Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ашариты






 

Ашариты — последователи Абу аль-Хасана Али ибн Исмаила аль-Ашари, возводившего свой род к Абу Мусе аль-Ашари [Абу Муса аль-Ашари — сподвижник Пророка. Широкую известность о себе оставил после выдвижения его судьей со стороны Али в третейском суде, состоявшемся после битвы Сиффин.]. Из удивительных совпадений я слышал, что Абу Муса аль-Ашари говорил то же самое, что и Абу аль-Хасан.

 

Абу аль-Хасан ибн Абу Бишр аль-Ашари (873–935 г.) — родился в Басре. Его отчимом и учителем был глава мутазилитов Басры Абу Али аль-Джуббаи. Большую часть своей жизни аль-Ашари придерживался мутазилизма, но уже в сознательном возрасте около сорока лет, он неожиданно, в главной мечети Басры, публично отрекся от мутазилитской идеологии и всего того, что он говорил и писал, будучи мутазилитом. После этого он покинул Басру и переехал жить в Багдад. Существует несколько версий о причинах побудивших аль-Ашари совершить этот шаг. Мутазилиты утверждают, что он сделал это из корыстных целей или из тщеславия, ашариты, напротив, говорят, что аль-Ашари получил знак свыше о необходимости отказаться от мутазилизма. Но, скорее всего, здесь не было ни того, ни другого, а был личный выбор состоявшегося ученого, знатока религиозных учений и превосходного богослова. После этого аль-Ашари занялся изложением своего собственного учения, но уже с позиции суннита. Необычность его подхода заключалась в том, что он пользовался методами калама, в отличие от традиционалистов, но этот калам подкреплял доводами Корана и Сунны. Его последователи утверждали, что особенностью метода аль-Ашари являлось совмещение им шафиитского фикха, с его подходами к извлечению решений, и калама, с его склонностью к рассуждению и использованию доводов разума. Первоначально ашаризм распространился именно в среде последователей шафиитского мазхаба, став его идеологической основой. Со временем ашаризм, как богословская школа получил широкое распространение среди всех суннитов, а аль-Ашари стали считать имамом суннитов. Но необходимо заметить, что такого успеха ашаризм добился не сразу. Традиционалисты-ханбалиты, а затем и их идеологические последователи, например, ибн Таймия, ругали ашаритов, называя их последышами мутазилитов, указывая этим на то, что ашаризм — это, по сути, одна из сект мутазилитов. На это были причины — и из-за сходства методов изложения и аргументации между ашаритами и мутазилитами, и из-за того, что аль-Ашари занял некую среднюю позицию, с одной стороны, отвергнув крайности мутазилитов, но, с другой стороны, стараясь не впадать в буквализм при рассмотрении и разъяснении некоторых аятов Корана и хадисов Посланника Аллаха.

 

Однажды между Абу Мусой и Амром ибн аль-Асом произошел спор. Амр сказал: «Мой господин! Где мне найти того к кому можно обратиться за советом?» Абу Муса ответил: «Я — тот, к кому обращаются за советом». Амр спросил: «Неужели Аллах предопределяет мне нечто, а затем наказывает меня за это?» «Да», — ответил Абу Муса. «Но почему?» — спросил Амр. Тот сказал: «Потому что Он не чинит тебе несправедливость». И Амр умолк, не найдя ответа.

Аль-Ашари говорил: «Если человек подумает о своей природе, то поймет, что по своей сущности он не в состоянии управлять своей природой, перенести ее с одной ступени на другую и возвысить ее от недостатка до совершенства. Тогда он обязан признать, что у него есть Творец. У Аллаха есть атрибуты, о которых свидетельствуют Его действия, эти атрибуты невозможно отрицать.

Знающий означает, что Он обладает знанием, Всемогущий — то, что Он обладает всемогуществом, Желающий — то, что Он обладает волей. Так, с помощью знания достигается совершенство и мастерство, с помощью всемогущества происходит возникновение чего-либо. Но это не означает, что этими атрибутами наделена Божественная субстанция, ведь тогда выходит, что субстанция вечножива благодаря вечной жизни, согласно вышеприведенному доводу».

