Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.С. Макаренко о воспитании социально активной личности






 

А.С. Макаренко создал истинно образцовые учебно-воспитательные учреждения – колонию им. Горького и коммуну им. Дзержинского для перевоспитания трудных, обездоленных жизнью детей, с весьма нелегкими жизненными судьбами, вернул им нормальное детство и юность, перестроил их социальные ориентиры, сформировал высоконравственные ценности, сумел воспитать яркие индивидуальности, отвечающие самым высоким этическим нормам человеческого бытия.

Во многом такой успех был определен новаторским подходом А.С. Макаренко к основным проблемам воспитательного процесса. Воспитание – дело сложное и разнообразное. По мнению Макаренко, первостепенное значение имеет определение цели воспитания.

В таких работах, как «Цель воспитания», «Проблемы школьного советского воспитания» А.С. Макаренко четко формулирует свои взгляды по вопросу цели воспитания. Он считает, что цель воспитания «не может быть выведена ни из биологии, ни из психологии, а может быть выведена только из нашей общественной истории, из нашей общественной жизни», то есть из социально-экономических условий. Под целью воспитания А.С. Макаренко понимал «программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности». В цели воспитания А.С. Макаренко выделяет 2 части: «Общая программа», одинаковая для всех, «стандарт». Она предполагает воспитание в каждом воспитаннике типичных черт советского человека: патриотизм, целеустремленность, воля, мужество, коллективизм, трудолюбие, честность, дисциплинированность, точность, ответственность, чувство собственного достоинства, вежливость, деликатность. Совокупность этих качеств личности, по мнению А.С. Макаренко, и составляла программу, содержание нравственного воспитания. И здесь он не делал исключения ни для кого: «Для меня не возникал вопрос: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, или я должен воспитать труса. Тут я допускал «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным».

Четко определяя общие цели воспитания, А.С. Макаренко говорил об их изменении по мере роста и развития общества: «Нет ничего вечного и абсолютного… Требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования…».

Вторая часть цели, по его словам, включает «индивидуальный корректив» к общей программе, то есть развитие в каждом питомце его задатков, способностей, таланта. А.С. Макаренко неоднократно говорил, что люди «представляют собой очень разносортный материал для воспитания и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен». Но для этого нужно было создавать условия для проявления и развития этих индивидуальных особенностей, что и осуществлял А.С. Макаренко в своей практической деятельности. А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что нужно обязательно «проектировать» личность, опираясь на все положительное, что в ней заложено. Сочетание обеих частей цели воспитания и обеспечивало в практике А.С. Макаренко формирование личности яркой и самобытной, не похожей на других и в то же время обладающей типичными чертами образованного и культурного человека.

И сегодня А.С. Макаренко нас предостерегает от следующих ошибок в воспитательной работе. Страх педагога перед сложностью и многообразием человеческого характера проявляется в двух формах: во-первых, в стремлении «постричь всех под один номер, втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов», и, во-вторых, в пассивном следовании за каждым индивидуумом в безнадежной попытке справиться с миллионной массой воспитанников при помощи «разрозненной мороки» с каждым человеком в отдельности, что А.С. Макаренко называл гипертрофией индивидуального подхода.

Остается актуальной мысль А.С. Макаренко и о том, что начинающий педагог часто обращает внимание лишь на тех ребят, которые «выпадают из коллектива», из общей массы, ведут себя не подобающим образом, совершают проступки. Цель воспитательной работы заключается не только в том, чтобы привести в порядок этих двух-трех воспитанников, а распространить педагогическое воздействие на весь коллектив. Решающим в деле воспитания А.С. Макаренко считал не метод отдельного учителя и даже не метод целой школы, а организацию жизни, деятельности школы и включение в нее всех воспитанников.

Таким образом, целью воспитания, по Макаренко, являлось формирование типа личности, готовой к «борьбе и преодолению» трудностей, к активной жизни, воспитание человека с гражданской направленностью, человека общественника, коллективиста, образованного специалиста, мастера своего дела.

Успешному решению этой цели воспитания, по мысли Макаренко, будет способствовать реализация основных задач воспитания: умственное образование, нравственное и эстетическое воспитание, трудовая и политехническая подготовка, забота о здоровье подрастающего поколения.

Основными принципами педагогической деятельности А.С. Макаренко были:

· воспитание в коллективе, через коллектив;

· как можно больше требования к человеку, но и как можно больше уважению к нему;

· система перспективных линий (близких, средних, далеких) как закон движения, развития коллектива и личности;

· принцип (метод) параллельного педагогического действия;

· принцип целостного воспитательного процесса;

· принцип оптимизма и гуманизма, вера в лучшее в человеке и опора на положительное в нем.

А.С. Макаренко прилагал много усилий для того, чтобы накапливать знания о каждом воспитаннике и точно их фиксировать. Он сам вел и рекомендовал школьным работникам вести дневник, в котором можно записывать отдельные наблюдения за воспитанником, случаи, характеризующие его, беседы с ним, анализировать явления кризиса или перелома, которые встречаются у всех ребят разного возраста.

Прекрасное знание воспитанника, мотивов его поступков, уровень сформированности общественного мнения коллектива давали возможность А.С. Макаренко определить и соответствующие методы воспитания.

