Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЦЕННРСТН___
уке и культуре произвела созданная Дарвином теория естественного отбора, легализовавшая понятие «цели» в биологии, по крайней мере, в смысле признания целесообразности организации живых систем. Дальнейшим шагом в этом направлении была легализация в естественных науках, благодаря кибернетике, понятия целенаправленности как характеристики поведения любых сложноорганизованных систем — будь то деятельность человека, живого организма (от бактерии до высшего позвоночного животного) или технического устройства, снабженного механизмом регулирования своего поведения по принципу обратных связей. Дальнейшая дискуссия по этим проблемам в современной философии науки привела к признанию полной научной релевантности как понятия «цели», так и всего блока телеологических понятий в применении ко всем сложноорганизованным системам любой природы. В таком более широком смысле цель понимается как конечное состояние, достигаемое поведением любой системы, которая снабжена механизмами распознавания и достижения цели, закодированными в ее структуре (простейшим случаем такого механизма является управление по принципу отрицательных обратных связей). Разумеется, это не отменяет необходимости детального эмпирического изучения подобных механизмов, которые весьма специфичны для систем различной природы. В частности, становится особенно явственной специфичность целеори-ентированной деятельности человека, в которой формирование идеальных целей и мотивов деятельности осуществляется на основе ценностных ориентации человека как личности и в существенной степени детерминировано ее мировоззренческими установками и идеалами. (См. целенаправленность, целесообразность, целостность). В.Г. Борзенков ЦЕННОСТИ — значимые универсальные цели и идеалы (нормы, стандарты) как человеческой деятельности в целом (Истина, Добро, Красота, Справедливость, Польза и др.), так и се различных видов (ценности науки, экономики, морали, политики, ис- ЧЕЛОВЕК — био-социо-культурно-экзистенциаль-ное существо. Все указанные измерения человека необходимы и достаточны, чтобы полностью задать сущность человека и выделить его из мира других элементов бытия. В биологическом плане человек представляет собой отдельный вид, возникший сравнительно поздно на траектории эволюции всего живого (по данным современной антропологии возникновение вида Homo sapiens на Земле датируется примерно 3 млн. лет назад, тогда как зарождение живого в космосе произошло около 3, 2 — 3, 5 млрд. лет назад). Для человека как биологического вида характерен свой специфический генетический код, расшифровка которого к настоящему времени практически полностью завершена. Как специфическое биологическое существо человек может существовать только в определенном интервале физико-химических условий. В ходе антропогенеза у человека сформировались такие существенные признаки, как прямая походка, развитый мозг, способность осуществлять целенаправленную деятельность, использовать язык в процессе коммуникации, вести коллективный образ жизни. В социальном плане человек оказался способным сознательно проектировать и создавать социальные системы от простейших (семья, род, община) до весьма сложных (государство, объединение государств, цивилизации, мировое сообщество), состоящих из множества высокоорганизованных подсистем (армия, экономика, политика, образование, паука, идеология и др.). Осознав преимущества социально организо- ванной жизни в борьбе за существование с другими видами, человек частично принес в жертву свою изначальную индивидуальную свободу и своеволие, ограничив их рамками соблюдения общих интересов. Начиная с определенного момента эволюции человечества, его главной заботой становится воспроизводство социальных систем и их совершенствование. Сущность человека все более определяется совокупностью наличных общественных отношений, обслуживанием и развитием последних. Однако при всей зависимости от социальных отношений человек всегда был в конечном счете их творцом. Особенно велика в этом плане роль великих личностей — социальных инноваторов как в отдельных сферах общественной жизни, так и в понимании структуры общества в целом, ее проектирования и реализации. Это относится не только и даже не столько к великим государственным деятелям, полководцам, ученым, сколько к духовным лидерам, деятелям культуры в самом широком смысле