Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации для студентов. Направление подготовки

Направление подготовки

«44.04.02 – Психолого-педагогическое образование»

Магистерская программа

«Психология семьи и семейного воспитания»

М.2.В.05- «Психология семейного воспитания»

Методические рекомендации для студентов

1.1.Цели и задачи дисциплины

Цель курса заключается в ознакомлении студентов со спецификой семьи как субъекта образования

Задачи курса:

1) Сформировать систему знаний и представлений о цели, задачах, содержании, формах и методах семейного воспитания;

2) Развивать профессионально значимые компетенции, позволяющие осуществлять организационно-управленческую, научно-методическую, учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительскую деятельность с семьей как субъектом образования;

3) Воспитывать ценностное отношение к профессиональной деятельности, гуманистическое отношение к миру.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психология семейного воспитания» является курсом по выбору и относится к циклу профессиональных дисциплин (вариативная часть). Изучение данной дисциплины является логическим продолжением ознакомления студентов с основными субъектами образования.

1.3.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, характеризующихся:

- способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

- способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

- готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПКОД-6);

- способностью к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10);

- способностью определять и создавать условия, способствующие мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к продуктивной деятельности (ПКОУ-4).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать базовые понятия психологии семейного воспитания; теоретические и экспериментальные исследования, проведенные в рамках исследования семьи как субъекта образования.

Уметь ориентироваться в научной литературе по проблематике семейного воспитания.

Владеть: навыками рефлексии, навыками качественного и количественного анализа психологической информации

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

Объем дисциплины составляет 108 часов, из которых 12 часов отводятся на аудиторные занятия (2 часа лекционных и 4 практических и 6 лабораторных) и 96 часов на самостоятельную работу.

Формы и методы работы: реализация содержания курса осуществляется посредством как групповых, так и индивидуальных форм обучения, основанных на активном обучении, проблемности, самостоятельной работе студентов, организованной преподавателем.

Форма контроля: изучение дисциплины завершается экзаменом.

 

 

Основное содержание дисциплины представлено пятью темами:

Тема 1. Семья как субъект образования.

Семья как объект научного исследования, социокультурная среда развития ребенка, субъект образования. Динамика представлений о семье и ее образовательных возможностях. Психологическая характеристика современной семьи как субъекта образования. Законодательная база современной семьи. Первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Понятие о воспитательном потенциале семьи. Цели, задачи, принципы семейного воспитания. Содержание семейного воспитания. Основные механизмы семейного воспитания: подкрепление, идентификация, понимание. Меры воздействия в семейном воспитании. Методы воспитания: метод внушения, метод убеждения, практикование, методы поощрения и наказания. Типы семейного воспитания. Факторы, определяющие эффективность семейного воспитания. Типичные ошибки семейного воспитания. Семья и другие социальные институты образования.

 

Тема 2. Личность родителя как важнейшее условие реализации семейного воспитания.

Понятие о родительстве. Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка. Родительское отношение. Родительское отношение к ребенку от рождения до 1 года, раннем и дошкольном возрасте. Специфика родительского отношения к ребенку в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Понятие о родительском авторитете. Типы родительского авторитета. Разновидности ложного родительского авторитета. Воспитательная компетентность родителей. Мать как субъект воспитания. Отец как субъект воспитания.

 

Тема 3. Конфигурация семьи и ее влияние на процесс и результат семейного воспитания

Понятие о конфигурации семьи. Воспитательные роли прародителей в современной семье. Воспитательная ситуация в неполной семье. Особенности семейного воспитания в семьях с разным количеством детей (однодетной, двухдетной семье, многодетной). Специфика воспитания близнецов. Гендерный аспект в семейном воспитании. Особенности семейного воспитания в семьях «риска». Дисфункциональные семьи и воспитание детей. Особенности семейного воспитания в приемной семье.

 

Тема 4. Методы изучения эффективности семейного воспитания

Общие требования к диагностике эффективности семейного воспитания. Диагностика типов (стилей) семейного воспитания: опросник АСВ Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, методика PARI (parental attitude research instrument) Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И.Захаровой. опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской и др.

