Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Промышленность, транспорт и сельское хозяйство области в годы Великой Отечественной войны.






22 июня 1941 г. в Омске прошли многочисленные митинги на фабриках, заводах, площадях. Началась мобилизация в армию. К началу войны численность населения Омска составляла чуть больше 280 тыс. человек. В военкоматы начали поступать тысячи заявлений от добровольцев. За первые полгода с начала мобилизации на фронт ушло 120-140 тыс. человек. Многие женщины пошли на фабрики и заводы, чтобы заменить своих мужей и братьев. Всю работу по мобилизации в армию, по перестройке народного хозяйства возглавила партийная организация. Были созданы отделы оборонной промышленности и военный, на крупные предприятия были посланы парторги ЦК ВКП (б). Началась перестройка хозяйства на военный лад. 16 августа 1941 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР утвердили план ускоренного развития военной экономики в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Большинство предприятий области переводилось на производство военной продукции, строились новые заводы. К лету 1942 г. население Омска составляло около 370 тыс. человек.

В Омскую область прибыло более 100 фабрик и заводов, более 150 тыс. рабочих и служащих: ленинградский завод им. Козицкого разместился в здании пединститута, «Электроточприбор» - в здании техникума, и др. Для завода им. П.И. Баранова на краю города строились цехи.

В Омск были эвакуированы часть Новгородского и Вологодского областных музеев, Воронежский областной музей изобразительных искусств, Одесский рыбный завод, Зарайская и Одесская обувные фабрики, Ворошиловский вечерний машиностроительный институт. Из Ленинграда были эвакуированы Оптико-механический завод «Прогресс», часть Шинного завода Зенитно-прожекторное училище, часть Сажевого завода, Танковый завод, Научно-исследовательский институт Гидроакустики, завод маячной аппаратуры, Авиационный завод, Военно-медицинское училище, Военно-морская спецшкола и другие; из Москвы – Наркоматы мясомолочной промышленности СССР и Российской Федерации, Наркоматы земледелия СССР и РСФСР, Сельскохозяйственный банк СССР, Академия сельского хозяйства имени Ленина, Строительные тресты «Моспромстроя», швейная фабрика «Большевичка», научно-исследовательский институт шинной промышленности, Купавинская тонкосуконная фабрика, авиационные заводы, театр имени Вахтангова, радиостанция имени Коминтерна (РВ – 49), Запорожский моторостроительный завод имени Баранова, Сталинградский тракторный завод, областной театр оперетты, Орловский биокомбинат, Ростовская суконная фабрика, судоремонтный завод и другие организации и учреждения.

Народное хозяйство переходило на выпуск военной продукции. Омские предприятия пищевой промышленности перешли на выпуск консервов, сухарей и фармацевтических препаратов. Суконные и швейные фабрики, кожевенные и овчинно-шубные заводы, промартели стали выпускать обмундирование, снаряжение, обувь, шубы, шапки, рукавицы для армии. Омск и Омская область являлись крупными поставщиками боевого снаряжения и продовольствия. На предприятиях города и области выпускались снаряды и мины, минометы и радиостанции, электронные и оптические приборы, танки и самолеты, авиационные моторы, авторезина и многое другое.

В 1942 г. объем промышленной продукции вырос более чем в 3 раза по сравнению с 1940 г. Появились новые районы – Октябрьский. Началось социалистическое соревнование за повышение производительности труда. В 1943 г. омские предприятия выпустили продукции в 4 раза больше, чем в 1940 г., в 1944 г. – почти в 5 раз.

Выросли перевозки по железной дороге. Началось расширение станций. Увеличивается парк локомотивов и вагонов. Летом и осенью 1941 г. среднесуточная скорость воинских эшелонов была доведена до 700 – 900 км. В связи с потерей Донбасса увеличились перевозки кузнецкого угля на Урал и в европейскую часть страны. Так как железные дороги не справлялись с объемом перевозок, в 1943 г. была проведена реконструкция станций, из армии вернули машинистов и др.

В сельском хозяйстве трудились женщины, старики, подростки. В 1941 г. область сдала 55 млн. пудов хлеба. За годы войны труженики с/х области дали государству 122, 5 млн. пудов хлеба, более 7 млн. пудов мяса, 13, 5 млн. пудов картофеля, 34, 5 млн. пудов молока.

В конце июля 1941 г. началось движение за создание фонда обороны. Наша область собрала более 450 млн. рублей. На средства омичей были построены танковые колонны «Омский колхозник», «Омский тракторист», авиаэскадрилья «Омский комсомолец». Проходил сбор теплых вещей для воинов армии. Трудящиеся Омска и области сумели собрать и отправить на фронт (в основном на Ленинградский и Волховский фронта) более 275 тысяч посылок с продовольствием и теплыми вещами общей стоимостью около 17 млн. рублей. В Ленинград омичи отправили 48 вагонов различного продовольствия, теплых вещей, курева, а также более 120 тонн сибирского сливочного масла.

В Омске находилось 24 госпиталя, над которыми шефствовали предприятия и учреждения города. В Омскую область было привезено 23 детдома, 35 детсадов, 79 школьных интернатов и 5 детских яслей. Омичи помогали осажденному Ленинграду и освобожденным от немецкой оккупации районам. В феврале 1942 г. в области начался сбор вещей для населения освобожденных районов. Омская область взяла шефство над Запорожской областью.

Сам город был в тяжелом положении. Не было резервов жилой площади. Жилищный фонд был преимущественно деревянный, одноэтажный, в основном не благоустроенный. Для приезжающих строились палаточные городки, бараки, людей устраивали на подселение в частные и государственные квартиры, клубы, учебные заведения, общежития, бывшие магазины. В городе обострилось положение с обеспечением населения керосином, топливом, мылом, водой, спичками и другими предметами народного потребления. Городской транспорт работал с перебоями, автопарк составляли 50 старых автобусов. Трамвай ходил от железнодорожного вокзала до сада «Водников». Рабочий день же длился 12-14 часов, отпусков почти не было. Несмотря на чрезвычайные условия, побеждало чувство товарищества в решении общей задачи в борьбе с фашизмом. Главной целью была помощь фронту.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.