Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы рассказа







1 Экскурсионная справка - сжатое изложение фактического материала об объекте или событиях, связанных с ним

Сообщается только основные данные об объекте; дата постройки, авторы,

размеры

Чаще всего этот прием используется при осмотре дополнительных объектов,

без выхода из автобуса

2 Описание - подробное изложение материала об объектах,

последовательное перечисление основных его свойств и качеств,

определение наиболее существенных сторон и явлений, процессов,

событий, связанных с объектом

Прием ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, материал, расположение относительно

окружающих объектов)

Описание объекта характеризуют

- точность

- конкретность

- фотографичность изображения

Прием предполагает изложение в определенной
последовательности характерных черт, примет, особенностей
внешнего вида объекта, которые не сразу будут выявлены самими
экскурсантами в силу их кратковременного знакомства с объектом

Прием описания событий носит подчиненный характер, смыкаясь

с приемом зрительной реконструкции


3 Объяснение - это прием, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выявляются причины какого-либо события, явления, факта, при этом рассказ носит доказательный характер

— это такая форма изложения материала, когда в рассказе помимо

справки об объекте раскрывается сущность и причины, его вызвавшие


 

4 Характеристика - представляет собой перечисление особых свойств, совокупность которых дает наиболее полное представление об объекте, позволяет лучше понять его сущность.

Этот прием построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека

Словесная характеристика предшествует экскурсионному анализу


 

5 Комментирование - используется в тех экскурсиях, в которых объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения (движущийся конвейер, работа городского транспорта, природные явления)


 

6 Репортаж - это краткое сообщение экскурсовода о событии,
явлении, процессе, очевидцами которых является
экскурсионная группа

Прием эффективен, когда объект показывается не только в
движении,

но и в развитии

Прием помогает увидеть, как изменяется объект в ходе
наблюдения, как рождается нечто новое в процессе, который наблюдают экскурсанты (праздник города, ярмарка, акватория
морского порта, стадион в момент соревнований)

Прием носит характер импровизации, рассказ составляется
на ходу, не входит целиком в индивидуальный текст

7 Цитирование — это введение в рассказ отрывков из произведений классиков, исторических документов, мемуаров,
статей, художественных

произведений

Цитата направлена на то, чтобы вызвать в сознании
экскурсантов зрительный образ, т.е. выступает в роли зрительно
воспринимаемой информации

Цитата, приведенная к месту, придает авторитетность и
весомость рассказу


 

8 Литературный монтаж - рассказ строится на определенном выборе отрывков из литературных произведений, документов,
воспоминаний, статей, раскрывающих подтему


Отрывки должны иметь художественное и смысло-
вое целое. Прием ока-зывает сильное эмоциональное воздействие, но
требует глубокого знания литературы, истории, безупречного вкуса и
артистических способностей


 

9 Вопросов и ответов - с целью активизировать экскурсантов.

Вопросы не рассчитаны на получение ответа, а выполняют функцию

методического приема. Их несколько:

- вопросы, на которые экскурсовод сам дает ответ, продолжая рассказ по теме

- вопросы, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса.

Это прием авторской речи

- вопросы, на которые отвечают сами экскурсанты. Их обычно задают экскурсоводы по ходу рассказа, заостряя внимание к экскурсии, вносят разрядку в пространную речь, помогая лучше уяснить тему. (ех, «Был ли другой выход у советского летчика? Да, был. Но он решил ценой своей жизни...»).

10 Ссылки на очевидцев - в рассказе экскурсовод создает возможность для

образного воссоздания событий, призывая «очевидцев» в свидетели («Многое «видели» эти старые стены»)


11 Задания - направляет внимание экскурсантов на те детали, понимание которых особенно важно для усвоения темы

ех: «Подумайте, почему этот памятник так назван?»

«Вспомните, на что похоже это здание?»

«Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись?»

Ответ на эти вопроса экскурсовод дает сам в дальнейшем рассказе, как бы

суммируя и формулирую мнения экскурсантов.

Задача приема — активизировать мыслительную деятельность

12 Новизны материала - в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, ранее неизвестные экскурсантам, с целью сделать восприятие зрительного ряда более эффектным

13 Соучастия - помогает стать участниками какого-либо события

ех: «Представьте, что мы с вами находимся в этом окопе во время наступления танков» — затем излагается картина боя

Прием сочетается с приемом зрительной реконструкции


 

14 Дискуссионной ситуации
- в рассказе экскурсовод выдвигает такое положение,
которое вызывает дискуссию. При этом монологическая
форма изложения материала заменяется диалогом, после
которого экскурсовод подводя итоги делает выводы

 

15 Персонификации

-прием используется для создания образа конкретного человека или картины событий, с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни людей, с которыми связана тема или на основе описания какого-либо события, сообщения о деталях или подробностях происшедшего

Прием является составной частью приема реконструкции


16 Проблемной ситуации

- в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы заставляет экскурсантов задуматься, разобраться в самой проблеме.

Экскурсантам предлагается найти альтернативу предложенному решению, сделать выбор из двух исключающих друг друга возможностей при решении определенного вопроса

 

17 Отступления

- в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: приводит

примеры из своей жизни, рассказывает кинофильм,

Прием не связан с содержанием темы. Его задача — снять усталость, усилить

внимание в дальнейшем

Не следует: - комкать и сокращать экскурсию

- использовать прием с целью развлечения экс-тов


 

18 Индукции-

- применяется в рассказе, когда надо совершить переход от

частных единичных случаев и фактов к общей картине, выводам

Индукция — способ рассуждения (обобщения)


 

19 Дедукции

- способ рассуждения при переходе от общего к
частному






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.