Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мушаббихиты






 

Когда последователи первоначального учения из числа «сторонников Сунны» увидели, что мутазилиты углубились в догматику и стали противоречить Сунне, которая дошла до них от праведных имамов; когда Умаййады поддержали мутазилитов в признании свободы воли, а затем некоторые Аббасидские халифы — в отрицании Божественных атрибутов и признании сотворенности Корана, то «сторонники Сунны» растерялись при изложении взглядов «людей сунны и согласия» на некоторые спорные аятаы Корана и противоречивые хадисаых Пророка.

Ахмад ибн Ханбал, Дауд ибн Али аль-Исфахани и другие ученые и учителя последователей первоначального учения пошли по спасительному пути своих предшественников из числа «сторонников Сунны», таких как Малик ибн Анас и Мукатил ибн Сулейман, сказав: «Мы верим во все то, что содержится в Коране и Сунне, и не прибегаем к иносказательному толкованию. Мы твердо знаем, что Аллах — Велик Он и Славен! — не похож ни на одно из Своих созданий, и что Он — Творец и предопределитель всего, что можно представить в воображении».

Эти ученые до такой степени остерегались сравнения, что говорили: «Кто шевельнет рукой при чтении слов Всевышнего: “… Я сотворил своими руками” [Коран, сура 38 «Сад», аят 75.], — или сделает знак пальцами при устной передаче хадиса: “Сердце верующего находится между двумя пальцами Всевышнего”, — тому следует отсечь руку или вырвать два пальца».

Они говорили: «Мы не хотим разъяснять аяты Корана с помощью иносказательного толкования из-за двух причин.

Первая — запрет содержащийся в Божественном Откровении, в словах Всевышнего: “Те, в чьих сердцах уклонение в сторону, следуют тому, что не ясно в нем (Коране), из желания смуты и из желания толковать его. Однако его толкование знает только Аллах. А твердые в знании говорят: “Мы уверовали в него — все это от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом” [Коран, сура 3 «Али Имран», аят 7.], поэтому мы боимся уклониться от истины.

Вторая причина — иносказательное толкование является сомнительной вещью, связанной со случайностью. А рассуждать об атрибутах Творца, опираясь на предположение, недопустимо. Ведь, возможно, мы растолкуем аят Корана не в том смысле, какой имел в виду Создатель, и уклонимся от истины. Нет, мы говорим, как говорили твердые в знании: “Все от Господа нашего”, — мы верим в очевидный смысл Корана и признаем наличие скрытого смысла, знанием которого обладает только Аллах. Мы же не обязаны знать этот скрытый смысл, так как это не относится к условиям веры и к ее основам».

Один из этих ученых был настолько осторожен, что не читал по-персидски содержащиеся в Коране слова «рука», «лицо», «восседание на троне» и тому подобное, а если аяты, содержащие эти слова, нуждались в разъяснении, то он дословно повторял сказанное в Коране. Это и есть спасительный путь, который не является уподоблением Аллаха чему-либо.

Но затем часть «крайних» шиитов и часть «сторонников хадиса» из числа хашвитов явно высказались в пользу уподобления. Так шииты-хишамиты, а из хашвитов — Мудар, Кахмас, Ахмад аль-Худжайми и некоторые другие — стали утверждать, что их божество обладает частями тела, духовными или телесными, может быть неподвижным и двигаться, спускаться и подниматься, занимать определенное место.

Об учении мушаббихитов из числа шиитов будет рассказано в главе о «крайних» шиитах.

Аль-Ашари о мушаббихитах-хашвитах [Мушаббихиты или ахл ат-ташбих, что значит «уподобляющие» — антропоморфисты, т. е. те, кто представляет Аллаха в человекоподобном образе. Хашвиты, «наполняющие» — те, кто часто использует в своей речи хадисы. Хашвитами называли сторонников Сунны, склоняющихся к уподоблению и антропоморфизму.] передает, ссылаясь на Мухаммада ибн Ису, который передал со слов Мудара, Кахмаса ибн аль-Хасан аль-Басри и Ахмада аль-Худжайми, что они допускали возможность соприкосновения и рукопожатия с Господом. Также они утверждали, что мусульмане, искренне признающие Единобожие, смогут обнять Его и в этом и в следующем мире, когда в усердии и упражнении духа достигнут наивысшего предела искреннего исповедания Единобожия и чистого единения.