Методы исследования личности родителя: техники репертуарных решеток Д. Келли для, методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека (МИРП) Ю. В. Александровой, опросник исследования самоотношения личности С.Р. Пантилеева, опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ) И.Г. Сенина; стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик), методика «Особенности самосознания матери» Н.Н. Васягиной и др.

Проективные методы исследования особенностей семейного воспитания: тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, методика «родительское сочинение» О.А. Карабановой, методика Рене Жиля и др.

 

Тема 5. Психолого-педагогические технологии оптимизации семейного воспитания

Понятие о психолого-педагогическом сопровождении семьи как субъекта образования. Роль психолога в повышении воспитательного потенциала семьи. Зарубежные технологии и программы психолго-педагогического сопровождения семьи: родительские группы (А. Адлер, Т. Гордон, Р. Дрейкус, Х. Джайнотт и др.).Опыт отечественных психологов психолого-педагогического сопровождения родителей: диалогический подход (О.Е. Смирнова, М.Ю. Колпакова, Е. А. Тетерлева и др.) когнитивно-поведенческий подход (А.С. Спиваковская И.М. Марковская и др.), субъектно-деятельностный подход (Н.Н. Васягина, Р.В. Овчарова и др.).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ЗАДАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ:

К семинарским занятиям 1-4:

1. Подготовить слайдовый + текстовый доклад по одному из предложенных вопросов (темы докладов не должны повторяться!).

Время для доклада не более 10 минут, текст доклада д.б. присвоен студентом (читать с листа нельзя!!!!).

К семинарскому занятию 5:

1. Написать сочинение на тему «Я-мама (папа)».

К семинарским занятиям 6-7:

1. Ознакомиться с опытом психолого-педагогического сопровождения родителей в зарубежной и отечественной психологии (источник: Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст]: монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2013. С. 240-267).

2. Подобрать (из любых источников), подробно описать ( цель, необходимое оборудование, ход упражнения, вопросы для обсуждения и т.п. ) и быть готовым провести упражнение на оптимизацию семейного воспитания.

Семинарское занятие -1-2

ЛИЧНОСТЬРОДИТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

План

1. Подготовка к рождению ребенка: основные проблемы (перинатальная психология

2. Понятие о родительстве.

3. Мать как субъект воспитания.

4. Отец как субъект воспитания.

5. Специфика родительского отношения к ребенку разного возраста.

6. Родительский авторитет. Типы родительского авторитета.

7. Воспитательная компетентность родителей (или психолого-педагогическая культура родителей).

8. Типичные ошибки семейного воспитания.

9. Семейное образование.

Семинарское занятие 3-4

КОНФИГУРАЦИЯ СЕМЬИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

План

1. Воспитательные роли прародителей в современной семье.

2. Воспитательная ситуация в неполной семье.

3. Особенности семейного воспитания в семьях с разным количеством детей (однодетной, двухдетной семье, многодетной).

4. Специфика воспитания близнецов.

5. Гендерный аспект в семейном воспитании.

6. Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ.

7. Особенности семейного воспитания одаренного ребенка.

8. Особенности семейного воспитания в семьях «риска».

9. Особенности семейного воспитания в приемной семье.

Семинарское занятие 5.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Диагностика типов (стилей) семейного воспитания (на примере методики АСВ).

2. Проективные методы исследования особенностей семейного воспитания (на примере методик «Родительское сочинение», «Кинетический рисунок семьи»).

 

Семинарское занятие 6-7.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении семьи.

2. Зарубежные технологии и программы психолго-педагогического сопровождения семьи.

