Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МЕТАФИЗИКА 7 страница
СИНЕРГЕТИКА — одна из фундаментальных теорий современной постнеклассичсской науки, изучающая поведение сложных нелинейных систем. Создателями синергетики являются И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов и др. Синергетику часто определяют как науку о самоорганизации в системах, далеких от равновесия. Системы, рассматриваемые в синергетике, должны отвечать следующим условиям: 1) нелинейность, 2) открытость (именно благодаря ей возможно внешнее воздействие, удерживающее систему вне состояния термодинамического равновесия), 3) дисси-пативность (при наличии диссипативности, рассеивании энергии, нам задано общее направление эволюции системы, позволяющей ей выйти на аттрактор — относительно устойчивое состояние). Для синергети-ческих систем Пригожиным был сформулирован универсальный принцип эволюции: в неравновесных процессах термодинамические силы всегда изменяются так, что энтропия стремится к уменьшению. При удалении системы от состояния равновесия, ее прежний аттрактор может стать неустойчивым, а в системе может появиться аттрактор с новыми свойствами, причем не один. В этом предельно неустойчивом состоянии системы происходит бифуркация — качественное изменение свойств системы при малых из- менениях ее параметров. Характерная особенность нелинейных систем и нелинейного подхода в целом — возможность множественных состояний, множественности путей развития, выбор которых в точке бифуркации сильно неравновесных (неустойчивых) систем никак не зависит от се начальных условий и прошлого опыта (они как бы «забываются»), а только от случайности (мельчайших внешних воздействий или внутренних флуктуации системы). Благодаря случайности, система выходит на новый аттрактор, новую относительно устойчивую траекторию своего развития. Такого рода фазовые переходы принципиально невозможны в линейных системах любого рода. Основная философская трудность синергетики заключается в ответе на вопрос: новые аттракторы, на которые выходит система после очередного состояния неустойчивости, есть подлинно творческий акт бытия или лишь проявление, актуализация его внутренних потенциальных возможностей, мира потенций — особого вида реальности? (См. нелинейное мышление, самоорганизация, бифуркация, индетерминизм). СИНТАКСИС — система знаков любого языка (в том числе, научных теорий) в отличие от их интерпретации. Исследование синтаксиса языка имеет большое значение при формализации научных теорий (особенно в математике и логике). При формализованном построении теорий задают множество исходных символов, правила образования из них таких последовательностей символов, которые считаются правильно построенными формулами, а также правила преобразования одних правильно построенных формул в другие (правила вывода). (См. язык, формализация, семантика, знак, значение). СИНТЕЗ — один из важных методов научного познания, состоящий в интеграции, объединении различных, часто качественно разнородных элементов (материальных или идеальных) в единую систему, единое целое. На уровне эмпирического познания формами синтетического познания являются естественные и искусственные классификации, эмпирические законы, материальные модели объектов и процессов и др. На уровне теоретического познания такими формами являются логическая систематизация знания, математические модели объектов познания, теоретические законы. Высшими формами когнитивного синтеза в науке являются научные теории, исследовательские программы, парадигмы, междисциплинарные и комплексные исследования сложных систем. В технико-технологических науках формами синтетического познания выступает создание проектов новых технических устройств и систем, машин и механизмов, строительных конструкций, новых лекарств и продуктов питания, технологических процессов и т. д. (См. синтетическое знание, продуктивное воображение, система, целое, принцип системности). СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ - совокупность синтетических суждений, то есть таких, истинность которых зависит не от их логической формы, а от их содержания, соответствие которого предмету суждения либо постулируется (синтетическое априорное знание), либо подтверждается опытным путем (например, в случае эмпирического знания, как одного из видов апостериорного синтетического знания, наиболее часто встречающегося в естествознании). Различие между синтетическим априорным и синтетическим апостериорным знанием относительно и зависит от контекста, а также от решения, принятого субъектом научного познания. Например, основные законы и принципы механики Ньютона можно рассматривать и как синтетическое априорное знание, и как синтетические апостериори. Большинство принципов и утверждений философии является обидим синтетическим априорным знанием, сконструированным философским разумом. (См. синтез, разум, творчество, аналитическое знание). СИНХРОННЫЙ АНАЛИЗ - метод познания, состоящий в выделении (фиксации или конструировании) структуры изучаемого предмета (объекта), взятого в конкретный момент (или определенный промежуток) реального исторического времени его существования с помощью вертикального временного сечения эволюции объекта. Активно используется во всех естественных и социальных науках, особенно в науках о культуре. Бинарной оппозицией данного метода является диахронный анализ. (См. диахронпый анализ, структура, структурализм). СИСТЕМА — абстрактная схема в виде множества конкретных элементов (или их абстрактных представителей) с определенным числом и видом отношений между этими элементами (структурой системы). Системой называют также любой предмет' (объект), если его можно разложить (представить, смоделировать) на определенное число элементов (подсистем) с множеством вполне конкретных отношений между ними. Необходимо помнить, что любой предмет сам по себе системой не является, системой его делает наше моделирование (репрезентация, изображение) в качестве такового. Системы бывают простыми и сложными, аддитивными и холистскими, изолированными и открытыми, одноуровневыми и многоуровневыми, статичными и динамичными, покоящимися и эволюционными и т. д. и т. п. Абстракция «системы» является одной из наиболее универсальных, эвристичных и плодотворных в познании объектов самой различной природы. (См. системный метод, принцип системности, структура). СИСТЕМНЫЙ МЕТОД — подход к предмету научного изучения как некоторой системе. Это, с одной стороны, «банальная», а с другой — очень сильная познавательная установка. Моделируя объект как систему, исследователь должен разложить его на определенное множество элементов, а также сформулировать определенное множество отношений между ними. При этом предполагается, что системная модель объекта А способна объяснить все его существенные свойства и отношения, а 'также интегральное поведение объекта А в целом, хорошо согласуясь при этом с эмпирическими данными о нем, полученными путем систематического наблюдения и эксперимента. Взгляд на изучаемый объект как систему предполагает принятие допущения о его относительной независимости от других объектов и самодостаточности с точки зре- ССО ния его функционирования как целого по присущим ему внутренним законам. Другим сильным следствием взгляда на исследуемый объект как систему является допущение о его целостности, что означает принятие гипотезы о наличии интегральных законов его поведения, не сводимых (не редуцируемых) к сумме законов функционирования его отдельных элементов. Системный подход является альтернативой, с одной стороны, элемептаристско-адлитивному моделированию объектов, а с другой — грубому холистско-телеологическо-му (в частности, религиозному) объяснению природы. Широкое применение системного метода в науке и технике стало возможным благодаря развитию общей математической теории систем, теории функций комплексного переменного, а также проверки сложных математических моделей объектов с помощью современной вычислительной математики и мощных ЭВМ. (См. метод, система, структура, принцип). СЛУЧАЙНОСТЬ— тип отношения между объектами и высказываниями, характеризуемый тем, что при наличии одного другое «может быть, а может и не быть». Второе называют случайным по отношению к первому. Таким образом, никакое событие не является случайным (равно и необходимым) само по себе (в силу своей природы), а только лишь по отношению к другому, вполне определенному типу событий или высказываний. Случайность как отношение может иметь числовое значение в интервале от 0 (невозможность) до 1 (необходимость), исключая крайние значения как характеристики качественно иных типов отношений между объектами и высказываниями. При реализации большого числа однородных случайных событий величина (степень) их случайности определяется с помощью частоты их появления при повторении одних и тех же начальных условий. Общие модели случайных отношений и количественные методы определения их степени исследуются в математической статистике и теории вероятностей. В современной науке случайность рассматривается не только как проявление необходимости, но и как равноправный с ней и даже более массовый и фундаментальный по сравнению с необходимостью тип отношений между объектами и высказываниями (и шире — информационными еди- Lea ницами). Таким образом, можно утверждать, что современная наука — «не враг, а друг случайности». (См. синергетика, квантовая механика, генетика, вероятность). СМЕРТЬ — граница, точка перехода бытия (его отдельных единиц) от одной его формы к другой. Наиболее широко термин «смерть» используется для обозначения 'точки перехода от органической (особенно животной) формы бытия к неорганической. В противоположном направлении употребление понятия «смерти» обычно считается метафорическим, иносказательным, «ненаучным» (смерть реки, планеты, земли, рукописи и т. п.). Хотя в древнем мифологическом сознании понятие «смерти», а также «рождения» использовалось как универсальная