Аль-Кааби передавал слова одного из мушаббихитов, что тот допускал возможность увидеть Аллаха в земной жизни, и что тот уже видел Аллаха [Следует заметить, что за всю историю существования человечества ни один человек не был удостоен чести увидеть Аллаха. Ни один праведник, Пророк или Посланник никогда не видел Аллаха. Пророк Муса просил Аллаха показаться ему. Тогда Аллах приказал Мусе смотреть в сторону горы, после чего Аллах лишь взглянул на эту гору, и она рассыпалась в прах, а Муса потерял сознание. Тогда Пророк понял, что увидеть Аллаха невозможно. Даже Пророк Мухаммад за весь период своего пророчества никогда не видел Аллаха. Во время своего вознесения на небеса (мирадж) он был поднят на самое высшее место, видел рай, ад, трон Аллаха, но на вопрос: видел ли он Аллаха, Пророк ответил только: «Я видел свет!» Поэтому достаточно смешно слышать от некоего человека, что он видел Аллаха. Скорее всего, если он что-то и видел, то это был проклятый шайтан, который явился к нему в каком-то удивительном образе, чтобы еще больше ввести в заблуждение этого глупца.].

Передают слова Дауда аль-Джавараби: «Не спрашивайте меня о срамной части и бороде, и спрашивайте меня о том, что кроме этого». Он говорил, что божество — это тело, плоть и кровь, у него есть органы и части тела, как то: рука, нога, голова, язык, два глаза, два уха. Вместе с тем, это тело не похоже на другие тела, плоть не похожа ни на какую плоть, и кровь не похожа ни на какую кровь. Так же обстоит дело со всеми Божественными атрибутами. Он не похож ни на одно из созданий, и ничто не похоже на Него. Он полый с самого верха до груди, плотный в остальной части. Он изобильно черный, с вьющимися волосами.

Что касается содержащихся в Божественном Откровении выражений «восседание на троне», «лицо», «две руки», «бок», «приход», «следование», и тому подобных, то мушаббахиты воспринимали их в буквальном смысле, то есть так, как понимают это применительно к телам. То, что говорится в хадисах Пророка Мухаммада об образе и тому подобном, например: «Он сотворил Адама по образу Милосердного», «… пока Всемогущий не поместит Свою стопу в ад», или «Сердце верующего находится между двумя пальцами Милосердного», или: «Он скрывал глину Адама в Своей руке сорок рассветов», или: «Он положил Свою руку или Свою ладонь на мое плечо», или: «… так что почувствовал я прохладу кончиков Его пальцев на плече своем» и так далее — все это аль-Джавараби толковал в прямом смысле, как слова о простом теле.

К хадисам мушаббахиты добавляли вымыслы, сочиненные ими самими, и приписывали их Пророку. Бό льшая часть этих вымыслов заимствована у иудеев, так как уподобление у них — это основа религии. Ведь иудеи говорили: «у Него заболели глаза», «ангелы навестили Его», «Он оплакивал Ноев потоп, так что глаза Его распухли», и что «трон под Ним скрипит, как скрипит новое седло, и что с каждой стороны трона остается по четыре пальца».

Мушаббихиты передавали слова Пророка: «Встретил меня Господь мой, пожал мне руку, обнял меня и положил мне между лопатками Свою руку, так что почувствовал я прохладу кончиков Его пальцев».

Они добавили к уподоблению свое мнение о Коране, заключавшееся в том, что буквы, звуки и написанные знаки в нем являются изначальными, предвечными. Они говорили: «Не может быть понята речь, которая не состоит из букв и слов». В качестве доказательства они приводили хадисы, в том числе переданные со слов Пророка: «В день Воскресения скажет Аллах голосом, который услышат первые и последние». Они рассказывали, что Пророк Муса слышал речь Аллаха как волочение цепи. Они говорили: «Последователи первоначального учения сходились в том, что Коран — это Слово Божье, он не сотворен, а кто утверждает, что он сотворен, — тот не верует в Аллаха. Мы читаем в Коране только то, что у нас, и мы видим это, слышим это, читаем это и пишем это».

