Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение А.С. Макаренко о воспитательном коллективе






В первые годы существования советского общества проблема коллектива и личности возникла как одна из важнейших в педагогической теории и практике воспитания. Предстояло решить вопрос, как сформировать активного, сознательного строителя новой жизни. В «Положении об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и «Основных принципах единой трудовой школы» («Декларация»), опубликованных 16 октября 1918г., особое внимание обращалось на воспитание молодого поколения в духе коллективизма и единства личных и общественных интересов, на формирование социально активной личности. При этом подчеркивалось, что появление новых коллективов не должно было обесценивать, принижать отдельную личность. «Высшей ценностью и в социалистической культуре, - говорилось в декларации, - останется личность. Но эта личность может развернуть со всей возможной роскошью свои задатки только в гармоническом и солидарном обществе равных… Социалистическое воспитание, соединяя устремление к строению психических коллективов с тонкой индивидуализацией, приводит к тому, что личность гордится развитием в себе всех способностей для служения целому» (6, с.142).

20-е – начало 30-х гг. – это период наиболее интенсивного развития теории воспитательного коллектива, организации интересного практического опыта. Предстояло

- определить сущность детского коллектива,

- выделить его признаки,

- сформулировать законы,

- выявить его роль в формировании личности ребенка,

- найти эффективные пути его организации и сплочения.

Различные аспекты проблемы детского коллектива разрабатывали педагоги и психологи – А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.Е. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Залужный, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий и др., а также педагоги-практики.

А.В. Луначарский видел в коллективе важнейшее средство воспитания, способствующее «наивысшему развитию каждой личности». Это предполагает участие ребят в окружающей среде, в общественно полезной работе, трудовом процессе и т.п.

Начав разработку проблемы коллективистического воспитания еще до Октября 1917г., Н.К. Крупская вплотную занялась ею после революции. Она считала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» (1, с.198-199). Эти переживания, интересы она связывала с общественной направленностью, с решением задач социалистического общества.

Весьма ценными являются положения Н.К. Крупской о принципах организации детского коллектива и путях выработки у детей умения жить и работать в коллективе, о развитии в коллективе творческих способностей и интересов школьников, о внешних атрибутах и внутренней эмоциональной атмосфере в коллективе. Цель деятельности коллектива – это перспектива его развития. Разделив большую цель на части, необходимо последовательно двигаться от ближайшей цели к дальней. Н.К. Крупская разработала методику организации школьного самоуправления (совета школы, учкома).

Л.С. Выготский видел в детском коллективе «закон перенесения социальных форм поведения в сферу индивидуальности».

А.П. Пинкевич рассматривал школу и клуб как своеобразные коллективы детей и взрослых со своими законами, правилами, общей работой, говорил об участии пионеров и комсомольцев в разнообразных объединениях, определял роль ученического самоуправления в формировании у детей инициативы, самостоятельности, советовал дифференцированно подходить к определению содержания и форм самоуправления с учетом возраста детей.

С.П. Шацкий полагал, что детское сообщество (коллектив) – могучий воспитательный инструмент, поэтому главную задачу воспитания он видел в сплочении детей на основе разнообразной деятельности, интересной для них. В колонии «Бодрая жизнь» осуществлялась эстетическая, спортивная, трудовая, общественная деятельность подростков. Формой организации жизни и деятельности детей явилось самоуправление, главным органом которого было общее собрание.

По необходимости краткое рассмотрение процесса разработки теории воспитательного коллектива свидетельствует о том, что исследователи анализировали лишь отдельные аспекты проблемы. Величайшая заслуга в разработке системы воспитания личности в коллективе принадлежит А.С. Макаренко, педагогу-новатору, создавшему два всемирно известных воспитательных учреждения – колонию имени А.М. Горького и коммуну имени Ф.Э. Дзержинского.

А.С. Макаренко решительно отверг традицию рассматривать воспитание как деятельность взрослых. В его представлении воспитание – это объективный социальный процесс и вместе с тем неотъемлемая сторона жизнедеятельности личности. Это привело его к важному выводу о необходимости педагогически целесообразной организации жизни детей, форма такой организации – воспитательный коллектив.

Чрезвычайно напряженная новаторская практическая деятельность, смелый теоретический поиск позволили А.С. Макаренко создать целостное учение о воспитательном коллективе, ответить на вопросы о его сущности как социально-педагогическом явлении, определить признаки, функции, структуру, разработать пути и методы организации и сплочения, стадии и уровни развития. Впервые свой взгляд по проблеме организации детского коллектива А.С. Макаренко изложил в 1922г. в «Заявлении в Центральный институт организаторов народного просвещения» (4, с.11).