характеристика любого партикулярного бытия. (См. жизнь, бытие). СМЫСЛ — мысленное содержание любого выражения в отличие от обозначаемого этим выражением предмета (денотата). Усвоить смысл некоторого выражения, значит понять ту конкретную информацию о некотором предмете, которую это выражение представляет. Например, выражения «создатель частной теории относительности» и «создатель общей теории относительности» обозначает одного и того же ученого — А. Эйнштейна, но сообщают о нем разную информацию, то есть имеют разный смысл. Разработкой теорий смысла занимается специальная дисциплина — семантика. (См. денотат, значение, синтаксис, понимание). СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ — написание или опубликование литературных, художественных и научных произведений, научных открытий, осуществление исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионных передач, подача заявки на получение правовой охраны изобретений, промышленных образцов, 'товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности. (См. интеллектуальная собственность). 230 Г.В. Бромберг СОЗНАНИЕ — теоретический конструкт философии для обозначения внутреннего мира «Я», идеальной психической деятельности трансцендентального субъекта, его форм, структуры и продуктов. Сознание и его продукты (переживания, аффекты, эмоции, ощущения, восприятия, мысли, концепции, теории и т. д.) есть порождение деятельности самосознания Я, отнесение всего внешнего и внутреннего опыта Я к самому себе как некоему организующему центру и «точке отсчета». Сознание не есть «чистая доска» в абсолютном смысле, о'но имеет внутреннюю структуру, строение, функции, имеющие априорный характер по отношению к любому возможному опыту как содержанию сознания. Одним словом, сознание изначально всегда структурировано, бесструктурного сознания нет, и не может быть по определению. На изначальную структурированность сознания указывали многие философы, но с особой силой это акцентировали Платон, Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель, Гуссерль, Фрейд и др. Так, Кант развивал идеи об априорных формах чувственности (пространство, время), рассудка (категории) и разума (антиномии и категорические императивы). После Канта стало невозможно говорить о «чистом» объективном знании (в том числе и в науке), а только о том, что всякое знание имеет субъектно-объектную природу. При этом, поскольку материальное, объективное бытие («вещь в себе») и сознание имеют собственную, отличающуюся друг от друга природу, во взаимодействии между ними существует определенное онтологическое напряжение. Преодоление имеющегося между ними «люфта» и «зазора» требует участия когнитивной воли субъекта познания, направленной на достижение согласия, тождества между бытием и сознанием. В силу отсутствия автоматического тождества между содержанием сознания и бытия, исследователь вынужден всегда рисковать, принимая определенное решение (оказывающееся иногда ошибочным) о существовании такого тождества и его мерс (проблема Истины). Принятие подобных решений, особенно в существенных вопросах, имеет своим источником когнитивное мужество Я. Основными подсистемами сознания являются познавательная и ценностная, а его главными уровнями: бессознательное, чувственное, рациональное сознание и сверхсознание как его высший синтез. (См. психика, Я, не-Я, бытие). СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ответственность отдельного ученого и научного сообщества перед обществом. Первостепенное значение при этом имеет безопасность применения тех технологий, которые создаются на основе достижений науки, предотвращение или минимизация возможных негативных последствий их применения, обеспечение безопасного как для испытуемых, так и для остального населения и для окружающей среды проведения исследований. Наряду с этим понятие социальной ответственности включает проведение исследований и экспертиз, направленных на решение стоящих перед обществом проблем. (См. этос науки, этика науки, профессиональная ответственность ученого). Б.Г. Юдин СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - область науковедения и философии науки, предметом исследования которой является поведение отдельных ученых, а также функционирование научных коллективов различной мощности и направленности (научные группы, научные школы, лаборатории, междисциплинарные коллективы, научные кафедры и институты). В ходе таких исследований акцент делается на изучение мотивации деятельности отдельных ученых и коллективов, ролевых функций ученых и оптимального сочетания набора этих ролей в успешно действующих коллективах, специфика и формы управления научными коллективами, необходимые условия создания благоприятной творческой атмосферы, психологические факторы, влияющие на продуктивность и эффективность научной работы, меры по стимулированию творческой деятельности, способы выявления и отбора молодежи с высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, типы научных конфликтов