Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЦЕННРСТН___






уке и культуре произвела созданная Дарвином тео­рия естественного отбора, легализовавшая понятие «цели» в биологии, по крайней мере, в смысле при­знания целесообразности организации живых сис­тем. Дальнейшим шагом в этом направлении была легализация в естественных науках, благодаря ки­бернетике, понятия целенаправленности как харак­теристики поведения любых сложноорганизованных систем — будь то деятельность человека, живого организма (от бактерии до высшего позвоночного животного) или технического устройства, снабжен­ного механизмом регулирования своего поведения по принципу обратных связей. Дальнейшая дискус­сия по этим проблемам в современной философии науки привела к признанию полной научной реле­вантности как понятия «цели», так и всего блока телеологических понятий в применении ко всем сложноорганизованным системам любой природы. В таком более широком смысле цель понимается как конечное состояние, достигаемое поведением любой системы, которая снабжена механизмами распозна­вания и достижения цели, закодированными в ее структуре (простейшим случаем такого механизма является управление по принципу отрицательных обратных связей). Разумеется, это не отменяет не­обходимости детального эмпирического изучения подобных механизмов, которые весьма специфичны для систем различной природы. В частности, стано­вится особенно явственной специфичность целеори-ентированной деятельности человека, в которой формирование идеальных целей и мотивов деятель­ности осуществляется на основе ценностных ориен­тации человека как личности и в существенной сте­пени детерминировано ее мировоззренческими ус­тановками и идеалами. (См. целенаправленность, целесообразность, целостность).

В.Г. Борзенков

ЦЕННОСТИ — значимые универсальные цели и идеалы (нормы, стандарты) как человеческой дея­тельности в целом (Истина, Добро, Красота, Спра­ведливость, Польза и др.), так и се различных видов (ценности науки, экономики, морали, политики, ис-

ЧЕЛОВЕК — био-социо-культурно-экзистенциаль-ное существо. Все указанные измерения человека необходимы и достаточны, чтобы полностью задать сущность человека и выделить его из мира других элементов бытия. В биологическом плане человек представляет собой отдельный вид, возникший срав­нительно поздно на траектории эволюции всего жи­вого (по данным современной антропологии возник­новение вида Homo sapiens на Земле датируется при­мерно 3 млн. лет назад, тогда как зарождение живого в космосе произошло около 3, 2 — 3, 5 млрд. лет назад). Для человека как биологического вида характерен свой специфический генетический код, расшифров­ка которого к настоящему времени практически пол­ностью завершена. Как специфическое биологическое существо человек может существовать только в оп­ределенном интервале физико-химических условий. В ходе антропогенеза у человека сформировались та­кие существенные признаки, как прямая походка, раз­витый мозг, способность осуществлять целенаправлен­ную деятельность, использовать язык в процессе коммуникации, вести коллективный образ жизни. В социальном плане человек оказался способным со­знательно проектировать и создавать социальные си­стемы от простейших (семья, род, община) до весьма сложных (государство, объединение государств, циви­лизации, мировое сообщество), состоящих из множе­ства высокоорганизованных подсистем (армия, эко­номика, политика, образование, паука, идеология и др.). Осознав преимущества социально организо-

ванной жизни в борьбе за существование с другими видами, человек частично принес в жертву свою из­начальную индивидуальную свободу и своеволие, ог­раничив их рамками соблюдения общих интересов.

