Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.






Лекция№2. Основы толерантности.

Принципы толерантности на рубежку

Оценка основных принципов толерантности.

Терпимость и понимание как проявление толерантности.

Основные принципы толерантности.

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

Исходные принципы толерантности

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

1. отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

Умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

3.толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

По определению В. И. Даля, термин " принцип" означает " научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают" (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. М., 1980. С. 431). Принципы должны быть органически связаны с задачами соответствующего вида деятельности. Задачи, так же как и принципы деятельности, являются изначальными, отправными положениями для формирования системы предписаний в законе. Характер и систему принципов предопределяют именно задачи конкретного вида деятельности. Сами задачи должны всегда соизмеряться с принципами и не могут с ними расходиться. Категория " задача" отвечает на вопрос, на что направлена деятельность, а категория " принцип" – как, каким образом она осуществляется.

Рассмотрения толерантности как принципа поведения и деятельности позволяет глубже понять ее общезначимость и ценность не только в моральном смысле, но и в правовом. В моральном – это принадлежность к общечеловеческим ценностям, самоопределенность и открытость человека в коммуникационном дискурсе с поиском достижения согласия ненасильственными способами и методами. В правовом – правовая защищенность человека, предоставление кажд

 

ому возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма (интолерантности).

Российский исследователь Е.Ю.Клепцова предпринимает попытку разграничения понятий «терпимость» и «толерантность». В частности, она пишет: «Терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т.п., и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту. Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п., и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту». Автор считает, что терпимость и толерантность выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться. Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность), но терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью».

Чтобы сделать общество более толерантным государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей. В противном случае, в среде социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним будут развиваться различные формы агрессивного поведения.

Деятельностный подход к субъекту толерантности основан на активном отношении человека к своему существованию и сосуществованию с другими и позволяет найти наиболее существенные механизмы распространения гуманистических отношений в обществе и, в соответствии с этим – механизмы эффективной адаптации человека к социальной среде. Субъект толерантности мной понимается как саморефлексирующий самого себя человек (личность), готовый к восприятию всего многообразия мира и сопротивляющийся отчуждению своего собственного бытия. Целесообразность введения данного понятия обусловлена тем, что данный субъект должен быть равным к другому с другим и это равенство должно быть, как санкционировано, так и установлено государством.

Таким образом " присутствие-и-доступность-мира-для-каждого" является принципиальной особенностью смысла сферы " между" (М. Бубер). Сфера " между" выражает интерсубъективность как связь одного субъекта с другим субъектом. С этой точки зрения, толерантные отношения определяются как организованные субъектом уравновешивающие друг друга социокультурные процессы, имеющие статус социальной технологии.

Востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Демократическая личность формируется в процессе " нормальной" социализации и характеризуется отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, толерантностью, признанием равенства людей, открытостью, низким уровнем тревожности, приоритетом рационального начала, активной жизненной позицией и чувством ответственности за других. Исходя из этого, толерантность как норма легального поведения для субъекта (человека, обладающего самоопределенностью) на первое место выдвигает такие характеристики как: мировоззренческая и психологическая открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность.

Рассмотрению толерантности с точки зрения принципа поведения способствуют работы, посвященные исследованию различных моделей этического поведения. В зарубежной философии и социально-психологической мысли в этом отношении можно выделить работы таких авторов как Дж. М. Бъюкенен, М. Вебер, Э. Фромм, Дж. Ролз, А. Сен, Б. Де Жувенель, Л. фон Мизес, П. Козловски, Ю. Хабермас, Ф. Хайек и др. (См.: Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993; Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Сен А. Об этике и экономике. М., 1996; Бертран де Жувенель. Этика перераспределения. М., 1995; Людвиг фон Мизес Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М., 1993; Людвиг фон Мизес Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2000; Хайек Ф. Дорога в рабство // Вопросы философии. № 10–12, 1990; Козловски П. Этическая экономика как синтез экономической и этической теории // Вопросы философии. 1996. № 8. С. 66–88; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000; Бьюкенен Дж. М. Сочинения. М., 1997). В российской этике впервые моделями этического поведения начала заниматься Л. А. Громова, которая в 1995 году защитила докторскую диссертацию по этическим моделям экономического поведения. Также можно назвать работы Г. С. Баранова, Н. А. Барановой, Д. Ж. Валеева и др. (См.: Громова Л. А. Этические модели экономического поведения. Автореф. докт. дисс. СПб., 1995; Баранов Г. С., Баранова Н. А. Рынок и этика: К проблеме интерактивности рыночно-экономического и этического сознания. Кемерово, 2001; Валеев Д. Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности // Социально-гуманитарные знания, 2002. № 2; Валеев Д. Ж. Права человека и правовая культура // Ватандаш, 2000. № 1).

