Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческий путь А.С. Макаренко






А.С. Макаренко родился 1 (13) марта 1888 г. в захолустном городе Белополье бывшей Харьковской губернии на Украине, в рабочей семье. Его отец, Семен Григорьевич, мастер-маляр железнодорожного депо был уважаемым человеком. Прямота, рабочая гордость, независимость отца, никогда не сгибавшегося ни перед каким начальством, являлись повседневным примером для юного Макаренко и воспитывали в нем с самых ранних лет чувство человеческого достоинства. Спустя много лет, когда отца уже не будет в живых, А.С. Макаренко в повести «Честь» наделит главных ее героев чертами характера отца: та же честность, прямолинейность, принципиальность, законная гордость принадлежности к рабочему классу.

Мать – Татьяна Михайловна, умная и добрая женщина, занималась домашним хозяйством. Татьяна Михайловна была общительным, живым, веселым человеком, прекрасным рассказчиком, знала много народных поговорок и пословиц, была одарена чувством юмора. В доме Макаренко всегда чувствовалась забота друг о друге, взаимное уважение.

Семья Макаренко Семена Григорьевича и Татьяны Михайловны была многодетной: первая дочь Серафима умерла через три недели после рождения, затем родятся дочь Шура, сын Антон, дочь Наталья и сын Виталий.

А.С. Макаренко и его младший брат Виталий будут учительствовать в одной школе, но во время гражданской войны с разгромленными остатками армии Деникина Виталий навсегда покинет Россию. Всю жизнь над А.С. Макаренко висел дамоклов меч, когда в анкете нужно было ему отвечать на вопрос: «Есть ли у вас родственники за границей?». Это при советской власти было небезопасно.

В 1895 г. А.С. Макаренко поступает в 2-х классное городское начальное училище в Белополье. Провожая сына в школу, отец сказал ему: «Четверки лучше не приноси. Пятерки, понимаешь? Только пятерки». Это напутствие отца сделалось законом жизни не только Антона Макаренко, но и тех его будущих воспитанников, которые сами потом будут педагогами. Речь не о пятерках, а о той принципиальной позиции, что прослеживается во всей педагогической деятельности Макаренко: «Если что-нибудь делаешь, делай это лучше любого из присутствующих. Иначе совсем не берись». С большой теплотой А.С. Макаренко будет вспоминать своего первого учителя - Константина Максимовича Сальника, сумевшего увлечь своих питомцев школьными занятиями и различными воспитательными делами.

В 1901 г. семья переезжает в г.Крюков, предместье Кременчуга. 1901 – 1904 гг. – учеба в Кременчугском начальном училище повышенного типа. В документе по окончании училища были одни пятерки.

Социальное положение и материальные трудности превращали желание учиться в гимназии в несбыточную мечту.

1904-1905 г. – одногодичные педагогические курсы, по окончании которых А.С. Макаренко получает свидетельство о присвоении ему звания учителя начальных классов.

В одном из последних своих выступлений Макаренко говорил: «Многие считают меня специалистом по работе с беспризорными. Это неправда. Я всего проработал 32 года, из них 16 лет в школе и 16 лет с беспризорными».

1905-1911 гг. – Макаренко учитель в Крюковском ж/д училище. «Он преподавал русскую словесность, рисование и черчение, - вспоминала его бывшая ученица К.М. Безрук, - его уроки забыть невозможно. Языку он учил через художественное слово. Никакого заучивания правил. Учил нас правильно писать только через лучшие образцы произведений Пушкина, Лермонтова, Чехова… Речь мягкая, немного расслабленная, но в ней столько оттенков, интонаций, умения перевоплощаться, столько внутреннего артистизма…»

Директор Крюковского училища Михаил Григорьевич Компанцев – превосходный организатор, высокопрофессиональный педагог стал старшим товарищем и первым наставником А.С. Макаренко на педагогическом поприще.

1905-1907 - годы первой революции в России, отголоски которой дошли и до Украины. А.С. Макаренко не был активным участником революции, но она оказала большое влияние на формирование его мировоззрения. Он был на стороне тех требований, которые на митингах оглашали рабочие предприятий г. Крюкова. Сам А.С. Макаренко проявил инициативу необходимости проведения учительского съезда. Но революция была подавлена. Компанцев был вынужден оставить школу. А.С. Макаренко не сработался с новым директором школы.

1911-1914 гг. – А.С. Макаренко учитель и воспитатель в школе на станции Долинская, директором которой стал М.Г. Компанцев. Много внимания и времени А.С. Макаренко отводил воспитанию своих учеников, родители которых работали на железной дороге. Вместе с детьми он устраивал детские спектакли, организовал драмкружок и духовой оркестр, заботился о бесплатном питании, дети работали на пришкольном участке. Макаренко договорился с администрацией Харьковско-Николаевской железной дороги и летом бесплатно возил детей в Севастополь, Москву, Петербург.

1914-1917 г. – учеба в Полтавском учительском институте. Имея 9-летний стаж педагогической деятельности, постоянно занимаясь самообразованием, он хотел получить систематические знания, пополнить свой запас в области различных наук. Преподаватели и сокурсники А.С. Макаренко отмечали у него жажду знаний, энциклопедичность и широту его кругозора, феноменальную память. В сентябре 1916 г. А.С. Макаренко призвали в царскую армию в чине рядового солдата: шла Первая мировая война. В марте 1917 г. его сняли с военного учета по причине слабого зрения. Почти год учебы А.С. Макаренко пропустил, приходилось много и напряженно работать, чтобы закончить институт вместе с теми, с кем поступил. А.С. Макаренко закончил учительский институт первым по успеваемости и был награжден золотой медалью. В характеристике, выданной ему, были такие строки: «А. Макаренко – выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию… Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности же по истории и русскому языку».