По Макаренко, метод воспитания – это «инструмент прикосновения к личности», и он должен быть тонким, гибким, по возможности «ювелирным». Он утверждал, что если есть 1 миллион проступков, то есть 2 миллиона мер и форм педагогического воздействия.

А.С. Макаренко не только прекрасно знал разработанные до него классической педагогикой методы воспитания, но и внес много интересных идей, дополнений в их теоретическое обоснование, мастерски их использовал в своей практике, а также разработал новые, нетрадиционные методы и формы воспитания.

Так, А.С. Макаренко широко использовал словесные методы, методы убеждения (внушение, увещевание, объяснение, убеждение, беседа, рассказ, диспут). Практическая их реализация блестяще описана им в «Педагогической поэме» и во «Флагах на башне».

Педагогическое мастерство воспитателя, по его мнению, должно проявляться не только в точно подобранном слове, но и в умении произнести его в определенном тоне, сопровождая слова необходимыми жестами, мимикой, в умении проиграть свой гнев, возмущение поступком воспитанника. А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал важность овладения каждым педагогом-воспитателем так называемой «педагогической техникой».

Однако не следует уповать только на эту группу методов, одних, даже твердых убеждений недостаточно, утверждал он, для того, чтобы осуществить «всю программу человеческой личности», она, эта личность, должна упражняться, тренироваться, чтобы необходимые качества личности стали неотъемлемыми чертами ее характера. В своих произведениях А.С. Макаренко раскрыл сущность методов организации деятельности с целью формирования у детей положительного опыта поведения. К ним он относил: приучение, поручения, пример, игра, упражнение, соревнование, общественное мнение, педагогическое требование, а также включение детей в разнообразные виды деятельности – трудовую, учебную, спортивную, игровую, досуговую

В систему используемых методов воспитания А.С. Макаренко включал методы стимулирования положительного поведения: поощрения и наказания.

Основными мерами поощрения в практике А.С. Макаренко были: одобрение, материальное поощрение, фотографирование перед Знаменем, возможность поездки в город, свободное распоряжение личными деньгами. Высшей мерой поощрения стала устная благодарность воспитаннику или отряду перед строем всего коллектива.

Меры наказания: отказ в возможности пойти в город, наряд (выполнение, например, работ на кухне), выговор на общем собрании, арест (2 часа посидеть в свое свободное время в кабинете А.С. Макаренко и подумать о своем поведении), высшая мера – исключение из колонии за воровство, картежные игры и пьянство.

Жизнь давно доказала истинность макаренковского положения о том, что единство воспитания и жизни приводит к единству сознания, убеждения и поведения, когда дела людей не расходятся с их словами и слово превращается в полезное дело.

Разработанные А.С. Макаренко нетрадиционные методы воспитания открыли новую страницу в мировой педагогической науке. К ним относятся: метод «авансированного доверия», «обходное движение», «взрыв», принцип (метод) параллельного педагогического действия. Всех их объединяет глубокая вера в человеческие способности, возможность нравственного совершенствования, потребность личности изменить свое отношение к себе, к окружающим, отказаться от вредных привычек, стереотипов, желание жить по новому, приобрести перспективу, мечту, «завтрашнюю» радость и все свои усилия, знания направить на ее осуществление. Эти методы воспитания, как правило, вызывают у воспитанников переживание, обнаруживают неприглядность прежней позиции, подчеркивают явное превосходство открывающимися перед ребенком новыми возможностями, привлекательность новых отношений к нему со стороны друзей, педагогов. Они позволяют уменьшить «сопротивление личности воспитанию», поскольку предполагают заменить прямое, порой авторитарное воздействие педагога на личность на опосредованное, косвенное, параллельное, из объекта воспитания ребенок становится субъектом, дают простор установлению в группе, в коллективе дружеских отношений, создают благоприятный, комфортный климат, формируют общественное мнение.

Условиями эффективного применения методов воспитания А.С. Макаренко считал:

· использование методов воспитания в системе, комплексе влияний, не стоит возлагать особые надежды лишь на какой-то один из методов, считая его универсальным;

· хорошее знание воспитанника, мотивов его поведения, обстоятельств, приведших к тем или иным ошибкам в его поведении;

· отсутствие шаблона, трафарета в воспитательной работе, стремление к творчеству;

· конечным результатом воспитательной работы должен быть так называемый «поступок по секрету», когда убеждение и поведение человека представляют единый сплав, между ними нет рассогласования.

Встречающиеся в педагогических сочинениях А.С. Макаренко понятия «коммунистическое воспитание», «коммунистический тип» личности у части студентов и начинающих педагогов порой вызывает негативную реакцию. Какой же истинный смысл вкладывал А.С. Макаренко в эти понятия? Ответ: гуманистическое воспитание. Немецкий профессор Зюнкель пишет: «Тот образ жизни, который Макаренко создал в колонии Горького и коммуне им. Дзержинского, со сталинским коммунизмом ничего не имеет общего. Демократия, гласность, самоуправление, хозрасчет, самофинансирование, сознательный порядок во всем – таковы основные признаки коллективов Макаренко».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.