Абу аль-Хасан говорил: «Создатель Знающ с помощью знания, Всемогущ с помощью всемогущества, Вечноживой благодаря вечной жизни, Желающий с помощью желания, Говорящий с помощью слова, Слышащий с помощью слуха, Видящий с помощью зрения».

О вечности атрибутов Аллаха мнение аль-Ашари было противоречивым. Он говорил: «Эти качества вечны, они существуют в субстанции Всевышнего. Нельзя сказать ни “они — это Он”, ни “они нечто другое”, ни “они — не Он”, ни “они — не нечто другое”. Доказательство того, что Он говорит посредством вечного слова, желает посредством вечного желания, основывается на доказательстве, что Он — Властитель. Властитель — это тот, кому принадлежит повеление и запрещение, стало быть, Аллах повелевает и запрещает. И здесь возможно одно из двух: Он повелевает либо с помощью предвечного повеления, либо с помощью сотворенного повеления. Если оно было сотворенным, то возможен один из вариантов: Он творит его либо в Своей субстанции или субстрате, либо вне субстрата. Немыслимо, чтобы Он творил его в Своей субстанции, так как это привело бы к тому, что она является субстратом для изменяющихся свойств, а это невозможно. Немыслимо также, чтобы Он творил его в неком субстрате, так как в этом случае субстрат должен быть наделен повелением. Немыслимо, чтобы Он творил его вне субстрата, так как это абсурдно. Стало быть, ясно, что повеление предвечно, существует в Нем, является Его качеством. Таково же разделение возможных случаев в отношении Божественной воли, слышания, видения».

Аль-Ашари говорил: «Знание Аллаха едино, оно касается всех познаваемых вещей: невозможного, возможного, необходимого, существующего, несуществующего. Его могущество едино, оно касается всевозможных вещей, существование которых допустимо. Его воля едина, она касается всего того, что допустимо. Его слово едино, это повеление и запрещение, сообщение и получение сведений, обещание и угроза. Эти виды различаются только значениями в Его слове. Выражения и слова, ниспосланные Пророкам устами ангелов, суть доказательства предвечного Слова Божьего. Доказательство сотворено, создано, а доказуемое — извечно, безначально [Доказательство сотворено … — означает, что та книга, которую мы держим в руках (Коран), это своего рода копия предвечного слова.]. Разница между чтением и тем, что читают (Коран), подобна восхвалению Аллаха — хвала является сотворенной, а Восхваляемый вечен».

Этим высказыванием аль-Ашари выступил против хашвитов, утверждавших, что буквы и слова, которыми написан Коран, являются вечными. По мнению аль-Ашари Слово Божье — это идея, существующая в Аллахе. Но слово не обязательно должно быть произнесено. Произнесение слова — это обращение со словом к человеку. Таким образом, по мнению аль-Ашари, «говорящий» — это тот, в ком существует слово, в противовес мнению мутазилитов, что «говорящий» — это тот, кто слово произносит.

Аль-Ашари говорил: «Воля Аллаха едина, предвечна и не имеет начала, эта воля касается и Его собственных дел, и поступков Его рабов, которые сотворены Им, а уже человек приобретает их». Следуя этому утверждению, аль-Ашари говорил: «Аллах желает все поступки — хорошие, плохие, полезные, вредные — и на основе того, как Он знает и желает, Он желает от людей того, что Он знает, и что Он повелел записать тростниковому перу на хранимой скрижали. И это Его окончательное решение, Его приговор, Его предопределение, которое не изменяется и не заменяется. Противоположное этому возможно по роду, но невозможно по совершению» [Имеется в виду, что изменение возможно, ведь для Аллаха нет ничего невозможного, но Он не будет делать это.]. Согласно этому мнению допустимо вменение в обязанность человеку того, что для него невыносимо.

Аль-Ашари говорил: «Раб Божий властен над своими поступками, в том отношении, что чувствует разницу между движением и покоем, свободным выбором и желанием. Суть же состоит в том, что добровольные движения совершаются под действием силы и зависят от выбора способного действовать». Исходя из этого, он говорил: «Приобретенное — это то, что достигнуто и совершается под действием возникающей (в человеке) силы».

