Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТАФИЗИКА 6 страница






Наиболее абстрактная формулировка понятия пространства дается в математике.

В математике пространство определяется как мно­жество объектов, которые называются его точками; при этом по определению вводятся какие-либо отно­шения между точками; эти отношения определяют геометрию пространства. Так, например, метрическое пространство — это множество точек, на котором введена метрика, т. е. задано правило определения расстояния между двумя любыми точками множества ЧПО (ЛРИМСРЫ метрических пространств: числовая прямая, lUu евклидово пространство любого числа измерений).

Исторически первым математическим пространством является евклидово трехмерное пространство. В ма­тематике введены такие виды пространств, как евк­лидово многомерное пространство, пространство Ло­бачевского, Риманово пространство, гильбертово про­странство, векторное, функциональное, метрическое, топологическое и др.

Предполагается, что математическое пространство безразлично к природе элементов. Это позволяет ис­пользовать его в различных областях науки — в физи­ке, химии, биологии, психологии, истории, комплекс­ных исследованиях и т. д. При этом точка множества, представляющего пространство, получает содержатель­ную предметную интерпретацию в соответствии с ис­следуемой проблемой. Известно, что в теории относи­тельности точки четырехмерного многообразия интер­претируются как физические события.

В науке широко используется метод фазового про­странства некоторой системы (например, физической, биологической, социологической...). Фазовое простран­ство системы — это совокупность всех ее возможных состояний, которые рассматриваются при этом как точ­ки этого пространства. Какие математические простран­ства оказываются эффективными в тех или иных науч­ных исследованиях, — определяется их спецификой. (См. математика, физика, теория относительности).

В.П. Казарян

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (протоколы) -

множество единичных (по логической форме) выска­зываний о наблюдаемых данных, полученных в ходе не­посредственного или косвенного наблюдения (как пра­вило, с помощью научных приборов) над объективны­ми (естественными или искусственно созданными в эксперименте) явлениями и процессами. Являются ис­ходным пунктом эмпирического знания объективной реальности и служат непосредственной основой при выдвижении объясняющих их эмпирических гипотез и теорий, а 'также проверки истинности последних. В раз­витой науке не существует «чистых» протокольных предложений, никак не зависящих от какой-либо те­ории. (См. эмпирическое знание, прибор, эксперимент). 209

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ -

ответственность ученого перед научным сообществом за качество проводимых им исследований и получае­мых результатов, за добросовестное выполнение дру­гих профессиональных ролей, за сохранение ценнос­тей сообщества. (См. этос науки, этика науки, науч­ный консенсус).

Б.Г. Юдин

ПРОЦЕСС НОВОВВЕДЕНИЯ - последователь­ность, включающая в себя фундаментальную науку, прикладные исследования, разработки, маркетинг, серийное производство и сбыт нового вида продукции или аналогичная последовательность создания и при­менения новой технологии и изготовления изделий. Процесс может включать все перечисленные стадии или только часть их, выступая в сокращенном, урезан­ном виде. (См. инновационная деятельность, изобре­тения, технология).

Л.Н. Авдулов

ПСИХИКА — внутренний мир субъекта (мир его желаний, эмоций, установок, целей, ценностей, ощу­щений, восприятий, мышления, характера, типа лич­ности), доступный эмпирическому исследованию. Психика является бытийной (внешней) проекцией сознания, тогда как последнее может быть рассмотре­но в качестве се теоретического представления или модели. Содержание психики формируется двояким образом: 1) за счет взаимодействия субъекта с внешним миром и последующего присвоения («интериориза-ции») содержания последнего с помощью определен­ных познавательных средств (ощущений, восприятия, наблюдения, моделирования, обобщения и т. д.); 2) за счет конкретизации априорных структур сознания субъек­та всех уровней (бессознательного, сознательного, надсознателыюго) и блоков (когнитивного и ценнос­тного). Хотя объективная реальность является (посту­лируется) независимой от сознания, образ этой реаль­ности, се видение в существенной степени зависит не только от содержания объективной реальности, но и от фундаментальных структур и конструктивных воз- можностей сознания субъекта. Любой результат внеш-

