Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные ресурсы клиента: понятие, виды, классификация






Добавить источники по СР: Саралива; Максимова; Холостова; Павленок; Басов и др.

Журнальные статьи

 

Ресурсы человека — это средства, которые используются в случае необходимости, источник сегодняшних возможностей и будущих действий, внутренняя возможность, т.е. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того чтобы мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила — внутренняя или внешняя. Внешней силой в социальном обслуживании, с одной стороны, выступают социальные службы и специалисты (социальные работники, психологи, социальные педагоги и т.д.), т.е. субъекты социального обслуживания; с другой стороны — обстоятельства, трудная жизненная ситуация клиента[12]

Воздействие субъекта социального обслуживания на объект социального обслуживания (человека, группу) традиционно характеризуется термином «помощь», что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как креативное вмешательство в процесс мобилизации, активизации ресурса, управление его использованием.

Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование клиента социальное обслуживания, реализация потребностей, прав, обеспечение необходимого уровня жизни, компенсация недостатков и др., т.е. ликвидация или приостановка трудной жизненной ситуации. Следовательно, работа специалистов, занятых в социальном обслуживании, — это управление мобилизацией, активизацией, использованием ресурсов человека, семьи, групп людей, общества, находящихся в трудной жизненной ситуации направленное на сохранение, приумножение, компенсацию недостающих внутренних и внешних ресурсов клиентов[13].

Ресурсы клиента можно рассматривать с точки зрения их природы, источников и полезности. Условно их можно поделить, во-первых, на внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные по отношению к лицу или группе (результат взаимодействия объекта и общества); во-вторых, на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные); в-третьих, на реально существующие и потенциальные (скрытые); в-четвертых, на в разной мере управляемые с точки зрения их использования для достижения определенной цели; в-пятых, на материальные и нематериальные и др[14].

Внутренние ресурсы человека, семьи включают в себя физические возможности, способности, уровень развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт, временной потенциал, материальное положение.

Физические возможности(физический ресурс) применительно к индивиду или группе лиц, объединенных на основе данного признака, проявляются в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т.п. Наиболее уязвимыми по этому признаку считаются такие категории граждан, как дети, пожилые люди и инвалиды. Утрата физического ресурса может происходить в результате болезни, травмы, техногенной катастрофы, участия в военных действиях и т.п. В здравоохранении наиболее опасными для человека признаны заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические и инфекционные болезни, приводящие к преждевременному разрушению физического ресурса.

Материальное положение определяет имущественный статус, материальные возможности отдельного человека или семьи в целом.

Такой ресурс, как способности — свойства, определяющие успешность в какой-либо деятельности, — можно рассматривать в двух аспектах: 1) в качестве ресурсов, которые можно использовать как способ, возможность выхода из трудной жизненной ситуации; 2) как способности, умения создавать и формировать ресурсы, привлекать, мобилизовывать их. Динамика развития способностей обусловлена обстоятельствами социализации человека и зависит от его жизненной позиции, желания развивать и использовать их.[15]

Другая группа ресурсов человека — потребности, интересы, видение мира, ценностные ориентации, жизненная позиция, самоотношение, самоуправление — субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам. Жизненная позиция может проявляться с отрицательной стороны как потребительское отношение к социальным службам, социально-психологический инфантилизм и иждивенчество, с положительной — желание повысить уровень социальной субъектности и улучшить качество своей жизнедеятельности.[16]

Еще один вид внутренних ресурсов — освоенный социальный опыт и здравый смысл — может рассматриваться как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок». Наличие опыта позволяет ориентироваться в ситуациях жизнедеятельности, в имеющихся и потенциальных ресурсах, а приобретение его происходит в институтах социального обслуживания. Необходимый объем социального опыта обеспечивается богатством жизненного пути. Освоение социального опыта тесно связано со способностью здраво мыслить и принимать адекватные ситуации решения.[17]

Временной потенциал — весьма существенный ресурс СО, который «может быть определен путем вычитания из стандартных 24 часов затрат на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, а также на производственную деятельность (или подготовку к ней, например, образование), на поддержание гигиенических условий существования семьи». Динамика и особенности использования данного ресурса специфичны, например, максимальный временной потенциал может быть у детей и неработающих пенсионеров.[18]

Внешние ресурсы клиентов социального обслуживания — это социальные связи и отношения, это финансовые, материальные, организационные, кадровые и другие возможности помощи государственных и негосударственных социальных учреждений, фондов, благотворителей и волонтеров, соседей, друзей, семьи и т.д., способных или призванных оказывать необходимую помощь.[19]

К смежным ресурсам можно причислить социальный и правовой статус. Правовой статус — это положение, занимаемое объектом социального обслуживания в системе правовых отношений. Правовой статус личности изменяется: в полном объеме дееспособность наступает с совершеннолетием, частичная (ограниченная) — имеется у несовершеннолетних (с 14 до 18 лет) и отсутствует у малолетних (с 0 до 14 лет). В соответствии с существующим законодательством интересы лиц, не достигших совершеннолетия, представляют родители или лица, их заменяющие. Подобная ситуация действует и в отношении психически больных лиц.