В работах А.С. Макаренко мы находим несколько определений понятия «коллектив» - это поиск, лаборатория ученого. Резкой критике он подверг рефлексологическую интерпретацию коллектива А.С. Залужного, руководителя Украинского НИИ педагогики, который считал, что «коллектив есть группа взаимодействующих лиц, совокупно реагирующих на те или иные раздражения». Отмечая биологизаторский акцент в указанном определении коллектива, Антон Семенович подчеркивал, что «это определение коллектива лягушек, обезьян, моллюсков…но только не коллектива людей» (4, с. 137).

В представлении А.С. Макаренко, коллектив – это объединение людей, цель и деятельность которого сориентированы на пользу социалистического общества. Он отличал коллектив от других социальных общностей людей, указывая на дифференцированность его структуры, на его целостность и единство. Наиболее полное определение сущности коллектива дано Антоном Семеновичем в задуманной им, но незавершенной книге «Опыт методики работы детской трудовой колонии» (к. 1932 – нач. 1933гг.): «Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для всего советского общества». (4, с. 176). Им были выделены следующие признаки коллектива:

- наличие социально значимых целей и задач, перспектив, «системы перспективных линий»,

- совместная система коллективной творческой деятельности по их достижению,

- отношения «ответственной зависимости» между членами коллектива (прежде всего деловых отношений),

- наличие органов самоуправления, соуправления,

-педагогическое руководство взрослых жизнью и деятельностью детей.

А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал важность цели в обосновании детского коллектива, при этом имея в виду не только практические (например, материальные) результаты в достижении целей, но прежде всего психологическое единство, которое возникает между воспитанниками. Если в коллективе есть устремления, внутренняя потребность к достижению общих целей, то общая работа вызывает общие переживания, отношения и связи приобретают характер не только взаимной зависимости, но и заинтересованности, дружелюбия.

Организуемый на демократических, гуманистических началах коллектив призван выполнять следующие функции:

- обеспечивать защищенность личности;

- обеспечивать самоутверждение, самореализацию личности, становление ее активным субъектом как личностно значимой, так и социально значимой деятельности;

- коллектив – это своеобразный «гимнастический зал», способствующий формированию лучших человеческих качеств развивающейся личности воспитанника.

В статьях, выступлениях перед различными аудиториями А.С. Макаренко рассматривал вопрос о структуре коллектива. Школа должна быть единым коллективом. Коллектив учителей и учащихся, подчеркивал Антон Семенович, это не два коллектива, а один, и к тому же педагогический. Для создания единого школьного коллектива необходимы общие школьные интересы, единая школьная форма работы, единое школьное самоуправление, общение, соприкосновение всего коллектива. Поэтому «руководящей воспитательной организацией по отношению к отдельному учителю, и по отношению к отдельному ученику, и по отношению к семье должна быть школа, как нечто целое, как единый школьный коллектив». Общий коллектив должен включать в себя

- первичный коллектив, т.е. группу детей, находящихся в непосредственном общении, деловом, бытовом, эмоциональном контакте (в колонии имени А.М. Горького – отряд из 7-15 человек, в школе – класс, кружок);

- сводные отряды – временные объединения для выполнения конкретного вида деятельности (в колонии имени А.М. Горького – заготовка дров в лесу, охрана леса и др.). В состав такого отряда входили ребята из разных первичных коллективов; обязательно выбирался командир отряда;

- актив – «ядро коллектива»;

- Совет коллектива (командиры отрядов, председатели разных комиссий, завхоз, врач, заведующий колонией);

- общее собрание – главный орган самоуправления;

- заведующий колонией, единолично ответственный за все происходящее в учреждении.

Первичный (контактный) коллектив А.С. Макаренко назвал основным путем прикосновения к личности. В таком коллективе дети близко и повседневно общаются между собой, участвуют в реализации общих целей и задач всего коллектива. Это позволяет воспитателю глубже изучить возможности ребенка, найти для него дело по силам и интересам, воздействовать на отношения с товарищами. Первичные коллективы у А.С. Макаренко строились по производственному принципу, членами которых были дети различных возрастов. Школьные коллективы он рекомендовал создавать по классам. В этом случае дети одного возраста объединяются на основе общей учебной деятельности, Между тем, предупреждал он, существует опасность замыкания первичного (контактного) коллектива в кругу своих учебных и возрастных интересов. Чтобы этого не произошло, следует налаживать связь первичных коллективов.

А.С. Макаренко удалось найти организацию связующего звена между личностью и коллективом. Это были отряды, в которые входили и школьники разных классов, и работники разных производств. Возраст воспитанников, объединенных в отряде, был разный, что повышало воспитывающий эффект отрядной организации. В отрядах возникло самое тесное взаимодействие возрастов, что явилось естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Младшие получали разнообразные сведения, рабочую ухватку, приучались уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывала такие качества, как внимание к человеку, великодушие и требовательность, качества будущего семьянина.