него опыта познания по нсооходимости суоъект-объектен. Истолкование психики только как интери-оризации предметной деятельности субъекта являет­ся слишком большим ее упрощением и основано на рационалистическом понимании субъекта. Такое по­нимание предполагает: 1) возможность полного абст­рагирования от значительного объема неявного, латен­тного знания, всегда присутствующего у познающего субъекта и существенно влияющего на его восприя­тие объекта; 2) возможность полного абстрагирова­ния от бессознательной сферы психики, являющейся важнейшей дстерминантой многих поведенческих актов субъекта и его поступков; 3) возможность пол­ного абстрагирования от экзистенциальной природы человека, полностью сводя его существование к целе­сообразным действиям. В отличие от структурной интерпретации, при деятельностной интерпретации психики (особенно в ее интериоризационном вариан­те) человек неминуемо редуцируется к полностью детерминированной социальной системе. (См. созна­ние, деятельность, субъект, объект).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - комплекс дис­циплин о психике и психической деятельности, об их структуре, механизмах и способах функционирова­ния. Важнейшими шагами в развитии теоретической и экспериментальной психологии явились: 1) выде­ление в структуре психики личности и коллектива на­ряду с сознательным (осознаваемым) уровнем бессоз­нательного се уровня; 2) установление функциональ­ной связи физиологической деятельности мозга с психическими актами личности и ее поведением; 3) интерпретация происхождения психической дея­тельности как результата интериоризации предмет­ной деятельности человека, а его поведения как ори­ентировочной деятельности. В современной психоло­гии сосуществуют три основных парадигмы: 1) структуралистская; 2) бихевиористская; 3) деятель-ностнпя. За последние десятилетия получили интен­сивное развитие такие психологические направления как социальная психология, инженерная психология и психология науки. (См. психика, сознание, бессоз­нательное, психология науки).

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической деятельно­сти (см. психика, психологические науки).

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - одна из новых психоло­гических дисциплин, имеющих пограничный характер с философией науки, когнитологией и науковедением. Предметом ее исследования является изучение науч­ной деятельности, как отдельных ученых, так и науч­ных коллективов психологическими методами (тесты, статистический, биографический и социологический методы). Уже в конце XIX — начале XX в. намечаются попытки ввести в психологическую науку новый объект эмпирических исследований — личность ученого в се обусловленности биологическими и социальными факторами. (Ф. Гальтон, В. Оствальд, А.А. Потсбня, П.К. Энгельмейер, Ж. Адамар и др.). Одна из централь­ных проблем психологии науки — анализ процесса на­учного творчества, изучение тех качеств ученых и не­обходимых условий, наличие которых делает человека науки способным сделать вызов устоявшимся представ­лениям и принципам и отстаивать новые взгляды. Од­ной из прикладных задач психологии науки, имеющих огромное социальное и практическое значение, явля­ется нахождение средств раннего распознавания лю­дей с творческими задатками ученого, методик разви­тия этих способностей, разработка типологий характе­рологических особенностей ученых для оптимальной ориентации научной молодежи на наиболее подходя­щие для них виды научной деятельности и отрасли науки. Огромное значение в механизме творческой деятельности ученого имеет ее мотивация. Именно мотивы побуждают конкретного ученого к направлен­ной и напряженной деятельности. Анализ этой моти­вации свидетельствует о ее сложной иерархической структуре, задания в каждом конкретном случае спе­цифической конфигурации соотношения внутренней и внешней мотивации. Мотивация же любого поведе­ния, в том числе и когнитивного, существенно связана со всей структурой личности, где познавательные спо­собности и продуктивное воображение играют необ­ходимую, но отнюдь не достаточную, а часто даже и не определяющую роль в творческих достижениях ученого. Огромное значение играют сила воли, целе-

