Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политической социализация личности






Понятие политической социализации личности. Личность — одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие — в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от полити­ки. Одни стремятся к утверждению существующего политиче­ского строя и проявляют конструктивное политическое поведе­ние, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политиче­скому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов по­литического поведения во многом обусловлено характером по­литической социализации личности.

В общем плане социализация (от лат. socialis — обществен­ный) — это процесс активного воспроизводства личностью со­циального опыта, осуществляемый в ее деятельности и обще­нии. Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок поли­тической деятельности и политических отношений. Можно ска­зать и по-другому: политическая социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов фор­мируются определенная картина политического мира, опыт по­литической деятельности и политического общения.

Наряду с политическим элитами, партиями, социальны­ми и профессиональными группами, организациями и движе­ниями субъектом политики выступает личность. Она является исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профес­сиональные группы, движения, классы, нации, наконец, личности являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью.

Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политическим живот­ным. По мнению античного философа, сущность человека — в его политических свойствах. «Один только человек из всех живых существ, — писал Аристотель, — одарен речью... Это свойство людей, отличающее их от всех остальных существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий - как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого и со­здает основу семьи и государства...»

Политическая социализация выступает как сложный, внут­ренне противоречивый процесс обретения, утраты человеком тех или иных политических качеств. Политическая социализа­ция представляет собой двуединый процесс:

с одной стороны, переход требований политической системы во внутреннюю структуру личности, т. е. фиксация усвоения личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий, требуемых данным обществом,

с другой стороны, демонстрирует как личность избирательно осваивает эти традиции и представле­ния, закрепляя их в формах политического поведения и влия­ния на власть, это реализация предписанных им ролей в осуще­ствлении электорального выбора, взаимодействия с властями, участия в политических партиях и движениях.

От чего же зависит выбор индивида тех или иных ценност­ных ориентации, норм, образцов политического поведения? Исследования показывают, что этот выбор зависит от общей культуры, от тех внутренних убеждений и верований, ценно­стных ориентации, которые сформировались у него в процес­се становления социального «я», его самосознания как лич­ности. Таким образом, стало ясно, что влияние общества на формирование политических качеств личности, а также конт­роль за ходом политической социализации в решающей степе­ни ограничиваются общей культурой. Именно она задает рамки политической социализации. А это означает, что процесс политической социализации не может быть рассмотрен как самостоятельный процесс отдельно от процесса социализации индивида в целом, становления индивида как личности. Не­обходимо выстроить такую модель социализации, которая бы, опираясь на общесоциологическую теорию социализации, по­казала специфику политической социализации.

Становление концепции политической социализации проис­ходило под влиянием различных научных школ и направлений. Выбор той или иной модели политической социализации диктовался типом господствовав­шей в обществе политической культуры. Она предписывала определенную модель отношений власти и личности.

Можно выделить несколько теорий политической социа­лизации.

Классическая теория политической социализации или ро­левая теория, в ней данный процесс трактуется в качестве тренировки индивида в освоении предназначенных ему ро­лей, которые необходимо выполнить в сфере политики, его научения «правилам игры» в отношении к институтам власти (Истон Д., Коэн, Липтон, Парсонс Т.).

Бихевиористская теория, исследует политическую социали­зацию как процесс становления индивидуального полити­ческого сознания, связанный с преобладанием либо унас­ледованных (Скиннер Б.), либо социально приобретенных ценностей и эмоций (Маслоу А., Уотерс Р., Лейн Р.).

Теория, рассматривающая процесс политической социализа­ции как аккультурацию, т. е. освоение новых ценностей. На первый план при формировании политического созна­ния и поведения ставится внутриличностный, психологи­ческий механизм. (Хабермас М., Луман К.).

Психоаналитическая теория связывает политическую соци­ализацию с анализом бессознательных иррациональных мо­тивов политического поведения, политическая социализа­ция представляет собой процесс политизации человечес­ких чувств и представлений (Эриксон, Фромм Э.).

Схожесть всех теорий в том, что они отмечают важность функций политической социализации, которые проявляются в достижении личности ориентироваться в политическом про­странстве и выполнять там определенные властные функции.

I. Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида. Согласно последнему процесс развития личности включает три ста­дии, связанные с принятием на себя роли других людей: 1) ими­тация — дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его; 2) игровая стадия — дети осознают свое поведение как ис­полнение определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.); 3) стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и стандартам других людей.

II. Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего теорию социализации личности на протяжении всей жизни че­ловека. Согласно этой теории личность проходит восемь ста­дий, каждая из которых связана с преодолением кризисов ин­дивидуального развития.

III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже, исследовав­шего процесс развития познания человека, обучение его мыш­лению. Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые познавательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) — характеризуется тем, что у детей формируется способ­ность надолго сохранять в памяти образы предметов окружаю­щего мира; 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) — свя­зана с различением детьми символов и значений. В конце ее дети понимают разницу между символами предметов и самими предметами; 3) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) — ребенок учится совершать мыслительные операции, переносить в идеальный план те действия, которые он ранее выполнял только руками; 4) стадия формальных операций (от 12 до 15 лет) — характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи, осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее.

IV. Теория социализации Т. Парсонса. Согласно этой теории в процессе социализации происходит обучение человека соци­альным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в процессе ее общения со зна­чимыми для нее. Основной общностью первичной социализа­ции является семья, хотя на уровне семьи социализация не за­канчивается. Она представляет собой постоянный процесс при­способления человека к существующим в обществе ценност­ным образцам поведения.

Воздействие на процесс социализации политической сис­темы двоякое:

- своей практической политикой во внутренней и междуна­родной жизни, созданием условий для формирования у масс заинтересованного участия в общественных делах;

- информационной и идеологической деятельностью, имеющей своим содержанием обеспечение населения инфор­мацией о политической жизни и пропаганду одобряемых системой ценностей, норм и культурных образцов.

Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;

2) формирует представления о прием­лемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

3) определяет от­ношение индивида к окружающей среде и политической сис­теме;

4) вырабатывает определенное отношение к политичес­кой символике;

5) формирует способности к познанию окружаюшего мира;

6) формирует убеждения и отношения, яв­ляющиеся «кодом» политической жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.