Аллах установил такой порядок, что вслед за возникающей силой, или под ее влиянием, или одновременно с ней, начинает происходить действие, если раб Божий пожелал или занялся чем-то. Это называется приобретением (касб). Со стороны Аллаха касб является творением, в виде создания и произведения, а со стороны человека — приобретением, в виде принятия этого для себя под влиянием силы возникшей в нем.

Аль-кади Абу Бакр аль-Бакиллани немного отошел от этого определения, сказав: «Действительно, имеется доказательство того, что возникающая в человеке сила непригодна для творения. Но действие не ограничивается только способом его возникновения. Существуют и другие виды действия кроме возникновения: существование субстанции в качестве субстанции, занимающей определенное пространство, и существование свойства в качестве свойства». Это — состояния, по мнению «признающих состояния». Аль-Бакиллани говорил: «Способ возникновения действия человека, совершающегося с помощью возникающей силы или под ее влиянием, это особое отношение, которое называется приобретением (касб), это и есть влияние возникающей силы».

Известно, что человек видит разницу между словами «Аллах сотворил» и словами «такой-то человек молился», «постился», «человек сел», «человек встал». И как недопустимо приписывать Аллаху то, что приписывается Его рабу, точно так же недопустимо приписывать человеку то, что приписывается Создателю.

Аль-Бакиллани говорил, что возникающая в человеке сила, ее влияние и воздействие является особым состоянием (одной из сторон) действия, вытекающим из связи возникающей силы с этим действием. Именно эта сторона будет подвергнута наказанию в аду или вознаграждена благом в раю, а жизнь человека сама по себе не заслуживает вознаграждения и наказания. Добро и зло — два качества, существующие отдельно от человеческого бытия, бытие же как таковое не является ни хорошим, ни плохим.

Аль-Бакиллани говорил: «Если вам [Здесь аль-Бакиллани обращается к мутазилитам.] позволено два качества как состояния, то мне позволено признать одно состояние, связанное с возникающей силой. А если кто-то скажет: мы ничего не знаем о таком понятии, как состояние[Этот вопрос могут задатьтрадиционалисты, которые спросят: «Дай нам доказательство из Корана и Сунны о том, что такое понятие, как состояние действительно существует, и мусульмане вправе рассуждать о нем».], то по возможности мы объясним это, дадим определение, что это такое, и расскажем о нем подробно».

Но вернемся к рассуждениям создателя учения. Абу аль-Хасан аль-Ашари говорил: «Если мы признаем, что Аллах действительно является Создателем, у которого нет соучастника в сотворении, то становится понятным, что самым отличительным качеством Всевышнего является способность творить что-либо». Аль-Ашари говорил: «Таков смысл имени Всевышнего — Аллах».

Устаз [Устаз — учитель.] Абу Исхак аль-Исфараини говорил: «Самое отличительное качество Аллаха — это Его вечное существование, которое отличает Его от всей остальной вселенной».

Некоторые ашариты говорили: «Мы твердо знаем, что не существует такой вещи, которая бы не отличалась чем-то от другой. Создатель также существует, и значит, Он также должен отличаться от всех остальных вещей каким-то особым качеством. Но человеческий разум не способен познать это качество, и о нем не существует Откровения [Откровения — в смысле, нет аятов Корана или достоверного хадиса.]. На этом мы останавливаемся».

Может ли разум постичь это особое качество? По этому поводу существуют разногласия. Это близко к учению Дирара, однако, последний применял к Всевышнему слово «сущность (махийа)», но не давал относительно этого какого-либо разъяснения.

Согласно учению аль-Ашари, все, что реально существует, должно быть видимым, так как только вú дение подтверждает существование. А так как Создатель Всевышний реально существует, следовательно, Он должен быть видим. Ведь в Коране сказано о том, что верующие увидят Его в будущей жизни. Аллах Всевышний сказал: «Лица в тот день сияющие, на Господа взирающие» [Коран, сура 76 «Аль-Инсан», аят 22–23], — об этом говорится и в других аятах Корана, а также в хадисах Пророка. В то же время нельзя думать, что видеть Его можно будет с какой-то стороны, на каком-то месте, в каком-то виде.