устремленность, смелость, лабильность, способность рисковать и принимать на себя всю полноту ответ­ственности за предлагаемые решения, ориентация на большие и социально-значимые ценности и др. Совре­менная психология науки все больше убеждается в том, что науку «делают» не просто умные, знающие люди, а смелые творческие личности, нонконформи­сты, не любящие и не терпящие стереотипные формы поведения. Дивсргентность, оригинальность мышле­ния, свободолюбие, самоутверждение, стремление к необычным решениям трактуются сегодня как самые драгоценные свойства творческой личности в любой сфере деятельности. Не отрицая огромного влияния на творческую деятельность отдельных ученых и на­учных коллективов накопленного предметно-логичес­кого содержания науки, объективной логики ее раз­вития и социально-культурной природы, психология науки делает сознательный акцент на интеллектуаль-но-мотивационной сфере научного познания и творя­щих науку личностей. (См. научная деятельность, на­учное открытие, научный консенсус).

РАВНОВЕСИЕ (БАЛАНС) - одна из фундаменталь­ных категорий и установок сознания и познания, исхо­дящая из идеи целостности в мире, условности (относи­тельности) приписывания ему различных противополож­ных характеристик, необходимого их взаимопогашения в рамках целого. Различают статическое равновесие и динамическое. Наиболее ярким выражением существо­вания баланса в природе являются сформулированные наукой (и, прежде всего, физикой) многочисленные законы сохранения. (См. симметрия, сохранение, по­стоянство, гармония).

РАЗВИТИЕ — эволюция, имеющая своим резуль­татом качественные изменения процесса, предмета, явления. Как правило, сопровождается столкнове­ниями противоположных интенций объекта, име­ющих как внутренний, так и внешний характер. Развитие бывает различных типов: прогрессивное, регрессивное, цикличное, антагонистическое, коо­перативное и др. Развитие — это, как правило, эволюционный процесс, происходящий с относитель­но большой по человеческим меркам скоростью. Осо­бенно бол ели о е значение изучение процессов разви­тия и его закономерностей имеет для геологических, биологических, педагогических, психологических и социальных наук, предметы изучения которых претер­певают ряд качественных изменений за относительно короткое время. (См. эволюция, изменение, прогресс).

РАЗВИТИЕ НАУКИ — качественное изменение со временем всех структурных компонентов науки (со­держания научного знания, целей и средств научной деятельности, форм организации науки, взаимосвя­зи науки и общества). В эволюции содержания науч­ного знания происходит не только накопление ново­го знания, но и отрицание истинности старого (ари­стотелевская и ньютоновская физика, классическая и неклассическая физика и т. п.). Качественно меня­ются цели и средства научной деятельности (наблю­дательно-умозрительный характер античной науки и экспериментально-математический характер науки Нового времени). От прежней элитарной познава­тельной деятельности с соответствующими прими­тивными коммуникациями современная наука отли­чается индустриальным характером производства нового знания в большом объеме. Из познания ради истины современная наука превратилась в мощное средство усиления технической мощи человечества, обслуживания потребностей инновационной эконо­мики и повседневной жизни огромного числа людей. Неоднозначный характер зависимости науки от об­щества получил свое выражение в существовании диаметрально противоположных моделей развития науки. (См. исторические формы науки, интерна-лизм, экстернализм).

РАЗРАБОТКИ — проектирование, изготовление и испытание опытных образцов изделий, внесение кор­ректив по результатам испытаний и выполнение всех прочих действий, предшествующих серийному про­изводству и с биту продукции. (См. исследования, на­учная деятельность, инновационная деятельность).

