Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разъяснение основ религии Ислам






 

Мы говорили о значении слова Ислам. Теперь мы укажем на различие между Исламом (покорность), иманом (вера) и ихсаном (искренность); разъясним, что является началом, что — серединой, и что — совершенством.

Хорошо известен хадис о том, как к Пророку и его сподвижникам пришел ангел Джабраил — мир ему! — в облике бедуина, сел так, что его колено соприкасалось с коленом Пророка, и спросил: «О Посланник Аллаха, что такое Ислам?» Тот ответил: «Свидетельствуй, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — Посланник Аллаха, совершай молитву, давай закят, постись в месяц рамадан, совершай паломничество к Каабе, если ты в состоянии добраться до нее». Джабраил сказал: «Ты прав», — затем спросил: «Что такое вера?» Пророк ответил: «Веруй в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников и в последний день. Верь в то, что предопределение добра и зла исходит от Аллаха». Джабраил сказал: «Ты прав», — а потом спросил: «Что такое искренность?» Пророк ответил: «Поклоняйся Аллаху, так, как будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя». Джабраил сказал: «Ты прав», — затем спросил: «Когда наступит час?» Пророк ответил: «Спрашиваемый об этом не лучше знает, чем спрашивающий». После этого Джабраил встал и вышел, а Пророк сказал: «Это был Джабраил, он пришел к вам, чтобы научить вас основам вашей религии».

В толкованиях Корана различают такие понятия как ислам и иман. Ислам чаще употребляется в значении внешней покорности, и в этом смысле мусульманином может быть и верующий, и лицемер. Аллах Всевышний сказал: «Сказали бедуины: “Мы уверовали! ” Скажи: “Вы не уверовали, но говорите: “Мы покорились”» [Коран, сура 49 «Аль-Худжурат», аят 14.]. Это свидетельство того, что Коран различает эти понятия.

Ислам в значении «предать себя Богу и покориться» внешне является общим как для верующего, так и для лицемера — это начало. Далее, если вместе с покорностью имеет место искренность в том, что человек признает истинность Аллаха, Его ангелов, Его Писаний, Его Посланников и день Страшного суда, и твердо верит в то, что добро и зло предопределены Аллахом, в том смысле, что выпавшее на его долю существовало не для того, чтобы ввести его в заблуждение, а введшее его в заблуждение существовало не для того, чтобы выпасть на его долю, то он — истинно верующий (мумин). А когда человек соединил Ислам с признанием истинности Аллаха, борьбу за веру — со свидетельством ее истинности, и его сокровенное стало видимым, то это — совершенство (ихсан).

Следовательно, Ислам — это начало, иман — середина, а ихсан — совершенство. Поэтому слово «мусульмане» относится и к тем, кто спасется в будущей жизни, и к тем, кто в ней погибнет.

Иногда Ислам соединяется с искренностью. Всевышний сказал: «Напротив, кто предал свой лик Аллаху, совершая добро…» [Коран, сура 2 «Аль-Бакара», аят 112.] К этому же относятся слова Аллаха: «…Я удовлетворился для вас Исламом как религией…» [Коран, сура 5 «Аль-Маида», аят 3.], и Его слова: «Воистину, религия перед Аллахом — Ислам» [Коран, сура 3 «Али Имран», аят 19.], а также: «Когда Господь его сказал ему: “Будь покорен! ”, он сказал: “Покоряюсь Господу миров! ”» [Коран, сура 2 «Аль-Бакара», аят 131.], и еще: «И умирайте не иначе, как будучи мусульманами» [Коран, сура 2 «Аль-Бакара», аят 132.]. В этих случаях слово Ислам относится только к «спасшейся общине», а лучше знает Аллах!

Усулиты расходятся в вопросах Единобожия, Божественной справедливости, обещания и угрозы (со стороны Бога в ответ на человеческие деяния), Откровения и разума.

Теперь поговорим о значении слов усул (основы веры, корни) и фуру (второстепенные вопросы, ветви) и некоторых других.

Одни ученые считали, что усул — это познание Творца с Его достоинством и атрибутами, познание Посланников с их знамениями и явными доказательствами. Также известно, что когда религия делится на познание и повиновение, то познание — это усул, а повиновение — фуру. Кто занимается изучением и изложением основ религии и Единобожия, тот — усулит, а кто занимается изучением предписаний шариата — фуруит. Следовательно усул — это предмет изучения богословия, а фуру — предмет изучения законоведения (фикха).

Согласно другому мнению, то, что постигается разумом путем размышления и рассуждения, относится к «корням», а то, что постигается путем сравнения и вынесения самостоятельного решения, относится к «ветвям».

Относительно Единобожия сунниты и все сыфатиты говорили, что Аллах Един в Своей сущности — нет никого равного Ему; Един в Своих вечных качествах — нет подобных Ему; и Един в Своих делах — нет у Него сотоварища.

Сторонники Божественной справедливости [Сторонники Божественной справедливости — имеются в виду мутазилиты.] говорили, что Аллах Един в Своей сущности — у Него нет ни черт, ни качеств; Он Един в своих делах — нет у Него сотоварища. Вечной является только Его сущность. Невозможно существование двух предвечных и предопределенного среди двух предопределяющих. Это и есть Единобожие.

Что касается Божественной справедливости, то сунниты говорили, что Аллах справедлив во всех Своих делах в том смысле, что Он по Своему знанию распоряжается Своей властью и Своим правом, делает то, что желает, и решает то, что хочет. Справедливость — это установление определенного порядка, что означает — распоряжаться властью в соответствии с желанием и знанием. Несправедливость противоположна этому, но нельзя представить себе с Его стороны произвол в решении и несправедливость в распоряжении. Согласно учению мутазилитов, справедливость — это то, что требует разум с точки зрения мудрости, а это значит — правильно и благоразумно совершать действие.

Что касается обещания и угрозы, то сунниты говорили: «Обещание и угроза — извечное слово Аллаха. Он обещает в соответствии с тем, что повелевает, и угрожает в соответствии с тем, что запрещает, поэтому каждый, кто спасся и заслужил награду, получил это благодаря Его обещанию, а каждый, кто погиб и заслужил наказание, получил это благодаря Его угрозе. Ничто из доводов разума не обязательно для Него.

Сторонники Божественной справедливости говорили: «Не существует предвечного слова, Он повелевает и угрожает только с помощью сотворенного слова. Тот, кто спасся, заслужил награду своими делами, а тот, кто наказан, наказан за свои грехи. Разум требует этого с точки зрения мудрости».

По поводу Откровения и разума сунниты говорили: «Все религиозные обязанности получают через Откровение, а все знания — с помощью разума. Разум не способен отличать добро от зла, он ничего не требует и ни к чему не обязывает; Откровение же не сообщает, то есть не дает знание, а обязывает совершать что-либо».

Сторонники Божественной справедливости говорили: «Все знания могут быть постигнуты разумом, уверовать в Аллаха необходимо даже до появления Откровения, добро и мерзость — два качества, которые могут быть опознаны разумом».

Это те основные вопросы, решением которых занимаются усулиты.

Две группы — мутазилиты и сыфатиты — являются непримиримыми противниками. Также противостоят друг другу кадариты и джабариты, мурджииты и ваидиты, шииты и хариджиты.

Эти противостояния между различными группами были во все времена. Каждая группа имела свое убеждение, свои книги, династию, которая им помогала, и власть, которая им подчинялась.

Ниже мы подробно расскажем о каждом из учений и постараемся дать представление об их «корнях» и «ветвях» по мере возможности, если этого пожелает Аллах.

 

Часть I. Учения ранних исламских групп






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.