Социальный статус можно определить как общественное отражение внутренних ресурсов человека. С одной стороны, социальный статус показывает отношение общества к конкретному человеку или сообществу, а с другой — открывает им непосредственный доступ к использованию внешних ресурсов. Объективными показателями социального статуса человека являются пол, возраст, состояние здоровья, профессия, имущественный, должностной и правовой статус и т.д. Наиболее высокий социальный статус — в трудоспособном возрасте. При этом, чем престижнее сфера профессиональной деятельности, занимаемая должность, тем выше общественное положение человека, и тем больше его смежный социальный ресурс.

Особая роль смежных ресурсов состоит в том, что они открывают доступ к внешним ресурсам или препятствуют ему. Например: низкий социальный статус лиц с ограниченными возможностями может помешать получению желанной работы, поэтому необходимо усиление правового статуса, который даст данной категории преимущества на рынке труда.

Кроме ресурсов, присущих всем людям, отдельно можно выделить ресурсы определенной социальной группы, например, детей, пожилых людей, инвалидов и т.д. Ресурсный потенциал каждой из этих групп будет иметь как общие характеристики, так и специфические. Например, специфическая ситуация складывается с ресурсным потенциалом у детей-инвалидов не только слабых физически, но и не обладающих необходимым опытом, уровнем развития способностей и т.д.[20]

Объектом социального обслуживания часто выступает не только конкретный человек, а семья, в целом. Ресурсы семьи, ее социально-экономическое положение, возможности, экономическое поведение, уровень благосостояния и качество жизни в значительной степени зависят от того, на какой стадии жизненного цикла эта семья находится. Жизненный цикл семьи довольно хорошо изучен в рамках социологии и демографической науки и значительно меньше — в социально-экономическом плане, особенно ее ресурсный потенциал.

Ресурсы семьи — комплексное, интегрированное понятие, совокупность имеющихся возможностей и потенциалов каждого члена семьи для формирования и удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и ее отдельных членов. В составе совокупного ресурсного потенциала семьи можно выделить: экономические ресурсы, человеческий капитал, включающий трудовой потенциал, потенциал здоровья, социальный капитал, временные ресурсы, информационные ресурсы и др. Каждый из перечисленных элементов ресурсов семьи имеет свою линию развития, свое содержание и состояние на протяжении жизненного цикла семьи. Наилучший вариант — это их гармоничное сочетание. Например, социальный капитал — понятие, которое уже давно было предложено и использовалось представителями экономической науки и социологии.[21]

Наиболее полую структуру ресурсов семьи представила проф. З.М. Саралиева (рис. 1) При этом она справедливо отмечает, что этот список может быть продолжен, поскольку грани личностных и семейных ситуаций, проблем неисчерпаемы.

Итак, клиент социального обслуживания как центральное звено системы социального обслуживания одновременно является и объектом, и субъектом деятельности по оказанию самопомощи в трудной жизненной ситуации. Клиент обладает целым набором ресурсов, но иногда ему не хватает собственных ресурсов при осуществлении нормальной жизнедеятельности, поэтому он обращается к другим источникам ресурсов. Чаще всего в систему социального обслуживания, в социальные учреждения, а затем к семье, друзьям, коллегам, благотворителям и т.д. для привлечения дополнительных ресурсов.

Анализ ресурсов, имеющихся в распоряжении социальных учреждений, был бы не полным без анализа ресурсного потенциала социального обслуживания, представляющего собой совокупность материально-технических, трудовых, финансовых, организационно-управленческих, информационных и других ресурсов, характеризующих будущие, потенциальные экономические возможности этой сферы для выполнения свойственных ей функций, которые не вовлечены в производственно-хозяйственную деятельность учреждений в настоящее время в силу существующих ограничений научно-технического, правового, институционального и другого характера.[22]

Ресурсный потенциал позволяет оценить планируемые и прогнозируемые ресурсы, которые система может привлечь в перспективе. При анализе состояния ресурсного потенциала социального обслуживания и прогнозировании его использования возможна оценка этого потенциала как целого и анализ составляющих его структурных единиц. Важно проанализировать подходы к определению соотношений между составляющими ресурсного потенциала с целью оптимизации пропорций между ними. Поддержание необходимой пропорциональности между отдельными элементами ресурсного потенциала социального обслуживания направлено на эффективное использование совокупности ресурсов, выделяемых обществом. Сами эти пропорции изменяются, задача состоит в их оптимизации.

Развитие и использование ресурсного потенциала определяется такими свойствами ресурсов, как мобильность, взаимодополняемость и взаимозаменяемость, ограниченность. Ограниченность, дефицит тех или иных видов производственных ресурсов является и особенностью, и свойством экономической системы — социального обслуживания, находящейся в постоянном режиме развития, изменения. Постоянно растут и изменяются социальные потребности как общества в целом, так и отдельных категорий граждан.

Итак, ресурсы играют основополагающую роль в системе социального обслуживания, в деятельности любого учреждения и организации независимо от сферы деятельности и формы собственности. Ресурсы социального обслуживания многообразны, имеют различную структуру, количественные и качественные особенности, зависящие от специфических функций социальных учреждений. Основа их использования — это цели, задачи, ценности, возможности, источники всей деятельности социальных учреждений и организаций. Все ресурсы учреждений социального обслуживания взаимосвязаны между собой, поэтому эффективная деятельность социального обслуживания возможна лишь при эффективном сочетании и использовании всех видов

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.