О том, как происходит вú дение, у аль-Ашари существовало два мнения.

Первое: вú дение — это особое знание.

Второе мнение заключается в том, что вú дение — это восприятие, отличное от знания, не требующее ни воздействие на то, что воспринимают, ни какой-либо ответной реакции со стороны того, кого воспринимают.

Аль-Ашари утверждал, что слух и зрение Аллаха — два извечных атрибута, два вида восприятия, отличающиеся от знания.

Две руки и лик аль-Ашари считал описательными качествами Аллаха, говоря: «Об этом имеются аяты Корана, следовательно, мы должны признать эти качества». Аль-Ашари использовал метод последователей первоначального учения в том, что не прибегал к иносказательному толкованию, но в то же время он и не запрещал его совсем.

Позиция аль-Ашари в вопросах об обещании и угрозе, Божественных именах, предопределении, сотворенности Корана, разуме и других во всем противоречит позиции мутазилитов.

Относительно веры аль-Ашари говорил: «Вера — это признание сердцем истинности Аллаха. Что касается словесного признания и действия в соответствии с основами религии, то это “ветви” веры. Кто признал сердцем истинность Аллаха, то есть осознал единство Аллаха, и признал сердцем Посланников, считая их правдивыми в том, что они принесли от Аллаха, тот обладает правильной верой. Если такой человек умрет, то он будет считаться верующим и будет спасен в будущей жизни. Из веры выходят только в случае отрицания чего-либо из вышеуказанного.

Если человек [Имеется в виду грешник-мусульманин.], совершивший тяжкий грех, умрет без покаяния, то решение относительно его будущего местоприбывания вынесет Аллах. Либо Он, по Своему милосердию, простит грешника, либо Он простит его благодаря заступничеству Пророка, сказавшего: «Я заступлюсь за грешников из моей общины»; либо Аллах накажет его в соответствии с тяжестью совершенного греха, а затем разрешит ему войти в рай. Невозможно представить, что грешник будет вечно находиться в аду наравне с неверными, ведь в хадисе сказано о том, что из ада будут выведены все те, в чьих сердцах была вера хотя бы весом с пылинку.

Но даже если грешник покается в своем грехе, то я не уверен, что Аллах Всевышний обязан принять это покаяние и простить грешника, так как обязанности вменяет только Аллах, но для Него ничего обязательного не существует. Конечно, есть некоторые основания полагать, что Аллах принимает покаяния кающихся и отвечает на просьбы нуждающихся, но как Властелин Своих рабов Он делает и решает то, что хочет. Если Он введет в рай все творения, то в этом не будет несправедливости, как не будет несправедливости в том, что он ввергнет всех людей в ад. Ведь несправедливость — это управление тем, чем не владеешь. Но мы знаем, что Аллах является полноправным Властелином всего сущего, а значит представить с Его стороны несправедливость невозможно».

Аль-Ашари говорил, что все религиозные обязанности даны Откровением, разум же ни к чему не обязывает и совершенно не способен отличить добро от зла.

Познание Аллаха основывается на разуме, а следование религии основывается на Откровении. Аллах сказал: «… и Мы не наказывали, пока не посылали Посланника» [Коран, сура 17 «Аль-Исра», аят 15.]. Награда благочестивым, и наказание ослушавшимся узнается через Откровение, а не через разум.

Аллаха ничем не обязан человеку.

Утверждения мутазилитов, о том, что Аллах обязан выполнить что-либо, аль-Ашари отвергал, поясняя, что Аллаху это не приносится ни вреда, ни пользы. Только Аллах властен награждать и наказывать Своих рабов. Наделение одного из Своих рабов благом — это милость с Его стороны, а наказание — Его справедливость, ведь «Его не спрашивают о том, что Он делает, а Он спрашивает с людей».

