Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хаййатиты и каабиты






 

Хаййатиты и каабиты — приверженцы Абу аль-Хусайна ибн Аби Амра аль-Хаййата [Абу аль-Хусайн Абд ар-Рахим ибн Мухаммад аль-Хаййата — один из лидеров мутазилитов Багдада в свое время (X в.). Был известен тем, что вел диспуты со своими противниками. Один из самых крупных знатоков мутазилитского калама. Им была написана книга, в которой он подробно излагал мнения различных мутазилитских школ и отдельных ученых. В ней он отвечал на критику мутазилизма и опровергал своих противников.], учителя Абу аль-Касима ибн Мухаммада аль-Кааби [Абу аль-Касим Абд Аллах ибн Мухаммад аль-Балхи аль-Кааби — представитель багдадской мутазилитской школы. Он был учеником аль-Хаййата. Аль-Кааби известен, как толкователь Корана, знаток исламских сект и учений. Им была написана книга, посвященная описанию различных исламских сект. Эта книга не сохранилась в полном виде, но отрывки из нее упоминаются у других авторов ересиографических трудов (аль-Ашари, аль-Багдади). Аш-Шахрастани часто ссылается на его сочинение. Аль-Кааби умер в 30-х годах X в.].

Среди багдадских мутазилитов оба придерживались одного учения, но аль-Хаййат проявлял чрезмерность в признании несуществующего вещью. Он говорил: «Вещь — это то, что известно и о чем сообщено, субстанция есть субстанция и в небытии, свойство есть свойство и в небытии». Таким же образом он употреблял все видовые и родовые понятия, говоря: «Чернота есть чернота и в небытии. Сохраняется только свойство бытия или свойства, которые делают необходимым бытие и возникновение». Для несуществующего он употреблял слово «достоверность».

В отрицании атрибутов Аллаха, признании у человека свободы воли, размышлении до ниспослания Откровения, аль-Хаййат придерживался общего мнения мутазилитов.

 

От своего учителя аль-Кааби обособился несколькими мнениями:

Он говорил, что желание Создателя не является качеством, существующим в Его сущности, Он не является Желающим по своей сущности, Его желание не является возникающим в субстрате или вне субстрата. Когда же о Нем говорят, что Он Желающий, то под этим подразумевается, что Он Знающий, Могущий, не принужденный в своем действии и не поступающий против своей воли. Далее, когда говорят, что Он «желает свои действия», то под этим подразумевают, что Он творит их в соответствии со Своим Знанием. Когда говорят, что Он «желает действия своих рабов», то под этим подразумевают, что Он приказывает им, Он доволен ими.

Мнение аль-Кааби о том, что Аллах Слышащий, Видящий, сводится к тому, что Он Слышащий и Видящий в том смысле, что знает обо всем увиденном и услышанном. Аль-Кааби отрицал возможность видеть Аллаха, как и все остальные мутазилиты. Но другие мутазилиты говорили: «Создатель видит Сам Себя и видит все невидимые вещи, и поэтому Его бытие в качестве постигающего преобладает над Его бытием в качестве знающего». Аль-Кааби же отрицал это, говоря: «Наши слова: “Он видит Сам Себя и видит все видимые вещи” — означает, что Он знает об всем этом и только».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.