Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологический климат в трудовом коллективе






 

Социально-психологический климат коллектива - это эмоциональный настрой, отражающий взаимоотношения между его членами (работниками). Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшееся как результат их совместной деятельности и взаимоотношений в процессе труда, построенных с учетом особенностей их восприятия друг друга, общности потребностей и интересов, симпатий и антипатий, формы, стиля и методов руководства.

Социально-психологический климат определяется материальными условиями жизни люди в данном коллективе, и в первую очередь характером собственности, тем отношением людей к средствам производства, которое порождает соответствующие формы распределения и потребления. Именно это является основой определенных настроений людей, а следовательно, и их взаимоотношений как членов социальной общности. Эти настроения, состояния, взаимоотношения соотносятся и с определенными классовыми, политическими, идеологическими отношениями, находясь под их воздействием и воздействуя на них. П.Я. Гальперин отмечает, что один из путей к тому, чтобы понять действие психологических факторов, - установление их взаимоотношений с внешней предметной деятельностью[7].

Социально-психологический климат связан с особенностями взаимоотношений по горизонтали (между коллегами) и по вертикали (между руководителями и подчиненными): взаимной ответственностью, требовательностью, сотрудничеством, взаимопомощью, соревнованием, доверием, интересом друг к другу, взаимной доброжелательностью, чуткостью и вниманием друг к другу.

В системе взаимоотношений по горизонтали выделяют три подсистемы: деловых, функциональных отношений; личных фоновых отношений; личных избирательных отношений, основанных на личных симпатиях и антипатиях.

Социально-психологический климат коллектива может либо стимулировать трудовое поведение, либо сдерживать его. Иначе говоря, он может быть благоприятным (здоровым) и неблагоприятным (нездоровым). Благоприятный социально-психологический климат характеризуется устойчивой атмосферой взаимопонимания, доверительных межличностных отношений, принципиальностью и ответственностью к себе и другим. В качестве критериев благоприятного социально-психологического климата выступают следующие характеристики[8]:

На уровне коллективного сознания:

- понимание общественных целей и совпадение с ними своих собственных. Ценности и отношения в коллективе соответствуют в основном ценностям и задачам общества;

- положительная оценка своей трудовой деятельности и успехов трудовой организации, общества;

- оптимистическое настроение, преобладающее в коллективе трудовой организации;

На уровне поведения:

- добросовестное, инициативное отношение членов трудовой организации к выполнению своих обязанностей, у работников достаточно развита потребность в труде, а групповая деятельность эффективна;

- высокий уровень развития отношений взаимной ответственности, взаимного контроля в социально-трудовых отношениях;

- стабильность коллектива и незначительная текучесть кадров;

- свободное обсуждение всех вопросов, касающихся трудовой деятельности, непринужденность атмосферы и доброжелательность критики;

- работники достаточно полно и объективно информированы о делах трудовой организации, своего коллектива.

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуется следующими показателями:

- работники как можно меньше трудятся, но хотят больше получать (присутствуют элементы рвачества);

- пренебрежительное и неуважительное отношение к коллегам по работе;

- отсутствие творчества и инициативы в процессе труда, равнодушие и черствость в общении;

- неблагоприятные взаимоотношения между руководителями различных рангов и подчиненными;

- склоки, сплетни, конфликты, подсиживание и «подставка» коллег;

- падение результативности, незаинтересованность в конечных результатах;

- некритическое отношение к недостаткам друг друга по всем направлениям трудовой деятельности;

- некомпетентность (профессиональная, социальная, коммуникативная) непосредственного руководителя или наличие в коллективе неформального лидера и другие.

В трудовых коллективах следует активно использовать социально-психологические механизмы формирования социально-психологического климата, к которым относятся убеждение, психическое заражение, внушение. Убеждение основывается на логических доказательствах и предполагает осознанное отношение работников к воспринимаемой информации. Психическое заражение – это одновременное сопереживание работниками общего психологического состояния и невольная подверженность ему каждого члена коллектива. Внушение характеризуется односторонним психическим заражением при обращении прежде всего к чувствам людей.

Психологическим фактором сплочения коллектива является совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.

Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая. Психофизиологическая совместимость связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников, с равным уровнем развития таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление. Психологическая совместимость предполагает оптимальное сочетание личностных психологических свойств: черт характера, темперамента, способностей.

Несовместимость приводит к нарушениям делового общения, к непониманию, неприемлемости и в конечном счете к рассогласованию деятельности. Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов – к отрицательным эмоциональным состояниям и даже конфликтам.

Другим психологическим фактором внутриколлективной сплоченности является действенная групповая эмоциональная идентификация. Действенная групповая эмоциональная идентификация проявляется в эмпатии, т.е. в умении членов коллектива проникнуться состоянием другого человека, в сочувствии, сопереживании, эмоциональной теплоте, в участии членов коллектива в производственных, семейных, бытовых делах друг друга. Развитость в коллективе этих качеств обеспечивает его членам психологическую защищенн6ость, когда работники знают, что в любых сложных трудовых и жизненных ситуациях они получат понимание и поддержку своих товарищей по труду.

В трудовом коллективе важным показателем, характеризующим социально-психологический климат, выступает удовлетворенность различными сторонами её деятельности и особенно удовлетворенность коллективом, выражением симпатии к своим коллегам по трудовой деятельности. Безусловно, формирование нормального социально-психологического климата в коллективе позволяет наиболее полно использовать способности каждого работника, в полной мере задействовать человеческий потенциал.

 


[1] Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 200.

[2] См.: Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.: «ЮНИТИ», 1999. С.286-288.

[3] Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1989. С. 207.

[4] Дюркгейм Э. Метод социологии. – Киев, Харьков, 1899. – С. 91.

[5] Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. – М.: Гардарики, 2007. С. 134.

[6] См.: Дворецкая Г.В., Махнорылов В.П. Социология труда: учеб. пособие. - Киев., 1990. С. 190-196, 208-209.

[7] См.: Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976. С. 27.

[8] См.: Дворецкая Г.В., Махнорылов В.П. Социология труда: учеб. пособие. - Киев, 1990. С. 208-209.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.