А.Н. Авдулов

РАЗУМ— сфера сознания, ориентированная на конструирование мира идеальных объектов (мира должного) для любых сфер человеческой деятельно­сти. Одним из оснований деятельности разума выс­тупают результаты рассудочной сферы сознания. В об­ласти мировоззрения одной из имманентных форм деятельности разума выступает философия. (См. со­знание, рассудок, познание, творчество). 215

РАССКАЗ (story) — категория структурной линг­вистики и общего литературоведения, используемая в постмодернистской философии науки как наиболее адекватная языковая характеристика научных теорий. С точки зрения структуралистов и постмодернистов любой значительный по объему дискурс всегда осмыс­ленно может быть построен в структурном отношении только как рассказ, то есть как языковая структура, состоящая из завязки, сюжета и финала (развязки). При этом действующими лицами рассказа могут быть как органические, так и неорганические сущности (в физике, например, это взаимодействующие мате­риальные частицы, атомы, заряды, элементарные ча­стицы), которые притягиваются, отталкиваются, вза­имно превращаются друг в друга, теряют энергию, приобретают се и т. д. и т. п.). С точки зрения постмо­дернистов, понимание структуры научных теорий как рассказов более адекватно их сущности, человеческо­му происхождению и предназначению, нежели пози­тивистское их истолкование как чисто объективных дедуктивно-аксиоматических структур. Структура и язык научных теорий, будучи человеческими творе­ниями, не могут не быть антропоморфными и мета­форическими по самой своей природе. Более того, только в таком виде они могут быть наиболее адекват­но поняты и осмыслены не только «людьми с улицы», но и самими учеными. В плане структурной организа­ции своего дискурса наука по существу ничем не от­личается от других видов дискурса (литературы, обы­денной речи и даже мифологии). Отличие лишь в сте­пени точности и верифицируемое™ указанных видов дискурса. (См. пастиш, постмодернистская философия науки, текст, контекст).

РАССУДОК — сфера сознания, ориентированная на систематизацию и понятийное моделирование ре­зультатов персептивного (чувственного) познания бытия. Основными средствами такого моделирования являются законы и правила (формальной) логики. (См. сознание, познание, логика, мышление).

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — тип мышления (и соответ­ствующего ему продукта — рационального знания),

обладающего следующими необходимыми свойства­ми: 1) языковая выразимость (дискурсивность); 2) оп­ределенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их значения и смысла; 3) системность (наличие координационных и субор­динационных связей между понятиями и суждения­ми, характеризующих некоторую предметную об­ласть); 4) обоснованность (существование логических связей между суждениями); 5) открытость для внут­ренней и внешней критики оснований, средств и ре­зультатов мышления; 6)" рефлективность (самоуправ­ляемость процесса мышления); 7) способность к изме­нению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт. (См. мышление, язык, наука).

РЕАЛЬНОСТЬ — бытие с точки зрения его данно­сти человеку; границы реальности всегда относитель­ны, подвижны, историчны и определяются практичес­кими, социальными, когнитивными интересами и средствами. Реальность дикаря существенно отлича­ется от реальности цивилизационного человека, а реальность античного человека от реальности средне­векового человека. Различают религиозную, художе­ственную и научную реальность, а в рамках науки ма­тематическую, физическую, биологическую, соци­альную и др.

РЕГИОН НАУКИ — территория, в экополитике ко­торой главную роль играют исследовательские цент­ры, разрабатывающие новые наукоемкие технологии и производства, основанные на применении этих тех­нологий. (См. управление наукой).

А.Н. А вдуло в

РЕДУКЦИОНИЗМ — одна из общих исследова­тельских стратегий по обеспечению синтеза научного знания. Имеет свои философские основания в идее единства и одновременно субординации всех процес­сов и явлений действительности. Редукционистская стратегия лежит в самой основе зарождения и функ­ционирования науки как системы доказательного зна­ния, сущность которой составляет логическое своде-

