Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хариджиты






 

Хариджиты — мятежники, раскольники, выступающие. Первоначально эта группа выступила с сугубо политическими требованиями. В основе их учения лежали вопросы легитимности власти, выбора имама и отношения к нему. В дальнейшем они развили некоторые другие основы идеологии, присущие именно этой группе, как, например, отношение к своим противникам, признание человека неверным и другие, о которых будет подробно рассказано при изложении их учений.

В начале рассказа о хариджитах требуется сделать оговорку. Практически все секты хариджитов рассматривали вопрос о признании тех или иных категорий людей многобожниками. В настоящее время мы понимаем многобожие как придание сотоварища Аллаху, признание равного Ему, поклонение чему-либо, кроме Аллаха. У хариджитов же особое мнение по этому вопросу. Многобожие они понимали как подчинение кому-либо, кроме Аллаха. Согласно мнению мусульман, шайтан толкает людей к совершению грехов, ослушанию приказам Аллаха, сопротивлению Божьей воле. Тот же, кто выполняет приказы шайтана, по мнению хариджитов, берет его себе в качестве господина и становится его слугой, в то время как человек может быть слугой (рабом) одного лишь Аллаха. Именно это хариджиты считали многобожием. Они говорили, что человек, знающий Аллаха, не может подчиняться кому-либо, кроме Аллаха.

 

Хариджитом принято называть того, кто восстает против истинного имама, которого избрала мусульманская община. Не имеет значения, когда произошло это восстание, было ли оно направлено против праведных имамов во времена сподвижников Пророка, либо против его последователей в более позднее время.

История возникновения хариджитов такова. Впервые со взглядами, которые впоследствии стали называть хариджитскими, выступили люди из числа сторонников имама Али, которые воевали на его стороне в битве Сиффин. Наиболее известные из них и их предводители: Ашас ибн Кайс аль-Кинди [Вот, что нам стало известно о личности Ашаса ибн Кайса. Ашас был вождем племени киндитов. Когда халифом стал Абу Бакр, он послал своих представителей и сборщиков закята к племени Ашаса, но последний отказался присягнуть Абу Бакру и сказал: «Мухаммад ушел своим путем, и арабы вернулись к тому, чему поклонялись прежде. Мы обитаем дальше всех от Абу Бакра, так неужели он пошлет на нас войска как на других?» Тогда наместник, посланный Абу Бакром, вступил в сражение с непокорными, но Ашас разбил его. Некоторое время ибн Кайс оказывал ожесточенное сопротивление войскам мусульман, но, в конце концов, его силы иссякли. Тогда он пошел на переговоры и сдался с условием сохранения жизни ему и его родственникам. После этого мусульмане вошли в крепость Ашаса и убили более 700 его воинов, забрали женщин и рабов. Таким образом, Ашас предал свое племя, за что его возненавидели люди. Потом Абу Бакр в Медине простил его. Когда халифом стал Усман, он назначил Ашаса наместником Азербайджана. Став халифом, Али сместил его и вызвал к себе. Ибн Кайс хотел было перейти на сторону Муавии, но родственники сказали ему: «Смерть для тебя лучше, чем это», — и Ашас приехал к Али. В битве Сиффин Ашас воевал на его стороне. Когда Муавия и его сторонники пошли на хитрость и предложили мирные переговоры, то Ашас активнее всех стал спорить с Али и требовать, чтобы тот ответил на требование сирийцев. Ашас поехал к Муавии, и именно он договорился о третейском суде и убедил Али послать со своей стороны Абу Мусу аль-Ашари. Когда же третейский суд закончился, то первым, кто выразил недовольство этим судом, стал именно Ашас. Он стал говорить, что недопустимо было вообще вести какие-либо переговоры и соглашаться на третейский суд. Таким образом, Ашас стал зачинщиком движения, впоследствии названного «хариджизмом».], Мисар ибн Фадаки ат-Тамими, Зайд ибн Хусайн ат-Таи. Сначала они сказали: «Народ призывает нас к Книге Аллаха, а ты призываешь нас к мечу!», — на что Али сказал: «Я знаю, что в Книге Аллаха! Поспешите против неверных, против тех, кто говорит: “Аллах и Его Посланник лгали”, — тогда как вы говорите: “Аллах и Его Посланник были правдивыми”». Недовольные продолжали настаивать и требовали: «Отговори аль-Аштара [Малик ибн аль-Харис аль-Аштар — был верным сподвижником Али, и величайшим воином своего времени, он был командиром армии Али. Али говорил про него: «Малик для меня, занимает такое же место, как я для Пророка». Малик был отравлен по приказу Муавии, когда, Али отправил его в Египет наместником] от борьбы с мусульманами, а иначе мы поступим с тобой так, как поступили с Усманом!» И Али был вынужден вернуть аль-Аштара, после того, как тот разбил армию противника и обратил ее в бегство — от сирийцев остался лишь небольшой отряд, сохранивший немного сил. И аль-Аштар подчинился приказу халифа.

История третейского суда такова. Вначале хариджиты вынудили Али согласиться на избрание третейских судей. Али хотел послать со своей стороны Абдаллаха ибн Аббаса. Но хариджиты не согласились на эту кандидатуру, сказав: «Он от тебя!» [Абдаллах ибн Аббас ибн Абд аль-Мутталиб доводился Али двоюродным братом.], — и вынудили его послать Абу Мусу аль-Ашари, чтобы он рассудил согласно Корану. Исход суда оказался не таким, как того ожидал Али, и он отказался признать решение третейского суда. Тогда хариджиты выступили против него и сказали: «Почему ты назначил третейскими судьями людей? Решение принадлежит только Аллаху!» [В четвертом предисловии, касающемся разногласий между Али и Муавией, я по мере возможности подробно рассказал о развитии Сиффинской битвы, третейском суде и последующих событиях, произошедших с Али, Муавией и хариджитами.] Это отступники, которые собрались в Нахраване [По договору между Али и Муавией, на время переговоров стороны должны были отойти на свои исходные позиции, соответственно, в Ирак и Сирию. Хариджиты отделились от основной армии Али и направились в местечко Харура, из-за чего их первоначально называли харуритами. В июле 658 г. Али разгромил хариджитов в сражении при Нахраване в Ираке.].

 

Крупнейшие секты хариджитов:

1. Мухаккимиты

2. Азракиты

3. Наджиты

4. Байхаситы

5. Аджрадиты

6. Саалабиты

7. Ибадиты

8. Суфриты

Все остальные — это ответвления от них.

Общим для всех хариджитских сект стал отказ признать Усмана и Али достойными халифами. Это положение для них важнее и выше любого религиозного предписания. Только при условии согласия с ним обоих супругов, их брак будет действительным. Хариджиты называют неверными совершивших тяжкие грехи и считают обязательным выступление против имама, если он нарушил Сунну.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.