Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции в развитии современной политической культуры






Политическая культура уходит корнями в набор принципов и правил, которые регулируют и программируют политическое мышление и действия человека или целой группы. Культурные правила должны быть не только усвоены, переведены во внут­ренний план, они должны «оживляться», вызываться посредст­вом слова, символа, звука, картины, действия. В этом и состоит функция политических мифов, ритуалов, флагов, праздников. В политической культуре речь никогда не идет только о содержании, но всегда и о форме, в которую это содержание «упаковано».

С введением всеобщего избирательного права каждому гра­жданину приписывается способность делать выбор и выносить суждения по поводу альтернативных политических программ правящих групп и партий. В более или менее развитых странах, где почти нет неграмотных, предполагается, что каждый инди­вид обладает необходимой информацией, для того чтобы созна­тельно использовать свое избирательное право. Но существует опасность, что это право останется пассивным — либо в силу отсутствия доверия к государственным структурам, либо в силу отсутствия механизмов, это участие реально обеспечивающих. Более того, для активного политического участия одного толь­ко знания о политической системе на общем уровне недоста­точно, необходимо более глубокое и расширенное знание, на которое у среднего гражданина нет ни времени, ни особого желания. Так возникает специализация политических ролей, и политическая деятельность становится профессией.

При всей специфичности национальных политических куль­тур западных стран можно выделить некоторые общие момен­ты, тенденции в их развитии:

1. снижение политической, в частности избирательной, ак­тивности граждан;

2. низкий уровень доверия к политическим институтам, по­литическим лидерам и политике вообще;

3. ослабление влияния политических партий;

4. уменьшение числа членов политических партий,

5. снижение популярности и влияния традиционных форм политического участия (например, политических собраний);

6. рост готовности принимать участие в неформальных дви­жениях и гражданских инициативах. Наибольшую готовность в этом плане выражают граждане США. Но даже в Австрии, од­ной из наиболее пассивных в политическом отношении стран Европы, 36% населения высказывают готовность принять уча­стие в подобных движениях и инициативах;

7. молодежь в целом настроена гораздо скептичнее по от­ношению к политической системе своей страны, нежели стар­шее поколение;

8. постоянное искажение картины состояния общества в средствах массовой информации, что связано не только с их зависимостью от конкретных политических финансовых групп, но и с принципиальной установкой работников СМИ, по которой «хорошие новости — это отсутствие новостей» и наоборот;

9. усиление значения денег при проведении избирательных кампаний, усиление роли лоббистов (в США, например, число лоббистов за последние 20 лет увеличилось с 3500 до 7000) [4, с. 166].

Политическую культуру восточноевропейских стран, пережи­вающих одновременно процессы экономического и политиче­ского реформирования, отличают следующие черты:

1. минимальный уровень веры в способность политической системы к реформированию,

2. низкий уровень доверия к государственным институтам и к профсоюзам,

3. принятие идеи рынка при неудовлетворенности результа­тами попыток его введения,

4. сильная путаница в восприятии и толковании таких по­нятий, как демократия, политический плюрализм, разделение властей и др.,

5. политический выбор избирателя определяют не мотивы чисто политического и мировоззренческого свойства, а сообра­жения личностного (симпатии—антипатии), психологического (агрессивность—миролюбивость самого избирателя) и просто случайного плана.

В политической культуре России многие из общих для всех восточноевропейских стран черт выражены экстремально. Так, например, в России очень низок индекс доверия населения по отношению ко всем политическим институтам, причем показа­тельно, что уровень доверия судебным органам ниже, чем ор­ганам госбезопасности, еще ниже уровень доверия политиче­ским партиям (3, 6%).

Разочарование в политике в целом находит выражение в низкой электоральной активности российского населения. Не­высокая оценка возможности участвовать в выборах как атри­бута демократии связана скорее не с отсутствием понимания, что свободные выборы — это важная составляющая часть де­мократии, а с представлениями людей, что их участие в выбо­рах, замена одних руководителей на других мало что меняет в их жизни и не дает им реальной возможности влиять на приня­тие важных политических решений.

Следует отметить при этом нравственный характер требова­ний к власти, тенденцию к персонификации власти и склонность к неконвенциональным формам протеста (по данным ВЦИОМ, каждый четвертый потенциальный избиратель выра­зил готовность принять участие в неконвенциональных акци­ях) и силовым методам решения конфликтных ситуаций.

Конвенциональное политическое поведение — это дискуссии о политике, участие в деятельности политических партий, предвыборных кампаниях, присутствие на собраниях, т. е. любые мирные санкционированные формы политиче­ского участия.

Неконвенциональное поведение — участие в демонстрациях, бой­ котах, «диких» забастовках, блокадах. Неконвенциональное поведение может осуществляться и с применением насилия в отношении других людей или пред­метов (физическое избиение своих политических противников, разрушение зда­ний или памятников, имеющих символическое значение).

Итак, обозначим основные черты политической культуры:

1. политическая культура — явление социальное, продукт исторического развития общества,

2. носителями политической культуры могут быть большие общности: государство, социально-экономические и политиче­ские группы, а также отдельные индивиды,

3. при изучении политической культуры речь идет преиму­щественно об отношениях между микро- и макроструктурами,

4. политическую культуру страны можно понять через по­литические установки ее граждан,

5. политические установки не являются гомогенными (од­нородными), их распределение среди различных групп населе­ния составляет одну из характеристик политической культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.