В понятии стратегического действия Ю. Хабермас объединяет понятие действия сообразно экономическим интересам и понятие целерационального действия. В его рамках люди ориентируются исключительно на успех, на результаты своих действий, они стремятся оказать экономическое давление и иные средства принуждения на окружающих. Стратегическое действие связано с категориями власти, богатства, институтами, целями. Коммуникативное же действие ориентировано на согласие, взаимопонимание и признание в процессе переговоров. Этика дискурса нацеливает на неформальное общение, непринудительное понимание. Необходимо дополнить целерациональную деятельность моральными нормами.

Взаимосвязь морали и права осуществляется через институт прав человека, что обусловливается наличием следующих фактов:

концепция прав человека выступает в качестве прямого следствия идеи о прирожденных и неотчуждаемых, естественных правах;

применение многочисленными странами Всеобщей Декларации прав человека несмотря на ее рекомендательный характер указывает на ее не только правовую, но и нравственную значимость;

в правах человека выражается общеморальный подход к человеку, отношение " к нему как к автономной и самостоятельной личности, свободной и равноправной".

Полем примирения целерационального действия и экономического интереса с моральными нормами выступает коммуникация. Вводя категорию " обоснованного действия", Л. Тевено пытается разрешить дилемму Вебера: действие по нормам или действие по расчёту. Действие может быть обоснованным, или осмысленным, только если оно связано с объектами, обладающими универсальностью, помогающей осуществить сближение экономических агентов. Объекты играют существенную роль в действиях. Они составляют предметный мир определённого типа соглашений (конвенций). Так, для рыночной конвенции универсальными объектами для контрагентов являются товары и деньги, для индустриальной – машины и оборудование, для гражданской – общественные блага. Кроме того, существенные причины действий не сводятся только к соображениям рациональности, а включают традиции, общественное мнение, солидарность. Они должны быть доступны для понимания контрагентов (Тевено Л. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире // Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 74–75). В " экономике значимого" большую роль играет символический аспект. Конвенции – это когнитивные коллективные механизмы, способы оценки. Каждое соглашение содержит собственную систему ценностей, ценности не универсальны.

Исходя из этого, толерантность с точки зрения формы поведения можно представить как: моральная норма, входящая в систему идеологии правящего класса, являющаяся средством подчинения рабочего класса (К. Маркс); толерантность – нейтральная норма, без которой невозможно социальное действие, ибо она обеспечивает ему смысл (М. Вебер); толерантность – универсальная, формальная норма, поддерживающая практический дискурс (Ю. Хабермас) и она входит в систему ценностей одного из соглашений, например, традиционного (у Л. Тевено).

Предпосылкой экономического сотрудничества выступает понимание людьми того, что их взаимная уникальность, " непохожесть" служат источником взаимной выгоды. Из этого вытекает необходимость уважения прав и особенностей других людей как условия реализации собственных интересов. Данная необходимость реализуется в возникновении определенного баланса интересов индивидов и социальных групп, которая выступает в виде социального контракта. Взаимовыгодность обмена обусловлена тем, что он позволяет использовать различия в способностях и умениях между людьми. При этом " разделение труда усугубляет врожденное неравенство людей. Постоянное выполнение специфических задач еще сильнее адаптирует людей к требованиям производимой работы; у них развиваются одни врожденные способности и тормозится развитие других. Возникают профессиональные типы, люди становятся специалистами" (Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2000. С. 155).