ние одних истинных утверждений определенной пред­метной области к другим ее истинным утверждениям (аксиомы, принципы и законы). Первым триумфом ре­дукционистской стратегии в науке было построение древнегреческими мыслителями доказательной систе­мы геометрии, где подавляющее большинство извест­ных, но разрозненных до этого геометрических поло­жений были сведены к относительно небольшому числу уже далее несводимых исходных положений (аксиом). В системе геометрии Эвклида в основу всей геометрии было положено только пять геометричес­ких аксиом. Впоследствии редукционистская страте­гия доказала свою осуществимость и эффективность и при построении других научных теорий (механики, астрономии, физики и др.). Редукционистская страте­гия лежала в основе построения и самой философии как рационально-теоретической формы мировоззре­ния. Более того, начиная с Античности, были предпри­няты такие поражающие сегодня воображение свои­ми масштабами и смелостью проекты, как редукцио­нистское объединение всего знания. В качестве аксиоматики таких универсальных систем знания предлагались сначала различные философские систе­мы, а затем (в Средние века) и религиозно-философ­ские. Однако, как показывает опыт развития науки, редукционистская стратегия, несмотря на свою изве­стную эффективность, имеет определенные пределы, которые, правда, априорно (заранее) невозможно предсказать. Так, оказалось, невозможно принципи­ально свести, несмотря на огромные усилия логицис-тов, арифметику к логике. Редукционистский принцип соответствия, основанный на требовании сведения старой теории к повой, ее сменяющей, также выпол­няется лишь приблизительно. Столь же приблизитель­но или, по крайней мере, частично возможно сведе­ние химии к физике, или биологии к физике и химии и т. п. Существуют две познавательные установки, аль­тернативные редукционистской. Первая — радикаль­ный антиредукционизм, основанный на философской идее неповторимости и уникальности каждого явле­ния и процесса действительности. В значительной _.. мере она используется в историческом и гуманитар-< -1В ном познании (в «науках о духе»), а также в художе-

ственном и экзистенциальном переживании реально­сти. Вторая — умеренный антиредукционизм, осно­ванный на одновременной фиксации единства и ка­чественного разнообразия как предметной, так и ког­нитивной реальности. Теоретическим выражением умеренного антиредукционизма является идея холист-ского, системного, уровнего моделирования объектов, сфер и аспектов реальности. В современном научном познании используются обе описанные выше иссле­довательские стратегии. Границы эвристичности и эф­фективности каждой из них могут быть оправданы только задним числом, их практической полезностью в каждом конкретном случае. (См. наука, научная де­ятельность, синтез).

РЕДУКЦИОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - утвержде­ния о частичном тождестве значений терминов тео­рий различной степени общности (например, арифме­тики натуральных чисел и арифметики действитель­ных чисел), или различных уровней знания в рамках одной науки (например, эмпирического и теоретичес­кого ее уровней). Случай частичной идентификации значений терминов эмпирического и теоретического уровней научного знания называется эмпирической интерпретацией теории. Хотя редукционные предло­жения и имеют синтаксическую форму «А есть В», они по своей логической сути являются не суждениями, а определениями (конвенциями о возможном тождестве значений разных терминов), поэтому к ним не приме­нима характеристика истинности или ложности. По­лезность и правильность тех или иных редукционных предложений устанавливается лишь «задним числом», т. е. когда следствия теоретической системы, допол­ненной определенными редукционными предложени­ями, хорошо согласуются с результатами наблюдения и эксперимента. (См. интерпретация, научная теория, определение).

РЕЛЯТИВИЗМ— философская позиция, основу которой составляет абсолютизация релятивного в дей­ствительности и познании (Гераклит, Кратил, Соло­мон, иррационалистические и субъективистские кон-цепции). Суть релятивизма как мировоззренческой tlu

установки выражается формулой: «Все относительно». Различают онтологический, гносеологический, мораль­ный, эстетический, политический и экзистенциальный релятивизм («Все едино»). Пафос релятивизма — борь­ба с догматизмом, авторитаризмом, тоталитаризмом путем акцентирования самоценности уникального, неповторимого, единичного, индивидуального, равно­ценности всех моментов и проекций бытия. Однако, позиция релятивизма уязвима и в целом, и в частно­стях. В целом она логически противоречива, ибо само утверждение «Все относительно» либо относительно, либо абсолютно. Если оно само относительно, то оно возможно истинно, а возможно ложно; если же оно абсолютно, то оно ложно абсолютно, так как отрицает само себя. Несостоятельность релятивизма, в частно­сти, состоит в ссылках его представителей на современ­ную науку (теорию относительности, квантовую меха­нику, альтернативные теории в различных науках и др.). Это можно отнести прежде всего за счет некомпетен­тности авторов таких ссылок, ибо в любой научной теории нечто является относительным всегда только по отношению к чему-то, принятому за абсолютное. (См. абсолют, инварианты, релятивность, иррационализм).

