Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 445






 

занным с физиологическими структурами человека (либо оно будет вызвано фи­зиологическими процессами, либо будет способствовать возникновению опреде­ленных физиологических процессов). Учитывая это, подход Ильина приобретает особую привлекательность при рассмотрении психических состояний в рамках общей проблемы адаптации человека.

Данное Ильиным определение психофизиологического состояния предпола­гает, что оно — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологиче­ских, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, отно­сящихся к подструктурам и сторонам личности. Поэтому всякое состояние явля­ется как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функцио­нальных систем. Причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека. Таким образом, но мнению Ильина, со­стояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования:

психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (моти­вированное поведение).

По мнению автора данной концепции, в любом психофизиологическом состоя­нии должны быть обязательно представлены все вышеперечисленные уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, уве­личение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.

Отличительной чертой данной позиции является и то, что если Н. Д. Левитов говорил о недопущении сведения состояний к переживаниям, то Е. П. Ильин счи­тает, что исключать их из характеристики состояний тоже нельзя. Переживания, по его мнению, занимают ведущее место в диагностике состояния. Именно пере­живание чего-то (апатии, страха, отвращения, неуверенности и т. п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности играют, вероятно, веду­щую роль в образовании психофизиологических состояний. Если это так, то меха­низмы регуляции психических состояний надо искать внутри самой личности.

Итак, психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая — в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неот­делимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатиЯ сопровождаются изменением ряда физиологических функций, так же как физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии.

Таким образом, в концепции Ильина целесообразно выделить несколько ос­новных положений. Во-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона со­стояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.


446 • Часть III. Психические состояния и их регуляция

Следовательно, состояние отражает уровень функционирования как отдельных систем, так и всего организма. Поэтому вполне логично говорить не о психиче­ских, или психофизиологических, состояниях, а о функциональных состояниях. Что же такое функциональное состояние и какой смысл вкладывается в слова «функциональное» и «функционирование»?

Под уровнем функционирования сложной физиологической системы, обла­дающей свойством самоконтроля, саморегуляции и самоуправления, понимают относительно стабильную величину специфической реакции, обусловленную при­родой раздражителя и свойствами системы. П. К. Анохин считает, что централь­ным звеном любой системы является результат ее функционирования — ее систе-мообразующий фактор. Таким системообразующим фактором для целостного организма является адаптация. Следовательно, функциональное состояние есть характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации. До­стижение того или иного уровня функционирования осуществляется благодаря деятельности механизмов регуляции. Что представляют собой механизмы регу­ляции организма?

С позиции кибернетической науки живой организм рассматривается как мно­гоуровневая, саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Причем существу­ет несколько точек зрения на структуру биосистемы. По нашему мнению, наибо­лее перспективным является предположение о существовании механизмов управ­ления и управляемых систем. К управляющим механизмам в такой модели следует отнести центральную и вегетативную нервную систему, а все остальные системы организма являются управляемыми.

В настоящее время известны многочисленные попытки объяснить принципы деятельности механизмов управления и классифицировать функциональные со­стояния. Согласно современным представлениям, ключевым звеном в структуре общего функционального состояния организма является состояние центральной нервной системы. При этом состояние нервной системы рассматривается как ре­зультат взаимодействия неспецифической генерализированной активности, ис­точником которой является ретикулярная формация, и специфической активно­сти, имеющей ряд локальных источников. Последние определяют уровень внима­ния и восприятия, понятийного мышления, моторной активности, мотивации и эмоций. Под специфической активностью понимается свойственная конкретной системе организма реакция на определенный внешний или внутренний стимул.

Особое положение нервной системы как управляющей и обеспечивающей це­лостность всего организма определяется ее свойствами и особенностями, и в пер­вую очередь структурной целостностью мозга. Эта целостность проявляется прежде всего в способности мозговых структур при необходимости брать на себя функции поврежденных отделов. Другой важной особенностью центральной нервной системы является наличие жестко фиксированных и относительно неза­висимых от среды программ, обслуживающих биоритмы. Следующее свойство центральной нервной системы — ее доминантная природа, определяющая такую функцию мозга, как регуляция состояний организма и поведения. Наличие дан­ных свойств и позволяет рассматривать нервную систему в качестве физиологи­ческой основы механизмов регуляции.


Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 447

В то же время, рассматривая функциональное состояние, в нем необходимо выделять две качественно различные стороны — субъективную и объективную. Подобное разделение обусловлено наличием следующих двух функций этого ди­намичного образования: обеспечение мотивационного (или целенаправленного) поведения и восстановление нарушенного гомеостаза. Причем субъективная сто­рона отражается прежде всего в переживаниях субъекта и определяет особенно­сти формирования мотивированного поведения. В свою очередь, объективная сто­рона связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуля­ции гомеостаза.

Следует отметить, что у человека субъективная сторона функционального со­стояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъектив­ные сдвиги, как правило, намного опережают объективные. Данное положение отражает общефизиологическую закономерность, которая заключается в том, что механизмы регуляция начинают работу раньше, чем управляемые ими системы. Что собой представляет субъективная сторона функционального состояния у че­ловека?

Под субъективной стороной функционального состояния понимают психиче­ские явления, которые относятся к личностным образованиям. Именно особенно­сти личности во многом определяют характер функционального состояния и яв­ляются одними из ведущих механизмов регуляции в процессе адаптации организ­ма к условиям среды. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным. Из него следует, что формирова­ние состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окру­жающей действительности и собственной деятельности.

Можно предположить, что набор функциональных состояний у всех людей принципиально одинаков, поскольку задан генетически. Однако имеются суще­ственные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, а также в закономерностях их взаимных переходов. Различия в отно­шении к происходящему являются причиной того, что в одних и тех же условиях деятельности люди находятся в различных функциональных состояниях.

Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их орга­низация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функцио­нальное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных пережива­ний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и от степени развития тех или иных волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности. Та­ким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уров­ней личности.

Понятие «функциональное состояние» как научная категория первоначально сформировалось в физиологии, где использовалось для характеристики деятель­ности организма. В отечественной психологической литературе это понятие по­явилось сравнительно недавно и связано с именами А. Б. Леоновой и В. И. Медве­дева. Они определяют функциональное состояние как «интегральный комплекс







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.