Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.






Малая группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникно­вению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разби­вается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственность и временное соприсутствие людей. Это сопри­сутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют чело­веку воспринимать индивидуальность всех других людей в груп­пе, и только в этом случае можно говорить о малой группе.

1— Взаимодействие — активность каждого (4), это одновре­менно стимул и реакция на всех остальных.

2 — Наличие постоянной цели совместной деятельности (5). Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результа­та какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функци­онирования малой группы. Можно выделить три рода целей:

1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени ре­ализуются и выражают потребности этой группы;

2) вторичные цели — более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы пред­приятия или школы и целом);

3) дальние перспективы объединяют первичную группу с пробле­мами функционирования социального целого. Общественно пен­ное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. то, как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совме­стной деятельности цементируют группу в одно целое, опре­деляют внешнюю формально-целевую структуру группы.

3. Наличие в группе организующего начала (б). Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лиде­ре, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала.

4. Разделение и дифференциация персональных ролей (7)
(разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е, актив­ность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад всовместную деятельность, играют разные роли).

5. Наличие эмоциональных отношений между членами груп­пы (8), которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутрен­нюю структуру межличностных отношений в группе.

6. Выработка специфической групповой культуры — нор­мы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожи­дания членов группы по отношению друг к другу и обусловлива­ющие групповую динамику. Эти нормы — важнейший признак групповой целостности.

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели.

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) груп­па неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:

1) группы членства;

2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальными или воображае­мые, позитивные или негативные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.