Важным условием реализации толерантного поведения является демократия, поскольку она возможность для существования общественного мнения, в достаточной степени разумного в современных социальных условиях. Данное положение является спорным и дискуссионным с точки зрения теоретических и практических подходов к " демократии". Но несомненным остается тот факт, что толерантность включает в себя отрицание истинностной привилегированности любой позиции, в том числе и своей собственной, признание логического первенства или " взаимного приоритета" всех выдвигаемых точек зрения. Поскольку ценности и принципы толерантности требует впустить и принять " Другого" именно как " Другого", во всей его " инаковости" и " особенности", то она является активным и конструктивным сотрудничеством, соучастием и солидарностью людей. Все это становится невозможным, если нет в обществе " открытости", воли власти (политической, государственной и т.д.) и свободы конкуренции на рынке идей, т.е. сохранение свободы мышления с помощью учреждений, защищающих свободу.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления. Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства. Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии. Вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии. В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей. Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Понятие, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение”. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН РФ В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма). Психологические качества, обеспечивающие толерантность (то есть, детерминанты и факторы толерантности) – это все возможные формы самовыражения людей, допускающие или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это делается или нет).

Американский политолог Н.Эшфорд формулирует двенадцать принципов свободного общества, включая в этот перечень толерантность. В отдельной главе, посвященной толерантности, он объясняет этот феномен так: «Толерантность – это невмешательство своим поведением и своими действиями, если они другим человеком не одобряются. Толерантность, таким образом, обладает двумя существенными характеристиками: неодобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям». При этом отмечается, что нельзя считать толерантным человека только потому, что он делает что-то одобряемое. Необходимо также отличать толерантность от моральной индифферентности (отсутствия интереса, безразличия) и от морального релятивизма (когда человека устраивает все). Так, например, родители, игнорирующие дурное поведение детей, не могут считать себя толерантными.

Столь же просто и образно выглядит определение толерантности, которое дают Дж.Салливан, Дж. Пьересон и Дж.Маркус: толерантность означает принятие соглашения о «правилах игры» и желание применять их ко всем в равной мере. Например, применительно к политической толерантности это определение означает, что респонденты готовы предоставить полный набор прав гражданина тем группам, которые им не нравятся.

Наиболее часто, по нашим наблюдениям, встречается в литературе парадигма рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки (аттитюда).

Приведем несколько определений, основанных на этой парадигме.

• М.С.Мацковский: «Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.»

• С.К. Бондырева: «Толерантность и интолерантность – это особые отношения, которые формируются (как и всякое отношение) на основе оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом… следовательно здесь справедлива формула: связь → оценка → отношение → поведение (намерение)».

• Н.В. Недорезова: «… Толерантность рассматривается как социальная установка в аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)».

• О.Ю. Харламова: «Толерантность характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии».

• Как некую установку или умонастроение понимает толерантность и М.Уолцер.

В целом перечисленные подходы позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, толерантность распространяется на сферы социальных отношений, социального познания и социального взаимодействия. Во-вторых, толерантность включает в себя такие структурные компоненты как переживание (эмоциональные реакции), понимание (когнитивные реакции), поведение (намерение, действие – конативные реакции).

Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовый документ здесь - Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недавно вступил в силу 12-й протокол конвенции, который обязывает ратифицировавшие его государства гарантировать любые права без какой-либо дискриминации и предусматривает механизм наказания в случае невыполнения обязательств.

В обществе риска, когда возрастает неопределенность жизни, человеку нуждается во внутренних силах для преодоления разнообразных кризисных и рисковых ситуаций. Непредсказуемость, связанная по Э. Гидденсу с угрозами и опасностями, порождаемыми современным обществом; угрозой насилия над человеком, исходящей от индустриализации войн, и угрозой возникновения чувства бесцельности, бессмысленности человеческого существования, связанной с попытками человека соотнести свое личное бытие с всесторонней модернизацией, мешает людям полноценно жить






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.