В поле постоянного внимания А.С. Макаренко находилась проблема педагогического руководства ростом, развитием детского коллектива, руководства развитием его органов самоуправления. Глубоко анализируя и обобщая свой опыт, Антон Семенович выделил три стадии развития детского коллектива, определил специфику работы с детским активом, характер требований педагога к детям.

В январе 1938г. А.С. Макаренко выступил с циклом лекций «Проблемы школьного советского воспитания» перед сотрудниками Наркомпроса РСФСР. В одной из лекций он проанализировал понятие «требование», раскрыл его сущность, содержание и возможности предъявления как к отдельному воспитаннику, так и к коллективу. При этом им подчеркивалось, что «требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям» (5, с. 150). Без требований к личности, подчеркнул автор, «не может быть… ни создан коллектив, ни создана дисциплина коллектива».

Первая стадия развития коллектива – здесь деятельность воспитателя направлена на организацию коллектива, его становление на основе социально значимых целей. Педагог должен выдвинуть ряд требований, конкретных и понятных. Требования должны быть посильными, чуть опережающими возможности детей, стимулирующими их на некоторые усилия, но не унижающими их личности. Осуществляется планирование содержания различных видов деятельности с учетом интересов и возможностей воспитанников. Появляется актив коллектива. Коллективное обсуждение дел, их оценка способствуют формированию общественного мнения. На первой стадии коллектив выступает как объект педагогической деятельности. Функция педагога – организаторская, авторитарная.

Вторая стадия развития коллектива характеризуется тем, что создается ядро коллектива из воспитанников, которые не только поддерживают требования педагога, но и предъявляют их ко всем ребятам в отряде, на общем собрании. Коллектив переходит к самоуправлению, т.е. создается возможность всем членам коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью, усложняется практическая деятельность детей. Происходит совершенствование межличностных отношений, складываются отношения «ответственной зависимости» между воспитанниками, формируется здоровое общественное мнение. Переживается радость творчества, успехов в общем деле. Функция педагога – коммуникативная. Особое значение приобретает умение педагогов всячески стимулировать активность детей, сплотить активистов и направить их энергию на укрепление коллектива, опереться на возросшую активность и сознательность детей.

Третья стадия развития коллектива – воспитанники принимают требования и нормы, ценности коллектива. Требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам, сформировано общественное мнение. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» А.С. Макаренко подчеркнул: «Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном стиле и тоне, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой» (5, с. 153). На данном этапе происходит становление гуманистических отношений на основе участия воспитанников в делах для пользы людей, готовности к активной деятельности: во имя идеи выполняется трудная, порой неинтересная работа. Воспитанники сами корректируют свое поведение и своих товарищей, в том числе и новичков. Активизируется самовоспитание, личность предъявляет к себе более высокие требования. Суть педагогического руководства в его предельно точном индивидуальном воздействии на личность, учете ее особенностей и возможностей. Коллектив становится субъектом, средством, инструментом прикосновения к личности.

В педагогической практике, в реальной жизни коллектива этапы его развития и характер воспитательных функций нередко переплетаются. В этапах (стадиях) развития коллектива реализуется принцип, открытый и сформулированный А.С. Макаренко как «педагогика параллельного действия». Смысл его в том, что педагогическое требование предъявляется воспитаннику не столько в виде непосредственного, прямого обращения к нему, сколько через коллектив, его деятельность, путем организации взаимоотношений в ней. Нравственное формирование личности в коллективе определяется этапами его развития, в ходе которых изменяется активность воспитанников от менее ценной в нравственном отношении до гражданской позиции.

Из сказанного следует, что А.С. Макаренко рассматривает проблему коллектива в двух аспектах: коллектив как цель воспитания (объект) и как средство (субъект) воспитания. Рассматривая коллектив как цель воспитания (объект), он раскрывает вопросы его организации, сплочения, структуры, условий жизнедеятельности. Рассматривая коллектив как субъект воспитания (воспитательный фактор), ученый-педагог раскрывает вопросы стадий (этапов) и уровней его развития, межличностных и межколлективных отношений «ответственной зависимости», «системы перспективных линий» и др.

Коллектив, по глубокому убеждению А.С. Макаренко, формируется в деятельности – через общение, в труде, учебе, игровой деятельности детей. Педагог-новатор сформулировал закон движения коллектива. Суть его в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Им была разработана «система перспективных линий», согласно которой должно обеспечиваться поступательное развитие коллектива. Говоря о дальней, средней и близкой перспективах, А.С. Макаренко считал необходимой организацию жизни коллектива вокруг «дальних перспектив», связанных с высокими общественно значимыми целями. Наличие перспектив, целей мобилизует воспитанника, делает его жизнь осмысленной, содержательной. Опыт колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского свидетельствует о педагогически эффективном выдвижении перед коллективом перспектив, об умелой организации завтрашней радости.

