество и брать в плен их женщин и детей.

 

Хариджиты осуждали Усмана за нововведения, которые они приписали ему, а также ругали участников Верблюжей битвы и битвы Сиффин.

Али сразился с хариджитами в ожесточенной битве при ан-Нахраване. Из их числа спаслись не более десяти человек, такое же количество людей погибло со стороны Али. Из спасшихся хариджитов двое з харидждесятка человек. них, мусульмане же, потеряли убитысбежали в Оман, двое — в Керман, двое — в Сиджистан, двое — в аль-Джазиру и один — в Талл Мурун в Йемене. От них началось движение хариджитов в этих местах и сохранилось до нашего времени [Появившись в VII в., хариджиты в разные исторические эпохи с разным успехом вели свою борьбу. Иногда они образовывали свои государства в разных частях халифата. В большинстве случаев их власть была недолговечной по причинам несогласованности, отсутствия единой идеологии и другим. Хариджиты вели войны со своими идеологическими соперниками, между собой, с центральной властью, или просто занимались мелкими набегами и грабежами. В настоящее время существует единственное государство, официальной идеологией которого является хариджизм ибадитского толка — это Оман.].

Первым из хариджитов, которого признали как имама в доме Зайда ибн Хусайна, был Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби. Ему присягнули Абдаллах ибн Кавва, Урва ибн Худайр, Язид ибн Асим аль-Мухарриби и группа хариджитов. Ар-Расиби не хотел принимать эту присягу, опасаясь за свою жизнь, но собравшиеся настояли на этом. Он отличался рассудительностью и храбростью, поддерживал позицию хариджитов, отрекся от обоих третейских судей и от тех, кто согласился с их мнением. Хариджиты обвиняли в неверии эмира верующих Али, заявляя, что он пренебрег решением Аллаха и назначил третейскими судьями людей. Говорят, что первым произнес это обвинение Хаджадж ибн Убайдаллах по прозвищу аль-Барак. Это он ударил Муавию по заду, услышав о предложении привлечь третейских судей, и сказал: «Ты предоставляешь людям решение о религии Аллаха? Решение принадлежит только Аллаху! Так давайте судить сообразно с тем, что предписал Аллах в Коране». Это услышал некий человек и сказал: «Он нанес удар и пронзил!» Так их прозвали мухаккимитами [Мухаккимиты — то есть пронзающие. Возможно, имелось в виду предсказание Пророка: «Из многочисленного потомства этого человека выйдут люди, которые пронзят веру насквозь, как стрела пронзает дичь».]. Когда эмир верующих Али услышал их лозунг: «Решение принадлежит Аллаху», он сказал: «Слово истины, но подразумевают под ним ложное! Да, истинно, нет суждения кроме как у Аллаха, но эти же говорят: ни у кого нет права приказывать, кроме как у Аллаха, но у людей непременно будет повелитель, праведный или неправедный…»

Говорят, что первый меч, обнаженный хариджитами, — это меч Урвы ибн Худайра. Дело в том, что именно он подошел к аль-Ашасу ибн Кайсу и сказал: «О Ашас, что это за подлость? И что за третейские судьи? Разве решение одного из вас более надежно, чем постановление Аллаха?» Затем он обнажил меч, Ашас уклонился и меч ударил по муллице, на которой сидел Ашшас. Когда люди увидели это, они подошли и потребовали у ибн Худайра меч, и он отдал его.

Урва ибн Худайр уцелел в битве при ан-Нахраване и дожил до времени правления Муавии ибн Абу Суфьяна. Затем он вместе со своим слугой был доставлен к Зияду ибн Абихи [Зияд ибн Абихи — известная личность в ранней истории Ислама. Ибн Абихи буквально означает «сын отца». Он был сыном рабыни, и не было известно, кто являлся его отцом. В те времена это было величайшим позором для арабов. Тем не менее, он сумел проявить себя. Во время правления Усмана он стал помощником наместника Басры. Когда халифом стал Али, Зияд сначала не хотел присягать ему, но встретившись и поговорив с Али, присягнул. Новый наместник Басры, ибн Аббас, назначил его заведовать финансами. Али посылал его для выполнения некоторых поручений и доверял ему. Когда халифом стал Муавия, Зияд оставался верен присяге Хасану ибн Али как следующему халифу. Но Муавия смог убедить Зияда в бесполезности сопротивления, и под гарантию сохранения жизни Зияд дал присягу Муавии. Через некоторое время Муавия вызвал к себе Зияда и совершил удивительный поступок: он публично заявил в мечети, что ибн Абихи является его сводным братом, предоставив свидетелей того, что Абу Суфьян во времена джахилии был близок с матерью Зияда. Не совсем понятно, зачем это было нужно Муавии и Зияду, но после этого Зияд стал правой рукой халифа и был послан наместником в Басру. Там Зияд начал устанавливать свои порядки. Сотни людей были казнены, укрыться или получить защиту не удавалось никому. Зияд боролся и с политическими противниками власти — шиитами и хариджитами. Многие из них были казнены или бежали из города. Муавия был так доволен его службой и так доверял ему, что назначил управлять всем востоком халифата. Зияд переехал в Куфу, там ему нужно было решить шиитский вопрос. Он пришел к одному из самых влиятельных шиитов в Куфе Худжру ибн Ади, который не так давно был его приятелем и с которым они были на одной стороне. Зияд сказал: «Дело, за которое мы стояли вместе с Али, было ложным, а должно быть таким как сейчас». Так сильно изменились взгляды Зияда. Он прославился своей кровожадностью: но таков уж он выбрал метод для установления власти. Его сыновья были назначены наместниками во многие местности и также были верными слугами Умаййадов. Особенно отличился его сын Убайдаллах, который самым жесточайшим образом поступил с аль-Хусайном ибн Али.]. Зияд спросил его об Абу Бакре и Умаре, и ибн Худайр хорошо высказался о них. Тогда Зияд спросил его об Усмане, и тот сказал: «Я защищал Усмана при всех обстоятельствах его правления в течение шести лет, но после этого я отрекся от него из-за нововведений, которые он ввел». И сказал о том, что считает его неверным. Зияд спросил его об Али, и тот сказал: «Я признавал его своим покровителем до тех пор, пока он не избрал двух третейских судей, а после этого я отрекся от него». Али он тоже назвал неверным. Зияд спросил его о Муавии, и тот обругал его отвратительной бранью. Затем Зияд спросил его о самом себе, и тот сказал: «Твое начало — прелюбодеяние, конец твой — необоснованное притязание, а в промежутке между ними ты еще и не повинующийся своему Господу». Зияд приказал отрубить ему голову. Затем он позвал его слугу и сказал: «Опиши мне его и говори правду». Тот сказал: «Я никогда не приносил ему пищу днем и никогда не стелил ему постель ночью. Такова его религиозность и его усердие, но то, что он говорил тебе, это его убеждения» [«Я никогда не приносил ему пищу днем и никогда не стелил ему постель ночью», — означает, что Урва отличался большим аскетизмом и усердием в поклонении Аллаху.].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.