Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы межличностного восприятия






Поскольку человек вступает в общениевсегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — так же, как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем зна­чение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в про­цессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формирует­ся и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точнос­ти «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним со­гласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собствен­ного самосознания.Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство пред­ставлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой че­ловек, тем более полным становится и представление о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском уровне был поставлен Марксом, когда он писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». По существу ту же мысль, на уровне психологического анализа, находим у Л. С. Выготско­го: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других».

Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление о себе через представление, о дру­гом формируется обязательно при условии, что этот другой дан не абст­рактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в ко­торую включено взаимодействие с ним. Индивид соотносит себя с дру­гим не вообще, а, прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего соб­ственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каж­дый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставле­ние себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из парт­неров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии вза­имодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой по­нимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: иден­тификацию и рефлексию. Кроме того, в этот же процесс включается и каузальная атрибуция. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.