Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пирамида (иерархия) человеческих потребностей по А. Маслоу






Если человек представляет собой высокоразвитую лич­ность, то главной для него становится потребность в само­актуализации. Под ней понимается стремление человека к наиболее полному развитию всех своих способностей, особен­но тех из них, реализация которых может принести макси­мальную пользу людям. Человек, для которого эта потребность стала наиболее важной в жизни, называется самоактуализирующейся личностью.

Психо­логическая теория ролей. Один из наиболее известных вари­антов такой теории был предложен американским психоло­гом Э.Берном. Согласно его концепции человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ре­бенка, роль родителя и роль взрослого человека.

Роль ребенка проявляется в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком и на самом деле ведет себя как ребенок там, где он должен поступать как взрос­лый. Это, в частности, проявляется в том, что он, например, ведет себя безответственно, капризничает, предъявляет ок­ружающим людям повышенные требования, касающиеся за­боты о нем, и т.д. При этом он сам не заботится об окружа­ющих людях и считает это вполне нормальным. Словом, та­кой человек ведет себя по отношению к другим взрослым людям, как ребенок, а им отводит роль своих «родителей».

Если человек ведет себя так, как будто те, кто его окру­жает, его дети, безответственные, беспомощные, не самосто­ятельные, не вполне разумные и за ними нужен постоянный уход — он чувствует себя в роли родителя. Роль родителя психологически проявляется в том, что человек сам, не счи­таясь с мнениями других людей, берет на себя ответствен­ность за них, навязывает свою заботу, предъявляет им тре­бования как к детям, обращается с ними как с детьми, на­пример, наказывает, поучает и т.п.

Роль взрослого человека состоит в том, что человек дей­ствительно ведет себя так, как обычно ведут и должны вес­ти себя взрослые люди в отношении друг друга. В этом слу­чае люди уважают личную свободу и независимость каждо­го, признают друг за другом право вести себя так, как сами считают нужным, уважают друг друга, доверяют друг другу, не считают себя вправе требовать, настаивать, наказывать друг друга, как обычно поступают родители по отношению к своим детям.

Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание предста­вляет индивидуальную структуру личности соответствующе­го человека.

Предлагаем структуру личности КК. Платонова, видного отечественного ученого, который образно представляет личность в виде пирамиды 1-я подструктура - исключительно социально обусловленные свойства лич­ности (направленность, мировоззрение, моральные качества, отношения); 2-я подструктура - индивидуально приобретенный опыт (знания, навыки умения и привычки); 3-я подструктура - индивидуальные особенности от­дельных психических процессов (ощущений, восприятий, внимания, памяти, мышления, эмоций, чувства и воли); 4-я подструктура - биологически обу­словленные свойства личности (темперамент, инстинкты, задатки).

 

Уровень притязаний. Локус контроля

Уровень притязания личности – понятие, введенное К.Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности и формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Уровень притязания рождается из двух противоположных тенденций:

1. тенденции поддержания своего «Я», своей самооценки на максимально высоком уровне;

2. тенденции умерить свои притязания с целью избежания неудачи с тем, чтобы не нанести урон самооценке.

Уровень притязания характеризует желаемый уровень самооценки личности, определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит.

С уровнем притязаний тесно связано самосознание человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе. Это представление определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям.

Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека:

УСПЕХ + САМОУВАЖЕНИЕ = ПРИТЯЗАНИЯ.

Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности – соответствия реальным возможностям человека. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным: заниженным или завышенным.

Различают частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.).

Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки приводит к нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Уровень притязания как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи – наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Причем в случае возникновения риска наблюдается озабоченность не столько тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые – потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязания между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего, трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п.

Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В ряде случаев важной становится задача повышения уровень притязания. Если человек невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п. Кстати, педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

Следующим важным параметром характерологической гармоничности является адекватность распределения «локуса контроля». Считается, что люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

1) экстерналы – когда человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действий других людей и т.п.

2) интерналы – когда человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий. Интерналы чувствуют свою собственную ответственность за то, что происходит с ними в жизни. Они считают, что добились сами всего хорошего, что было с ними в жизни, а также принимают на себя ответственность за все отрицательные события. В неудачах они склонны винить лишь себя, а не обстоятельства и всех остальных.

Человек с интернальным локусом контроля чаще в жизни является победителем, а с эстернальным – побежденным.

При гармоничном складе характера отмечается адекватное распределение локуса контроля. Суть такого распределения заключена в известном правиле гармоничного человека о том, что он должен обладать способностью изменять ситуации, которые поддаются изменению и принимать такими, какие они есть не поддающиеся изменениям ситуации и научиться различать их.

Перечисленные качества составляют сущность одного из важнейших параметров гармоничного характера – зрелости. Зрелость – это способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума (Б.В. Зейгарник). Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с готовностью выполнять скромны, земные задачи ради этих высоких устремлений.

Зрелость включает психологическое умение человека разводить идеальные и реальные цели. В противовес зрелости характерным для дисгармоничного характера выступает инфантилизм (незрелость, «детскость»). К инфантильным свойствам относят наивность, несамостоятельность, нездравомыслие и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.