этого слова, то есть к создателям новых систем социальных ценностей (общезначимых представлений о целях, идеалах, предназначении человека). Культура и социум когерентны друг другу, но ни одно из них не сводимо к другому. Культура взыскует высокого и должного, социум — массового и сущего. Между ними всегда существует определенный люфт, зазор, противоречие. Но именно потому, что человек прежде всего творец, его культурное измерение и предназначение выше совокупности господствующих общественных отношений и не сводимо к последним. Наконец, четвертым важнейшим измерением человека является экзистенциальность его бытия. Она выражается не только в том, что человек есть постоянно рефлектирующее существо, благодаря наличию у него сознания и самосознания, но и всегда открытый и незавершенный проект с неопределенным будущим. 13 отличие от социальной свободы, за которую человек борется, экзистенциальная свобода дана ему изначально и не столько как награда, сколько как тяжелая, мучительная ноша постоянно совершать выбор, не делая при этом непоправимых иногда ошибок. ООП *" экзистснп.иальнои точки зрения, человек суть не что toll иное, как множество совершенных им актов выбора. Он — хозяин своей судьбы, ответственность за которую лежит прежде всего на нем самом, а не на окружающих его обстоятельствах. Нельзя прожить жизнь за другого, так же как никто не может прожить твою собственную, личную жизнь. Жизнь каждой личности — это собственный крест ее выбора и ответственность. Основными модусами и вечными проблемами экзистенциального бытия человека являются Вера, Надежда, Страх, Отчаяние, Любовь, Ненависть, Жизнь, Смерть. Только при экзистенциальном измерении человек открывается и раскрывается как личность. При всех остальных измерениях человек как личность остается недоступным анализу. Неизбежной платой человека за осознание и по-лагание им себя Личностью является чувство Одиночества, ощущаемое им во всех актах выбора, но особенно в пограничных ситуациях (ситуациях между Жизнью и Смертью). Одним из главных, а по существу единственным способом преодолеть или как-то смикшировать это чувство является Любовь к Другому. Она выражается в стремлении как-то идентифицировать себя с Другим, слиться с предметом своей Любви. В поисках самого надежного Другого, Человек часто обращается к Богу как Высшей Трансцендентной Личности, Силе, олицетворяющей и репрезентирующей собой Бытие, Мир как целое. Бытие любого человека принципиально проблемно. Прежде всего в том смысле, что вся жизнь человека есть постоянное решение проблем, причем решение одних проблем возможно только за счет создания других. Беспроблемной экзистенции не бывает. Эк-зистенциональная напряженность человеческой жизни состоит в необходимости постоянного структурирования и нереструктурирования проблемного поля своего существования. (См. социальная система, антропогенез, бытие, культура, личность). ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ - семейство научных теорий (в физике, химии, астрономии и космологии, биологи, социологии, языкознании и др. областях современной науки), рассматривающих свои объекты (галактики, звезды, химические элементы и их соединения, организмы и сообщества организмов, общественные системы, культуры и цивилизации, языки, моральные системы и эстетические принципы и пр.) под углом зрения их возникновения и исторического развития. Начало процессу создания эволюционных теорий было положено в XIX в. Ч. Лайелем в геологии (30-е гг.), Ч. Дарвиным в биологии, О. Контом и К. Марксом (совместно с Ф. Энгельсом) в социологии (40-е — 50-е гг.) и др. В XX в. на основе объединения идей релятивистской космологии и физики элементарных частиц эволюционный подход был распространен и на объекты микро и мсгамира: Вселенная, галактики, звезды, частицы и поля, химические элементы. Со второй половины XX в. начинают интенсивно разрабатываться обобщенные концепции эволюции и самоорганизации природных, социальных и духовных систем в рамках нелинейной термодинамики, теории диссипативных структур, синергетики и др. Это привело к выдвижению концепций глобального эволюционизма и в конечном счете к формированию современной, существенно эволюционной научной картины мира. Несмотря на чрезвычайное разнообразие эволюционных концепций, как с точки зрения их предметного содержания, так и с точки зрения их логического строения и используемой в них математи-
|