РЕЛЯТИВНОСТЬ — относительность, бинарная оп­позиция понятию «абсолютность». Под «относитель­ностью» имеют в виду изменяемость значения какого-либо свойства, состояния, характеристики в зависи­мости от определенных обстоятельств, а также понимание самих характеристик объектов, предметов, процессов как отношений между двумя или несколь­кими переменными («большой», «маленький», «высо­кий», «низкий», «правый», «левый», «истинный», «ложный», «научный», «ненаучный и т. д. и т. п.). Большой философский резонанс идея «релятивности» получила в связи с созданием теории относительнос­ти в физике, согласно которой характеристики опре­деленного пространственного интервала (например, длины отрезка) или временного интервала (промежут­ка времени) являются не абсолютными, а относитель­ными и всегда требуют указания соответствующей „_. системы отсчета, только по отношению к которой они ССЛ имеют свое значение. А поскольку привилегирован-

ной, абсолютной системы отсчета с физической точ­ки зрения не существует (в силу операциональных соображений), постольку любые характеристики про­странственного и временного интервалов всегда яв­ляются лишь относительными (они являются истин­ными только по отношению к некоторой конкретной системе отсчета). Впоследствии с пьедестала «абсо­лютности» в физике было удалено понятие «массы» и другие физические характеристики предметов. Вмес­те с тем, ни одна теория, в том числе и физическая, не может обойтись без введения фундаментальных кон­стант, инвариантов, которые составляют ее абсолют­ное содержание (в теории относительности, например, таким абсолютом является скорость света как предель­ная и неизменная характеристика по отношению к любой системе отсчета). С философской точки зре­ния важно подчеркнуть, с одной стороны, что катего­рии «относительное» и «абсолютное» абсолютно не­обходимы в познании, моделировании любых систем и процессов, а, с другой, что любое разделение любых характеристик предметов на относительные и абсо­лютные всегда является относительным, условным. «Законность» или «незаконность» всех таких разде­лений имеет консенсуальный характер. (См. абсолют, абсолютность, постоянство, покой, релятивизм).

РЕФЛЕКСИЯ — форма познавательной активнос­ти субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, на свои собственные основания и предпо­сылки с целью критического рассмотрения содержа­ния, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания. Один из главных методов мета-теоретического уровня научного познания. (См. мета-теоретическое знание, разум, мышление).

Ф.В. Лазарев

РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - понятие методо­логии классической науки о возможности в ситуации конкурирующих научных гипотез А и -А (например, волновой и корпускулярной теории света) поставить эксперимент, который окончательно доказал бы ис­тинность одной и ложность другой. Однако, такой эк-споримент по отношению к теориям (универсальным LL\

гипотезам) в принципе невозможен, во-первых, по­скольку сам несвободен от некоторых теоретических допущений, а, во-вторых, поскольку из доказательства истинности следствий универсальной гипотезы нельзя логически заключать об истинности самой гипотезы. Наконец, в-третьих, хотя опровержение следствий одной из гипотез (например гипотезы -А) и можно рассматривать как опровержение самой гипотезы -А, однако, отсюда еще не следует истинность гипотезы А, так как она тоже может быть ложной, а в качестве истинной научное сообщество признает некоторую третью гипотезу В (в частности, гипотезу А & -А, как это и было в случае с признанием двойственной кор-пускулярно-волновой природы света). (См. выбор на­учной теории, эксперимент).