Приведем некоторые их ответы на доводы оппонентов:

Мухаббихиты говорили: «Мутазилиты согласны с нами относительного того, что имеющееся в наших руках — это Слово Божье, но не согласны с нами в том, что это Слово вечно. Они побеждены доводами единодушного мнения общины [То есть мушаббихиты хотят сказать, что мнение мутазилитов противоречит единодушному мнению ранних и поздних поколений мусульман (иджме), и поэтому является ошибочным.].

Об ашаритах мушаббихиты говорили следующее: «Они согласны с нами в том, что Коран вечен, но не согласны в том, что то, что мы держим в своих руках, это Слово Божье. Они также побеждены доводами единодушного мнения общины: так как Коран — это бесспорно Слово Божье. Что же касается мнения о том, что Слово Божье — это существующее в субстанции Создателя свойство, которое мы не видим, не пишем, не читаем и не слышим, то оно противоречит единодушному мнению общины в любом отношении».

Мы верим в то, что содержащееся между двумя крышками переплета и есть Слово Божье, ниспосланное Аллахом Пророку Мухаммаду через ангела Джабраила. Оно написано в свитках Корана, оно написано на хранимой скрижали, и именно его услышат верующие в раю от Создателя без завесы и без посредства. Таков смысл слов Всевышнего: «“Мир” в словах Господа Милосердного» [Коран, сура 36 «Йа Син», аят 58.]. А вот слова Всевышнего к Мусе: «О Муса, истинно Я — Господь миров!» [Коран, сура 17 «Аль-Касас», аят 30.] — и его доверительная беседа без посредника, о которой Всевышний сказал: «А с Мусой Аллах вел беседу» [Коран, сура 4 «Ан-Ниса», аят 164.]. И еще Он сказал: «О Муса! Я возвысил тебя над людьми Моим посланием и Моей беседой» [Коран, сура 7 «Аль-Араф», аят 144.]. Передают, что Пророк сказал: «Аллах собственноручно написал Тору, собственноручно сотворил райский сад и собственноручно сотворил Адама». И в Божественном Откровении говорится: «И мы написали для него на скрижалях о всякой вещи увещание и разъяснение для всякой вещи» [Коран, сура 7 «Аль-Араф», аят 145.].

Мушаббихиты говорили: «Мы ничего не добавляем от себя, и не опережаем нашим разумом то, во что не вмешивались последователи первоначального учения. Они говорили: “То, что содержится между двумя крышками переплета, есть cлово Божье”. Мы говорим: “Это так! ” Для доказательства они приводили слова Всевышнего: “А если кто-нибудь из многобожников попросит у тебя убежища, то приюти его, чтобы он мог услышать cлово Аллаха” [Коран, сура 9 «Ат-Тауба», аят 6.]. Известно, что он слышит только то, что читаем мы. Всевышний сказал: “Поистине, это ведь Коран благородный находящийся в хранимом писании. Прикасаются к нему только очищенные. Ниспослание от Господа миров” [Коран, сура 57 «Аль-Вакиа», аяты 77-80.]. И еще Он сказал: “Это ведь напоминание в свитках почтенных, возвышенных, очищенных руками писцов почтенных, благих” [Коран, сура 80 «Абаса», аяты 11–15.]. И еще Он сказал: “Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества” [Коран, сура 97 «Аль-Кадр», аят 1.]. И еще: “Месяц рамадан, в котором ниспослан был Коран” [Коран, сура 2 «Аль-Бакара», аят 185.]. И другие стихи Корана».

Некоторые мушаббихиты склонились к учению хулулитов [Хулулиты — от глагола халла — «вселяться», «воплощаться» — сторонники соединения божества и человека. Это воплощение могло быть в разной форме, либо как воплощение бога в каком-то человеке, либо как вселение в человека божественной частицы. Эта теория нашла место в учении некоторых суфийских течений, например последователей знаменитого аль-Халладжа и у некоторых шиитов.]. Они говорили: «Возможно, что Создатель придет в облике человека, как Джабраил приходил к Пророку в облике бедуина, или являлся перед Марьям в обличье “совершенного человека” [Коран, сура 19 «Марьям», аят 17.]». С этим согласуются слова Пророка: «Я видел Господа моего в прекрасном обличье». И в Торе о Мусе говорится: “Я разговаривал с Аллахом, и Он сказал мне так-то”».

«Крайние» шииты проповедуют воплощение божества. Воплощение иногда бывает частичным, иногда полным, как это будет рассказано, при подробном изложении их учений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.