и способы их разрешения и др. (См. Ii2 психология науки, научная деятельность). СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - общество в целом или любая его часть, функционирование которой регули-руется определенными целями, ценностями и правилами. Закономерности функционирования социальных систем любого вида являются предметом изучения такой науки, как социология. (См. общество, система, культура, ценности). СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ - комплекс дисциплин, изучающих структуру, функционирование и динамику социальных систем (социальных общностей) различной мощности. В отличие от общественных наук социальные науки акцентируют свое внимание не просто на общей структуре общества и его различных подсистемах («сферах»), а на субъектах этих подсистем, организованных в определенные социальные общности. В силу потенциально бесконечного числа социальных срезов и аспектов социума множество социальных наук сегодня достаточно велико и постоянно продолжает расти (от теории этносов, наций и геополитики до педагогики, социальной медицины, социальной экологии и урбанистики). Основные категории социальных наук: социальная система, социальный субъект, субъективное и объективное, личность и коллектив, социальные нормы, социальные инновации, социальная функция и др. (См. общественные науки, социальная система, социология). СОЦИАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР- категория когнитивной социологии науки, введенная М. Малкеем и Дж. Гилбертом для обозначения социальной составляющей дискуссии (переговоров) между членами профессионального сообщества по оценке степени приемлемости научной гипотезы или теории. Сюда входят приверженность участников переговоров определенным научным традициям, принадлежность тем или иным научным школам, влияние научных авторитетов и их экспертные заключения, борьба за приоритеты, славу, признание, финансирование, прагматистская и идеологическая аргументация и т. д. Социальный репертуар научных переговоров сплетен с эмпирическим репертуаром в одно целое и их часто трудно отделить друг от друга. Особую трудность в достижении согласия с.6п (консенсуса) между участниками переговоров (когнитивных коммуникаций) о приемлемости той или иной научной гипотезы и теории представляет открытый, конструктивный и динамичный характер позиций самих участников в формировании содержания как социального, так и эмпирического репертуара. Как показывают история науки и современная практика научного познания, участники переговоров часто меняют свои позиции на прямо противоположные (с отрицательной в отношении приемлемости какой-нибудь гипотезы на положительную и наоборот). (Эмпирический репертуар, научный консенсус). СОЦИОБИОЛОГИЯ — в широком смысле — исследование биологических основ всякого социального поведения (как в живой природе, так и в человеческом обществе). В более специальном смысле — исследование генетически-популяционных механизмов формирования эгоистических и альтруистических форм поведения в живой природе на основе различных типов естественного отбора. (См. биология, генетика, природа, общество). В.Г. Борзенков СОЦИОЛОГИЯ — 1) синоним термина «социальные науки»; 2) исследование любых социальных систем конкретно-научными методами (наблюдение, анкетирование, социальное измерение, социальное моделирование, социальный эксперимент и т. д.). В современной философии науки термин «социология» используется, как правило, только во втором значении. Существует большое множество социологических дисциплин, отличающихся прежде всего своими предметами — специфическими социальными системами. (См. социальная система, социальные науки, общество). СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ - область социологических исследований, изучающих науку. Предметом изучения социологии науки выступают как внутренние отношения между учеными, обеспечивающие функционирование и развитие науки, так и взаимоотношения науки с другими институтами современного об- щества. Социология науки исследует существующие между учеными взаимоотношения, вопросы о том, каким образом люди становятся учеными, что заставляет их поддерживать нормы поведения, принятые в научном сообществе. Как и любая социологическая дисциплина, социология науки является ветвью социологии, должна вносить свой вклад в развитие социологического знания в целом, имеет свою понятийную базу и свои методы исследования. (См. когнитивная социология науки, научная деятельность). Э.М. Мирский СРАВНЕНИЕ —.-эмпирическая процедура, устанавливающая тождество (сходство) или различие исследуемых пар объектов, явлений и т. п. С принципиальной точки зрения (в общеметодологическом плане) сравнивать между собой можно любые мысленные объекты, но при условии, что сравнение производится по какому-либо точно выделенному в них признаку, свойству, отношению, т. е. в рамках заданного интервала абстракции. Ф.