Развитие коллектива – сложный и противоречивый процесс. В нем возможны остановки, движение вспять. А.С. Макаренко предупреждал педагогов о том, насколько важно вовремя почувствовать этот момент, верно определить перспективу дальнейшего движения вперед. Этот момент ярко описан автором в «Педагогической поэме» как переезд колонии имени А.М. Горького в Куряжскую колонию, процесс «завоевания» этой запущенной колонии, дальнейшего роста и движения коллектива колонии имени А.М. Горького.

В выступлениях А.С. Макаренко постоянно стремился подвести своих слушателей к пониманию того, что эффективность процесса воспитания напрямую зависит от знания педагогом стадий, принципов, закономерностей развития коллектива. Между тем современная школьная воспитательная практика нередко свидетельствует о недостаточном осмыслении педагогами учения А.С. Макаренко о трех стадиях развития коллектива, о «системе перспективных линий». Сегодня типичный классный коллектив, как правило, складывается из педагога-руководителя, из ученического актива и из остальной массы учащихся. По Макаренко, это лишь вторая стадия коллектива. Педагог озабочен тем, чтобы органы коллектива исправно работали, намеченные мероприятия выполнялись, актив не распадался, основная масса учащихся не выпадала из-под влияния актива. В такой ситуации педагог не замечает, что произошла остановка в развитии коллектива. Усиливается формализм в работе, «начинается скрытый процесс обратного движения». Намеченная по плану деятельность выполняется, но из нее «выдыхаются» пафос, увлечение, утрачивается «система перспективных линий», завтрашняя радость. Деятельность коллектива «поддерживается…постоянным нажимом педагога», т.е. он возвращается к первой – диктаторской – стадии существования коллектива (2, с. 102). Печально, но факт.

А.С. Макаренко разработан вопрос о методах организации и сплочения детского воспитательного коллектива.

Эти методы следующие:

- постановка общественно значимой цели – «перспективы», «системы перспективных линий»;

- включение детей в разнообразные виды жизнедеятельности (производственная, учебная, культурная, игровая, спортивная и др.);

- создание «ядра коллектива», актива;

- выработка правильного общественного мнения;

- наличие единых требований;

-формирование отношений «ответственной зависимости» как основы равноправия и сплочения коллектива;

- создание традиций коллектива (праздник первого снопа, постановка спектакля «На дне» в день рождения М. Горького, точность во времени, почести Красному Знамени, «сжигание автобиографии», вера дежурному по колонии, отказ от обсуждения его приказов, безукоризненная чистота - «раз плюнешь – три дня моешь», отсутствие интереса к прошлому воспитанников, военизированные игры);

- «принцип параллельного действия»;

- организация действенной работы органов самоуправления;

- режим, дисциплина, соревнование;

- стиль, тон отношений в коллективе;

- «мажор» - постоянная готовность к действию, ощущение собственного достоинства, радостное, приподнятое настроение;

- элементы игры, эстетики, военизации.

Подробное описание и применение этих методов дано в произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», а также в статьях «Методика организации воспитательного процесса», «Проблемы школьного советского воспитания» и др. (тт. 1, 3, 4, 6).

Таким образом, воспитание отдельной личности А.С. Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. Создание правильного влияния на личность должно составлять основную установку воспитательной работы, создающей благоприятные возможности для развития каждого ребенка.

Идеи А.С. Макаренко нашли свое творческое осуществление в послевоенный период в практике передовых школ страны (директора школ Брюховецкий Ф.Ф. – г. Краснодар, Т.Е. Конникова – г. Ленинград, В.А. Сухомлинский – Павлышская школа Кировоградской области и др.).

Начали функционировать проблемные лаборатории (Ленинград, Москва, Краснодар, Свердловск, Ставрополь, Мурманск), где осуществлялся системный подход к изучению воспитательного коллектива. В исследованиях А.Т. Куракина, Х.Й. Лийметса, Л.И. Новиковой и др. детский коллектив рассматривался как социально-педагогическая система.

Получила развитие коммунарская методика (И.П. Иванов – г. Ленинград), которая легла в основу творчества известных педагогов-новаторов А.А. Захаренко, В.А. Караковского, А.А. Католикова, А.Н. Тубельского, М.П. Щетинина и др., стала составной частью педагогики сотрудничества и системного подхода к воспитанию и обучению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.