Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства коммуникации






Передача любой информации возмож­на лишь посредством знаков, точнее, Речь знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используют­ся в коммуникативном процессе, соответственно им можно постро­ить классификацию коммуникативных процессов. При грубом деле­нии различают вербальную и невербальную коммуникации, использую­щие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них не­обходимо рассмотреть в отдельности.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой систе­мы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фо­нетических знаков, включающую два принципа: лексический и син­таксический. Речь является самым универсальным средством комму­никации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Использованию речи сопутствуют процессы, препятствующие достижению взаимопонима­ния: возможность использования двух типов значений: денотативных (формальные определения, дефиниции) и коннотативных (связанных с эмоциональными ассоциациями); полисемия (многозначное толкование одного и того же слова) и синонимия (исполь­зование разных слов для обозначения одного и того же явления). Ес­тественно, что особое значение эти процессы приобретают в услови­ях межкультурной коммуникации.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реци­пиент в процессе слушания декодирует информацию. Способом пода­чи информации при помощи речи является текст.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одно­временно с декодированием

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей». Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последова­тельную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

Важным инструментом этого процесса является обратная связь ­сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого. В случае вербальной инфор­мации это может выглядеть как переспрашивание, уточнение вопро­сов, выражение желания получить дополнительные сведения и т.п. Такого рода включения в диалог получили название безоценочной об­ратной связи, хотя иногда они могут быть представлены и в виде оценочной обратной связи, либо негативной (содержащей критику или корректировку), либо позитивной (содержащей одобрение или под­держку). В этой связи в диалоге находит свое проявление острая современная проблема толерантности. Здесь она выглядит как со­блюдение норм реагирования на высказывание другого, допущение того, что этот другой имеет принципиально отличную точку зрения.

Мера известной согласованности действий коммуникатора и ре­ципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в боль­шой степени зависит от их включенности в общий контекст деятель­ности. Это связано с характером дистанции, которая устанавливается в ходе ком­муникации, когда один партнер стремится, как можно более подроб­но проникнуть в обстоятельства диалога, а другой, напротив, отстра­няется от собеседника. Большое значение при этом имеет стиль говорения и слушания. Стиль слушающего зависит от его умения (желания) или неумения (нежела­ния) слушать, что тоже в значительной степени обусловливает ус­пешность диалога.

Посредством речи не просто «дви­жется информация», но участники коммуникации, особым способом воздействуя друг на друга, ориентируют друг друга в предмете обсуж­дения и стремятся тем самым достичь определенного изменении по­ведения. Существуют две разные задачи в ориентации партнера по общению, которые А. А. Леонтьев предлагает обозначать как личност­но-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание ком­муникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, Т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.

Особая проблема - выяснение условий и способов повышения эффективности речевого воздействия.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название убеждающей коммуникации, на основе которой разрабатывается так называе­мая «экспериментальная риторика» - искусство убеждения посред­ством речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.