В. Лазарев СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАУКА - характерные черты средневековой мысли, такие как схоластическое теоретизирование, гермстизм, символизм, архаизм, авторитаризм, консерватизм, традиционализм, рстроспск-тивность, дидактизм, талмудизм, телеологизм, универсализм, созерцательность, квалитативизм, мистицизм, эссенциализм, фундаментализм, исключили возможность удовлетворяющего высоким гносеологическим ценностям знания в принципе. Верно отметил в свое время Кондорсе, что в Средневековье положение принималось не потому, что оно было истинным, но потому что оно было написано в такой-то книге и было принято в такой-то стране и с такого-то века. Таким образом, авторитет людей и священных текстов заменял всюду авторитет разума. Книги изучались гораздо более природы и воззрения древних лучше, чем явления Вселенной. (См. исторические формы науки, история науки). В.В. Ильин СТРУКТУРА — множество отношений между элементами системы, которые обычно описываются в виде некоторых функций. Структура, как правило, представляет собой относительно самостоятельный и независимый от конкретного содержания элементов блок системы. Поэтому структуры Moiyr конструироваться и исследоваться в виде самостоятельного предмета. Именно такой подход реализуется в современной математике, которую часто называют наукой об абстрактных структурах разных типов (Н. Бурбаки и др.). (См. система, математика, форма). СТРУКТУРА НАУКИ — различные аспекты и подсистемы науки: 1) множество ее фундаментальных аспектов: наука как знание, как познавательная деятельность, как социальный институт, как инновационная деятельность, как социокультурная подсистема; 2) множество единиц, видов и уровней научного знания: факт, научный закон, теория, метатеория, дисциплина, область знания, тип знания, эмпирический и теоретический уровни, исторические и социокультурные таксоны науки и т. п.; 3) множество социально-институциональных и организационных форм осуществления научной деятельности: лаборатория, кафедра, институт, академия, проблемная группа, дисциплинарное научное общество, «невидимый колледж», национальное сообщество, государственный сектор науки, гражданский сектор науки, научный парк, технополис, международное научное сообщество и т. п.; 4) множество научных инноваций: проблема, идея, теория, проект, модель, полезная модель, разработка, прибор, система единиц и стандартов, технология и т. п.; 5) множество социокультурных функций: информационная, мировоззренческая, проективная, прогнозная, оценочная, практическая и др. (См. наука, научная деятельность) СТРУКТУРАЛИЗМ — методологическая парадигма естественно-научного и гуманитарного познания, считающая главной целью пауки нахождение такой со- вокупности базовых свойств, отношений и законов изучаемой предметной области, которые не зависят ни от конкретного содержания (значения) се элементов, ни от их изменения с течением времени. Структуралистская парадигма противостоит исторической парадигме1, акцентирующей исследовательское внимание на изучении изменения предмета, его реальной истории. Тогда как концептуальным ядром историцизма является тезис: «сущность объекта формируется в процессе его истории», структурализм исходит из наличной данности структуры (она либо есть, либо ее нет) и ее инвариантности (неизменности, постоянства) во времени. (См. системно-структурный метод, неизменность). СТРУКТУРНОСТЬ — наличие или конструирование в изучаемом предмете определенных подсистем, между которыми фиксируется или вводится вертикальная иерархия по степени подчиненности или субординации подсистем. В таком случае говорят о структурности или уровневом строении исследуемого объекта, процесса, системы. (См. система, принцип системности). СУБСТАНЦИЯ — категория философии и науки для обозначения основы всего бытия, фундаментального вида реальности, который обусловливает все другие ее виды, законы их функционирования и развития. Поскольку в силу бимодальное™ мышления его первые различения всегда имеют характер бинарных оппозиций, постольку в качестве логически возможных вариантов могли быть названы только либо материальная субстанция (материя), либо духовная субстанция (Бог, объективный разум, самосознание Космоса). Те из философов, кто принял и развивал в своих построениях в качестве субстанции бытия материю (в том или ином конкретном се истолковании), получили в истории философии название материалистов. Сторонники понимания субстанции как духовно мысленной основы бытия получили название идеалистов. В том и в другом случае субстанция понимается как самодостаточный вид бытия, независящий в своем существовании и функционировании от других его видов. (См. бытие, материя, сознание). to/ СУБСТРАТ — категория философии и науки, обозначающая тот фундаментальный вид содержания материальных объектов, к которому в принципе можно свести все многообразное по видимости содержание различных объектов (атомы Демокрита, вода Фалеса, огонь Гераклита, энергия Оствальда, элементарные частицы современной физики, плазма современной физики и