Начиная с определенного момента эволюции че­ловечества, его главной заботой становится воспроиз­водство социальных систем и их совершенствование. Сущность человека все более определяется совокуп­ностью наличных общественных отношений, обслужи­ванием и развитием последних. Однако при всей за­висимости от социальных отношений человек всегда был в конечном счете их творцом. Особенно велика в этом плане роль великих личностей — социальных инноваторов как в отдельных сферах общественной жизни, так и в понимании структуры общества в целом, ее проектирования и реализации. Это относит­ся не только и даже не столько к великим государ­ственным деятелям, полководцам, ученым, сколько к духовным лидерам, деятелям культуры в самом широ­ком смысле этого слова, то есть к создателям новых систем социальных ценностей (общезначимых пред­ставлений о целях, идеалах, предназначении челове­ка). Культура и социум когерентны друг другу, но ни одно из них не сводимо к другому. Культура взыскует высокого и должного, социум — массового и сущего. Между ними всегда существует определенный люфт, зазор, противоречие. Но именно потому, что человек прежде всего творец, его культурное измерение и предназначение выше совокупности господствующих общественных отношений и не сводимо к последним. Наконец, четвертым важнейшим измерением челове­ка является экзистенциальность его бытия. Она выра­жается не только в том, что человек есть постоянно рефлектирующее существо, благодаря наличию у него сознания и самосознания, но и всегда открытый и незавершенный проект с неопределенным будущим. 13 отличие от социальной свободы, за которую чело­век борется, экзистенциальная свобода дана ему из­начально и не столько как награда, сколько как тяже­лая, мучительная ноша постоянно совершать вы­бор, не делая при этом непоправимых иногда ошибок. ООП *" экзистснп.иальнои точки зрения, человек суть не что toll иное, как множество совершенных им актов выбора.

Он — хозяин своей судьбы, ответственность за кото­рую лежит прежде всего на нем самом, а не на окру­жающих его обстоятельствах. Нельзя прожить жизнь за другого, так же как никто не может прожить твою собственную, личную жизнь. Жизнь каждой личнос­ти — это собственный крест ее выбора и ответствен­ность. Основными модусами и вечными проблемами экзистенциального бытия человека являются Вера, Надежда, Страх, Отчаяние, Любовь, Ненависть, Жизнь, Смерть. Только при экзистенциальном изме­рении человек открывается и раскрывается как лич­ность. При всех остальных измерениях человек как личность остается недоступным анализу.

Неизбежной платой человека за осознание и по-лагание им себя Личностью является чувство Одино­чества, ощущаемое им во всех актах выбора, но осо­бенно в пограничных ситуациях (ситуациях между Жизнью и Смертью). Одним из главных, а по суще­ству единственным способом преодолеть или как-то смикшировать это чувство является Любовь к Друго­му. Она выражается в стремлении как-то идентифи­цировать себя с Другим, слиться с предметом своей Любви. В поисках самого надежного Другого, Чело­век часто обращается к Богу как Высшей Трансцен­дентной Личности, Силе, олицетворяющей и репре­зентирующей собой Бытие, Мир как целое.

Бытие любого человека принципиально проблем­но. Прежде всего в том смысле, что вся жизнь челове­ка есть постоянное решение проблем, причем реше­ние одних проблем возможно только за счет создания других. Беспроблемной экзистенции не бывает. Эк-зистенциональная напряженность человеческой жиз­ни состоит в необходимости постоянного структури­рования и нереструктурирования проблемного поля своего существования. (См. социальная система, ант­ропогенез, бытие, культура, личность).

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ - семейство науч­ных теорий (в физике, химии, астрономии и космоло­гии, биологи, социологии, языкознании и др. облас­тях современной науки), рассматривающих свои объекты (галактики, звезды, химические элементы и их соединения, организмы и сообщества организмов, общественные системы, культуры и цивилизации, язы­ки, моральные системы и эстетические принципы и пр.) под углом зрения их возникновения и историчес­кого развития. Начало процессу создания эволюцион­ных теорий было положено в XIX в. Ч. Лайелем в гео­логии (30-е гг.), Ч. Дарвиным в биологии, О. Контом и К. Марксом (совместно с Ф. Энгельсом) в социоло­гии (40-е — 50-е гг.) и др. В XX в. на основе объедине­ния идей релятивистской космологии и физики эле­ментарных частиц эволюционный подход был распро­странен и на объекты микро и мсгамира: Вселенная, галактики, звезды, частицы и поля, химические эле­менты. Со второй половины XX в. начинают интен­сивно разрабатываться обобщенные концепции эво­люции и самоорганизации природных, социальных и духовных систем в рамках нелинейной термодинами­ки, теории диссипативных структур, синергетики и др. Это привело к выдвижению концепций глобального эволюционизма и в конечном счете к формированию современной, существенно эволюционной научной картины мира. Несмотря на чрезвычайное разнообра­зие эволюционных концепций, как с точки зрения их предметного содержания, так и с точки зрения их ло­гического строения и используемой в них математи-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.