3. Опыт психолого-педагогического сопровождения родителей в отечественной психологии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1. Васягина, Н. Н. Диагностика и коррекция самосознания матери [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2010. – 167с. Кол-во экз.: 5

2. Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст]: монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2013. – 309 с. Кол-во экз.: 5

3. Васягина, Н. Н. Мать как субъект социокультурного пространства [Текст]: монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2010. – 339 с. Кол-во экз.: 5

4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии / О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2008. - 320 с. Кол-во экз.: 5

5. Основы семейного воспитания [Текст]: учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева [и др.]; под ред. В. П. Сергеевой. - М.: Академия, 2010. - 192 с. Кол-во экз.: 5

6. Педагогическое сопровождение семейного воспитания [Текст]: программы родит. всеобуча / авт.-сост. В. А. Березина; под ред. О. И. Волжиной. - СПб.: КАРО, 2005. - 144 с. Кол-во экз.: 3

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов фак. педагогики, психологии и социал. работы / Е. И. Артамонова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Академия, 2008. - 192 с. Кол-во экз.: 31

Дополнительная

1. Бубнова И. С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: Автореф.дис...канд.психол.наук / И.С.Бубнова. - Иркутск: Б.и., 2004. - 20с. Кол-во экз.: 1

2. Васягина, Н. Н. Внутриличностные детерминанты самосознания матери: [Текст]: монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2008. – 135 с. Кол-во экз.: 5

3. Васягина, Н. Н. Самосознание матери: структурно-содержательный анализ [Текст]: монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2007. – 168 с. Кол-во экз.: 5

4. Даринская В. М. Успех на вырост. Секреты семейного воспитания [Текст] / В. М. Даринская. - СПб.: Речь, 2010. - 94 с. Кол-во экз.: 2

5. Дымнова Т. И. Психология семейного образа жизни [Текст]: учеб.-практ. пособие / Т. И. Дымнова. - М.: Пед. о-во России, 2005. - 144 с. Кол-во экз.: 3

6. Карабанова О. А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студентов вузов по направлению и спец.психологии / О.А.Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320с. Кол-во экз.: 4

7. Матвеева Л. В. Отечественные традиции семейного воспитания и музыкальное образование детей [Текст]: монография / Л. В. Матвеева; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2006. - 146 с. Кол-во экз.: 15

8. Метлякова Л. А. Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых как фактор поддержки семейного воспитания (на примере учреждений дополнительного образования детей) [Текст]: автореф. дис.... на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Метлякова Л. А.; Пермс. гос. пед. ун-т. - Ижевск, 2012. - 24 с. Кол-во экз.: 1

9. Мизина Н. Н. Психологическая поддержка родителей как фактор оптимизации семейного воспитания подростков, склонных к домашнему воровству: Автореф.дис...канд.психол.наук / Н.Н.Мизина. - Ставрополь: Б.и., 2004. - 22с. Кол-во экз.: 1

10. Пастернак Н. А., Асмолов А. Г. Психология воспитания [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Пастернак; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2008. - 224 с. Кол-во экз.: 15

11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студентов вузов на фак.педагогики, психологии и соц.работы / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред.Е.Г.Силяевой. - М.: Академия, 2002. - 192с. Кол-во экз.: 15

12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студентов вузов на фак.педагогики, психологии и соц.работы / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред.Е.Г.Силяевой. - М.: Академия, 2004. - 192с. Кол-во экз.: 9

13. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студентов вузов на фак.педагогики, психологии и социал.работы / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред.Е.Г.Силяевой. - М.: Академия, 2005. - 192с. Кол-во экз.: 12

14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов фак. педагогики, психологии и социал. работы / Е. И. Артамонова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Академия, 2006. - 192 с. Кол-во экз.: 5

15. Развитие готовности детей к самореализации в условиях семейного воспитания (на примере семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями) [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Тверская О. Н.; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2006. - 26 с. Кол-во экз.: 1

16. Розенова Марина Ивановна Психология обучения и воспитания: Учеб.пособие / М.И.Розенова. - М.: Эксмо, 2004. - 176с. Кол-во экз.: 1

17. Смирнов В. В. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX начала XX вв. [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Смирнов В. В. - Оренбург, 2007. - 22 с. Кол-во экз.: 1

18. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: учеб.- метод. пособие для вузов по спец. " Социал. работа" / авт.- сост. В. И. Жуков [и др.]; под ред. Г. И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 192 с. Кол-во экз.: 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наименования упоминаемых лиц | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.