Появление Посланников — не является чудом [Разумеется, аль-Ашари не имел в виду возможность появления Посланника в его время, или через сотни лет после него. Он просто разъяснял суть такого явления, как Пророчество. Мусульмане твердо убеждены, что Пророк Мухаммад являлся последним Пророком и Посланником, и до Судного дня Посланников Аллаха к людям уже не будет. Об этом в Коране имеются ясные аяты.]. Но после того, как Посланник явится к народу, необходимо, чтобы он обладал каким-то чудом, и был защищен от тяжких грехов.

Пророческое чудо — это какое-то необычное дело, которое бросает вызов привычному. Чудеса представляют собой либо нарушение обычного положения вещей, либо приобретение обычными явлениями необычных качеств [Нарушение обычного — например, чудо Пророка Мухаммада с раскалыванием Луны. А примером изменения обычного является то, что множество людей могло пить из одного небольшого сосуда, но его содержимое от этого совершенно не иссякало.].

Чудеса аулия [Аулия — в данном контексте понимается как «люди близкие к Аллаху». Это люди, достигшие высокой степени совершенства в религиозной практике и знаниях религии. Слово «вали» (ед. чис. от аулия) зачастую переводится как «святой», это не верно, поскольку в Исламе отсутствует институт «святых», а само это слово заимствованно из христианства. Вообще слово «вали» имеет множество других значений, зависящих от контекста, в котором оно используется.] — истина, которые являются доказательствами истинности Пророков и подтверждение пророческих чудес.

Вера и повиновение возникают при оказании человеку помощи со стороны Аллаха, а неверие и грех возникают при оставлении Аллахом человека без помощи. По мнению аль-Ашари, помощь выражается в сотворении для человека способности к повиновению. А некоторые из его последователей утверждали, что помощь выражается в облегчении движения по пути добра.

То, что сказано в Коране о сокровенных вещах, например, о тростниковом пере, скрижали, троне, престоле, рае, аде необходимо воспринимать буквально и верить в это, так как нет ничего невероятного в их существовании.

Точно так же и то, что имеется в хадисах о событиях в будущей жизни, например об опросе в могиле, награде и наказании в ней, о весах, расчете, мосте, разделении людей на две группы — обитателей рая и ада, — то во все это необходимо верить и признавать истинность этого, надо воспринимать это буквально, так как и в этом нет ничего невероятного.

Коран, по мнению аль-Ашари, является пророческим чудом в силу своей убедительности, упорядоченности и ясности речи. Некоторые добавляли к проявлениям чудесного в Коране также то, что он не дает ни одного повода усомниться в его истинности и сообщает о грядущих событиях, которые являются предметом сокровенного.

Мнение аль-Ашари об имамате таково: «Имамат устанавливается свободным выбором и согласием общины, а не утверждением и назначением, так как если бы там было указание [Так как если бы там было указание… — здесь аль-Ашари подразумевает спор о том, назначил ли Пророк Али в качестве своего преемника или нет. Аль-Ашари отрицает это, говоря, что если бы это действительно произошло, то в исламской общине не возникли бы сомнения по поводу того, кого следует избрать халифом.], то оно не скрылось бы, так как способов для передачи его достаточно.

Под навесом бану Саида мусульмане сошлись на кандидатуре Абу Бакра; затем после Абу Бакра — на Умаре ибн Хаттабе, затем на совете — на Усмане ибн Аффане, а после смерти последнего — на Али ибн Аби Талибе. Эти четверо располагаются в отношении достоинства в том же порядке, как они располагаются в отношении имамата».

Аль-Ашари говорил: «Об Аише, Тальхе и аз-Зубайре мы говорим только то, что они раскаялись, Тальха и аз-Зубайр входят в число тех десяти, которым Посланник Аллаха обещал рай.

О Муавии и Амре ибн аль-Асе мы говорим только то, что они были несправедливы к истинному имаму и Али сражался с ними, как сражаются с несправедливыми.

О людях ан-Нахравана мы говорим, что это те самые хариджиты, вероотступники, о появлении которых предупреждал в своих хадисах Пророк. Али был прав во всех обстоятельствах в отношении них, правда на его стороне, где бы он не был».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.