Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сыфатиты






 

Большинство последователей первоначального учения придерживались мнения о том, что Аллах обладает такимим предвечными качествами, как знание, вечная жизнь, всемогущество, желание, слух, зрение, слово, величие, почет, слава, великодушие, благодеяние, достоинство. Они не делали разницы между качествами субстанции и качествами действия, а говорили о них, как об одном и том же. Также они признавали такие описательные качества Аллаха, как «две руки», «лик», но не объясняли это, а просто говорили: «Эти описания встречаются в Коране и Сунне, из-за этого мы называем их описательными качествами». Так как мутазилиты отрицали качества, а последователи первоначального учения признавали, то последних стали называть сыфатитами [Сыфатиты — общее название всех, кто признает Божественные атрибуты (сыфаты).], а мутазилитов — муаттилитами [Муаттилиты — лишающие, отрицающие. Одно из названий мутазилитов. Имеется в виду, что они отрицали Божественные качества согласно своим убеждениям, о которых было рассказано выше.].

Некоторые последователи первоначального учения стали впадать в крайности в признании Божественных качеств до такой степени, что сравнивали их с качествами сотворенных.

Другие ограничивались качествами, на которые указывают Божественные действия, и тем, что содержится в хадисах. Последние разделились на две группы.

Одни из них толковали описательные качества так, как допускает само выражение.

Другие воздерживались от иносказательного толкования и говорили: «Согласно разуму мы признаем, что нет ничего подобного Аллаху Всевышнему, Он не похож ни на что сотворенное, и ничто сотворенное не похоже на Него. В этом мы убеждены. Но мы не знаем смысла выражений, встречающихся в Коране, например слов Аллаха “Милосердный утвердился на троне” [Коран, сура 20 «Та Ха», аят 5.], или “… Я создал Своими руками” [Коран, сура 38 «Сад», аят 75.], или “… и придет твой Господь” [Коран, сура 89 «Аль-Фаджр», аят 22.] и тому подобное. Мы не обязаны знать буквальное и иносказательное толкование этих аятов Корана. Есть обязанность верить в то, что у Аллаха нет сотоварища, и нет ничего, подобного Ему. И в этом мы твердо убеждены».

Но затем часть ученых отошла от того, что говорили последователи первоначального учения, сказав: «Эти выражения необходимо понимать в их буквальном смысле», — этим они впали в простой антропоморфизм, который противоречил тому, во что верили последователи первоначального учения.

Такой антропоморфизм [Антропоморфизм — представление божества в человеческой форме. Такие представления были присущи иудаизму и христианству, а также многим языческим религиям.] уже был у иудеев, не у всех, а у караитов, нашедших в Торе много выражений, которые свидетельствуют об этом.

Затем в преувеличение или умаление в этом вопросе впали шииты. Что касается преувеличения, то это уподобление их имамов Аллаху, а что касается умаления, то это уподобление Аллаха одному из созданий. Когда появились мутазилиты и мутакаллимы из числа последователей первоначального учения, то часть рафидитов отступилась от преувеличения и умаления и приняла мутазилизм, а часть последователей первоначального учения перешла к буквальному толкованию Корана и впала в антропоморфизм.

Что касается последователей первоначального учения, которые не предавались иносказательному толкованию и не стремились к уподоблению, то среди них:

Малик ибн Анас [Малик ибн Анас аль-Асбахи (715/17– 801 г.) — выдающийся факих, мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов. Всю жизнь провел в Медине, в основном занимаясь обучением и вопросами фикха, не участвуя в политической борьбе. Составил свод правовых решений «Аль-Муватта». Тем не менее, за то, что отказался признать допустимость присяги под принуждением, был подвергнут репрессиям со стороны халифа.], который говорил: «Восседание на Троне — известно; как Он восседает — неизвестно; верить в это — обязанность; спрашивать об этом — ересь». Ахмад ибн Ханбал [Ахмад ибн Ханбал аш-Шайбани (778–855 г.) — один из величайших ученых своего времени в области хадисоведения, был учеником Абу Юсуфа, и имама Шафии. Как было сказано выше, Ахмад подвергся репрессиям за свое несогласие с доктринами мутазилитов, которых официально поддержали халифы Аббасиды, некоторое время находился в тюрьме. Но впоследствии, когда мутазилизм был отвергнут, стал советником халифа. Ахмад уделял большое внимание собиранию хадисов, которые объединил в книге «Муснад», содержащей более 30 тысяч хадисов Пророка и мнений сподвижников.], Суфьян ас-Саури [Суфьян ас-Саури (719–777 г.) в свое время был ведущим ученым в Куфе. Как и другие ученые за свое несогласие с политикой Аббасидов, которая противоречила законам Ислама, был притесняем и вынужден скрываться вплоть до своей смерти.], Дауд ибн Али аль-Исфахани последовали за ним, пока время не дошло до Абдаллаха ибн Саида аль-Куллаби, Абу-л-Аббаса аль-Каланиси и аль-Хариса ибн Асада аль-Мухасиби. Эти люди были последователями первоначального учения, но занялись схоластической теологией и подкрепили утверждения последователей первоначального учения схоластическими доводами и доказательствами, относящимися к основам веры. Одни из них писали книги, другие обучали, пока между Абу аль-Хасаном аль-Ашари и его учителем не произошел спор по одному из вопросов о благе и наилучшем для человека. Они поссорились. Аль-Ашари присоединился к традиционалистам и подкрепил их учение схоластическими методами. Это стало учением «людей сунны и согласия», и название сыфатиты перешло к ашаритам. А так как мушаббихиты (антропоморфисты) и каррамиты относятся к тем, кто признает Божественные качества, то мы считаем их двумя сектами из числа сыфатитов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.