Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология политических лидеров и их функции






Проявления лидерства разнообразны. Попытки их типологизации на основе различных признаков вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров. Одна из первых типологий (популярная по сей день) была предложена М. Вебером.

Классификационным признаком в ней выступают ос­нования легитимности власти тех или иных лиц. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и ха­ризматическое.

Термин «легитимность» означает общественное признание власти и согласие ей подчиняться. Не следует его смешивать с понятием «легальность», означающим правовое, формальное закрепление власти.

Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки. «Право на лидерство» в данном случае человек приобретает благодаря своему происхождению. Это тип автори­тета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит с исторической сцены, тем не менее он до сих пор сохраняется в ряде стран Персидского залива (Хомейни в Иране) и в некоторых других странах.

Рационально-легальное лидерство опирается на общепризнан­ный правовой порядок. В современных демократических госу­дарствах избирательная кампания, проводимая в рамках суще­ствующих правовых норм, — основной путь становления поли­тических лидеров. Примеров данного типа лидерства можно привести много: Г. Шредер (Германия), Б. Клинтон (США), Ж. Ширак (Франция), Т. Блэр (Великобритания).

Харизматическое лидерство основано на вере в экстраорди­нарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, — вере в его харизму (от греч. — дар божий). Для Вебера харизма — это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчелове­ческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям1.

Важное отличие харизматического лидерства от лидерства традиционного и рационально-легального состоит в том, что если последние имеют более или менее объективные основания (традиции или закон), то харизматическое носит сугубо лично­стный характер. Характерной чертой харизматического лидер­ства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей. С точки зрения М. Вебера, харизматическое лидерство недолговечно и с течением времени рутинизируется, т.е. трансформируется либо в рационально-легальный тип, либо в традиционный.

Феномен харизматического лидерства наиболее ярко прояв­ляется в переходные периоды жизни общества, скажем, в пери­од модернизации или преодоления страной общенационального кризиса. Примерами харизматических лидеров могут быть И. Сталин (СССР), Мао Цзэдун (Китай), Ш. де Голль (Франция), С. Хусейн (Ирак).

В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействием, оказываемым ими на общест­во, американский политолог Р. Такер выделяет три типа полити­ческих лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.

Консерваторы ориентируются на неукоснительное сохране­ние существующих форм общественной жизни. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и дейст­вия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Как чистый тип консервато­ры встречаются достаточно редко, чаще проявляя эту направ­ленность в какой-либо из сфер своей деятельности. Привер­женность консерватизму во внешней политике проявлял У. Чер­чилль, отказавшись от искушения заключить союз с нацистской Германией в 1936 г., объяснив это тем, что на протяжении 400 лет внешняя политика Англии состояла в том, чтобы противостоять сильнейшей, самой агрессивной, самой влия­тельной державе на континенте.

Реформаторы стремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации посредством проведения широкомас­штабного реформирования, прежде всего властных структур. К этому типу лидеров можно отнести Дэн Сяопина, инициатора китайских реформ.

Революционеры в отличие от реформаторов трактуют ситуа­цию как не поправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение — фундаментальное переустройство об­щественной системы. «Архитипичным» революционным поли­тическим лидером Р. Такер называет К. Маркса, а его «Мани­фест Коммунистической партии» — программой такого пере­устройства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.