Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.
Нарушения функций зрения, вызванные разными причинами, называются нарушения зрения. Нарушения зрения условно делят на глубокие и неглубокие. К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота и поле зрения (имеющие органическую детерминацию). К неглубоким относятся нарушения глазодвигательных функций, цветоразличения, бинокулярного зрения, остроты зрения (связанные с расстройством оптических механизмов: миопия, гиперметропия, астигматизм).
Нарушения зрительных функций
| Особенности зрительного восприятия
| Ограничения жизнедеятельности
| Нарушение остроты зрения
| затруднено различение:
- мелких деталей
- величин
- сходных по форме предметов и изображений
снижена:
- скорость восприятия
- полнота восприятия
- точность восприятия
| -не узнают или путают предметы;
- затрудняются в пространственной ориентировке (не воспринимают обозначения), социальной ориентировке (не узнают людей);
- замедляется темп деятельности
| Нарушение цветоразличения
| - все предметы воспринимаются серыми (полная цветовая слепота);
- частичная цветовая слепота на красный и зеленый цвета;
- цветовая слепота на зеленый цвет (встречается чаще всего);
- видят предметы окрашенными в какой-либо один цвет
| - затрудняются в определение цвета предмета, в узнавании предмета
- затрудняются в различении одного из трех цветов (красного, зеленого, синего),
- смешивают зеленый и красный цвета
| Нарушение поля зрения
| - трубчатое зрение (обширное сужение поля зрения);
- частичное выпадение поля зрения (появление в поле восприятия теней, пятен, кругов, дуг);
- сукцессивное восприятие объектов
- неспособность охватывать взором дистантно расположенные объекты
| -не узнают или путают предметы;
- затрудняются устанавливать связи между объектами: пространственные, количественные;
- затрудняются в пространственной ориентировке;
- затрудняются в выполнении практических действий;
- с трубчатым зрением хорошо работают днем, при достаточном освещении, с центральной скатомой – вечером;
- с трубчатым зрением почти не видят в сумерках, в пасмурную погоду;
| Нарушение светоощущения
| гемералопия – ослабление адаптации глаза к темноте: проявляется резким снижением сумеречного зрения, в то время как дневное зрение обычно сохранено.
| - при резкой смене освещенности становятся практически слепыми
| Нарушение бинокулярного зрения
| затруднено восприятие объекта как единого целого
| -с трудом узнают или путают предметы;
- затрудняются в пространственной ориентировке;
- затрудняются в выполнении практических действий;
- замедляется темп деятельности
| Нарушение глазодвигательных функций
| Нистагм (непроизвольные колебательные движения глазных яблок) даже при достаточно высокой остроте зрения приводит к нечеткости восприятия
Косоглазие (нарушение симметричного положения глаз) приводит к нарушению бинокулярного зрения
| - затруднения в ориентировке на микропространстве (удерживать строку, находить и удерживать абзац);
- совершать плавные, без отрыва движения карандашом;
- затруднения в овладении чтением и письмом
|
Направления педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. Работа по развитию зрительного восприятия как составная часть комплексного коррекционно-образовательного процесса.
|