Космологии и т. д.). (См. материя, субстанция, редукционизм). СУБЪЕКТ — деятельное существо, обладающее сознанием, свободой выбора, волей и способное принимать решения в условиях неполной определенности; бинарная оппозиция понятию «объект». (См. сознание, Я, деятельность). СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - носитель системы научного знания, обладающий способностями адекватного усвоения и воспроизводства накопленного в обществе научного знания и обеспечения приращения имеющейся системы знания новым научным знанием. В понимании субъекта научного познания существуют три распространенных концепции: 1) объек-тивно-трансценденталистская, 2) субъективно-транс-ценденталистская, 3) эмииристская. Согласно первой, субъектом научного познания выступает некий безличностный, субстанциональный, объективный разум (душа Платона, Абсолютная идея Гегеля и др.). При таком понимании субъект научного познания самосозерцает себя или конструирует свое содержание в соответствии с некими объективными законами своего развития. Потенциально он обладает всей полнотой истинного содержания бытия во всех его возможных аспектах и дело лишь в последовательности и времени развертки этого содержания. При таком подходе реальные эмпирические субъекты (ученые) — лишь орудие, средство объективной логики развития Абсолютного разума, его, так сказать, «подмастерья». Согласно второй, субъективно-трансценденталистской концепции (Декарт, Кант и др.), субъектом научного познания в эпистемологии выступает отдельная, но обоб- nng щенная и идеализированная личность, обладающая аб- cia солютными разрешающими способностями чувственно- го и рационального познания. Так понимаемый субъект научного познания также не может ошибаться в принципе. Для трансцендентального субъекта познания любой предмет всегда прозрачен, и дело лишь в соблюдении условий правильного применения к нему истинного метода познания (интуиции, дедукции — Декарт, индукции — Бэкон или априорных форм созерцания и рассудка — Кант). Как и в первом случае, эпистемология, где субъектом научного познания выступает трансцендентальный субъект, гарантирует возможность получения необходимо-истинного и всеобщего знания. А как же быть с реальной наукой и реальными учеными, которые выдвигают альтернативные гипотезы, спорят о приоритетах, ошибаются, получают признание и терпят поражения? Все это объясняется несовершенством природы эмпирических субъектов научного познания по отношению к их идеальной модели — трансцендентальному субъекту. Третья распространенная позиция в понимании субъекта научного познания — эмпирист-ская, согласно которой реальную науку делают конкретные отдельные личности, обладающие нормальными разрешающими способностями чувств и мышления, пытающиеся отгадать законы и структуру действительности через выдвижение и проверку многочисленных гипотез (предположений), часть из которых эту проверку выдерживает и становится еще одним «зерном» добываемой наукой Истины. Сильной стороной последней концепции является обращение к реальной истории и практике науки, действующие ученые в которой считаются суверенными и самодостаточными субъектами, а не выразителями воли своих трансцендентальных двойников-кукловодов. И тем менее, и эмпиристская концепция субъекта научного познания имеет один существенный недостаток — асоциальность в его понимании и трактовке, то, что может быть названо «гносеологической робинзонадой». Правда, асоциальность в трактовке субъекта научного познания присуща и первым двум из рассмотренных выше позиций. В отличие от трансцендентализма и эмпиризма современная философия науки в трактовке субъекта научного познания исходит из принципиально социальной его природы и характера. Это означает не только то, что ре- действующие в определенных исторических рамках и опирающиеся на накопленный их предшественниками уровень научных знаний, который направляет их собственные исследования. Главное, что в науке по самой ее сути как открЕЛ'ой инновационной системы, сам процесс выдвижения, обоснования и оценки когнитивных инноваций носит коллективный, социальный характер. Поэтому в подавляющем большинстве случаев субъектом научного познания выступает не отдельный, пусть и социализированный индивид, а научный коллектив, научный социум тех или иных размеров (исследовательская группа, лаборатория, «невидимый колледж», профессиональное дисциплинарное сообщество, научный институт, научная школа). Наука как целое не представляет собой что-то монолитное, единое и самопознающее. И научное сообщество в целом не является субъектом научного познания, так как не обладает свободой выбора в принятии когнитивных решений. Оно представляет собой разнородное множество взаимодействующих между собой субъектов научного познания различной мощности и направленности. Из социальной природы субъекта научного познания вытекает, что исходной базовой моделью научного познания должна быть не бинарная система «объект — субъект», а тернарная система:
|