САМООРГАНИЗАЦИЯ - фундаментальное поня­тие синергетики, означающее упорядочивание систе­мы, т. е. переход от хаоса к структурированному со­стоянию, происходящее спонтанно в открытых нели­нейных системах. Именно свойства открытости и нелинейности являются причиной этого процесса. От­крытость — это свойство систем, проявляющееся в их способности к обмену веществом, энергией и инфор­мацией с окружающей сферой, а нелинейность — мно­говариантность путей эволюции. Математически нели­нейность проявляется в наличии в системе уравнений величин в степенях выше первой, либо в зависимости коэффициентов от свойств сфер.

Процесс, альтернативный самоорганизации, — ав­тодезорганизация, или диссипация. Диссипация — это процессы рассеяния энергии, ее превращение в менее организованные формы — в конечном счете, в тепло. Эти процессы деструкции могут иметь разную форму: диффузия, вязкость, трение, теплопроводность и т. д.

Самоорганизация может вести к переходу системы в устойчивое состояние — аттрактор. Отличительное свойство аттрактора состоит в том, что он как бы при­тягивает к себе все прочие траектории эволюции сис­темы, определяемые различными начальными услови­ями. Если система попадает в конус аттрактора, она неизбежно эволюционирует к этому состоянию, а все прочие промежуточные состояния автоматически дис-сипируют, затухают. (См. синергетика, структура, си­стема).

Л.В. Лесков

СВЕРХСОЗНАНИЕ — высший, рефлексивный уро­вень сознания, контролирующий деятельность созна­ния в целом, его отношение к Бытию. Именно на этом уровне происходит высший синтез наиболее общего когнитивного и ценностного содержания сознания, и конструируются различные формы мировоззрения, в том числе и философия. (См. сознание, синтез, миро­воззрение, философия).

СЕМАНТИКА — раздел логики и методологии на­уки, исследующий отношения языковых выражений (синтаксиса языка) к обозначаемым объектам и при­писываемый (наделяемый) при этом обозначении смысл выражениям. Соответственно, в семантике су­ществует два основных раздела: теория референции (обозначения) и теория смысла. Большой вклад в раз­работку семантики внесли Ч. Пирс, Г. Фреге, Б. Рас­сел, А. Тарский, У. Куайн, С. Крипке и др. (См. син­таксис, смысл, значение, понимание).

СИММЕТРИЯ — структурное тождество объекта (неизменность, постоянство его структуры) по отно­шению к возможным изменениям его элементов, про­странственному положению или другим преобразо­ваниям. Например, одна из теорем квантовой теории поля (СРТ — теорема) утверждает, что все процессы в природе не меняются (симметричны) при одновре­менном проведении трех преобразований: переходе от частиц к античастицам (С), зеркальном отражении (пространственное преобразование — Р) и замене времени t на ^(обращение времени, Т). Идея симмет­рии лежит в основе представления о существовании объективных законов, фундаментальных констант бытия, гармонии природы. (См. закон, неизменность, равновесие).

СИНЕКТИКА — один из распространенных мето­дов стимулирования научного творчества, разработан­ный У. Гордоном. Суть этого метода — сделать незна­комое знакомым, а привычное — чуждым и изменить таким образом сложившийся взгляд на вещи. Преодо­ление стереотипов достигается с помощью следующих приемов: 1) личностное уподобление, при котором ис-

пытуемый представляет сам себя изучаемым им про­цессом, предметом, что способствует включению реф­лекторного механизма сознания; 2) поиск самых раз­нообразных аналогий изучаемому процессу, предме­ту; 3) использование поэтических образов, символов, метафор для формирования задачи; 4) активизация во­ображения, фантазии за счет придумывания «сказоч­ных» решений проблемы, даже если они противоре­чат известным законам природы. Помещение изучае­мого объекта в необычный контекст помогает не только разорвать привычные смысловые связи, но и актуализировать латентный опыт исследователя. Одно из главных достоинств метода синектики состоит в том, что он обучает метафорическому мышлению, умению сочетать логическое и образное мышление и свободно переходить от одного типа мышления к дру­гому. (См. научное творчество, психология науки).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.