Октябрьскую революцию А.С. Макаренко принял восторженно. По его признанию, она открывала перед ним неожиданные перспективы для педагогического творчества. 1917-1920 гг. он продолжает работать в школе – директором Крюковского начального училища, затем заведующим начальным училищем в Полтаве, и, наконец, директором 10-й полтавской трудовой школы. Но самое интересное и сложное, то, что стало делом всей его жизни, было еще впереди.

В сентябре 1920 г. А.С. Макаренко принял предложение Полтавского отдела народного образования организовать и возглавить колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. В 1918 г. в молодой советской республике было 2, 5 миллиона беспризорных детей и под руководством созданной чекистами Чрезвычайной Комиссии началась борьба за возвращение этих детей к нормальной, настоящей и активной жизни.

1920-1928 гг. А.С. Макаренко заведует колонией, впоследствии получившей имя Горького. Колония находилась в 8 километрах от Полтавы, материальное положение было тяжелым: не было мебели, дров, одежды, питания для воспитанников. А самое главное, ни в отечественной, ни в зарубежной педагогической литературе, которую заново перечитал А.С. Макаренко, не было ответа – как перевоспитывать детей.

А.С. Макаренко нашел выход – надо уметь смотреть на своих воспитанников, как учил великий русский писатель М. Горький: верить и помогать каждому, кто оказался «на дне». Горьковское умение видеть в людях лучшие человеческие возможности, их желание стать уважаемыми и достойными людьми и стало руководящей идеей нового этапа педагогической работы А.С. Макаренко.

Лучше всего о героической работе воспитателей колонии говорит документ-письмо А.С. Макаренко: «Не может быть даже речи о сравнении работы воспитателей детской колонии и учителя любой школы или воспитателя детского дома. Независимо от числа недельных часов, нагрузка работы в колонии определяется тесной общинной жизнью колонистов, когда и свободное время воспитателя отдается детям. Характер самой обстановки жизни колонии почти не оставляет возможности личной жизни, потому что отсутствие какого бы то ни было другого общества приводит к тому, что ни о чем другом, кроме колонии, воспитателю и думать не приходится».

Сам А.С. Макаренко, по его словам, в течение ряда лет работал «без перерыва, без отпусков, без бюллетеней, без выходных дней». Делу воспитания была отдана без остатка жизнь этого удивительного человека.

С самого начала Макаренко отказался от всего, что могло напоминать колонисту о тюрьме, от заборов с колючей проволокой или охраны, вооруженной винтовкой. Постепенно колония в глазах колонистов становилась их родным домом, свободным объединением свободных людей.

А.С. Макаренко начал с категорического требования к каждому колонисту – честно трудиться, подчиняться воспитателям, выполнять решения, принятые общим собранием колонистов. Главным принципом отношения Макаренко к человеку стал: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».

Проработав в колонии в течение 2-х лет, Макаренко накопил ценный педагогический опыт, много интересных наблюдений и мыслей о воспитании, возникла настоятельная потребность теоретически осмыслить свою работу. Это стремление было настолько велико, что Макаренко решился на время оставить колонию.

В августе 1922 г. Макаренко подает заявление с просьбой зачислить его в число студентов на курсы повышения квалификации при Московском центральном институте организаторов народного просвещения. Он просит приемную комиссию института освободить его от устного коллоквиума, так как напряженная работа последних лет не давала ему возможности систематически пополнять знания. К заявлению А.С. Макаренко приложил письмо, названное «Вместо коллоквиума». Этот ценнейший документ дает достоверное конкретное представление о характере научных и литературных интересов Макаренко начала 20-х годов. Некоторые положения из этого документа:

«Математикой никогда не интересовался, поэтому арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия и физика мне знакомы в пределах дореволюционного курса…

Природоведение. Разумеется, совершенно свободно себя чувствую в области физиологии животных и растений. Анатомические знания слабы. Забыл многие частности из геологии. Астрономию знаю хорошо и занимаюсь практически в Полтавском музее.

Солидные знания имею в общей биологии. Несколько раз прочитал всего Дарвина, знаю труды Шмидта и Тимирязева, знаком с новейшими выражениями дарвинизма. Читал Мечникова и кое-что другое.

Химию практически не знаю, забыл многие реакции, но общие положения и новейшая философия химии мне хорошо известны. Читал Менделеева, Морозова, Рамзая. Интересуюсь радиоактивностью.

Географию знаю прекрасно, в особенности промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической политики, знаком с ее историей и зародышами будущих форм. Все это, разумеется, не из учебников. Интересуюсь Австралией и Новой Зеландией.

История мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского и Покровского. Несколько раз прочитал Соловьева. Хорошо знаком с монографиями Костомарова и Павлова-Сильванского. Нерусскую историю знаю по трудам Виппера, Аландского, Петрушевского, Кареева. Вообще говоря, вся литература по истории, имеющаяся на русском языке, мне знакома. Специально интересуюсь феодализмом… Прекрасно знаком с эпохой Великой французской революции…

…В своей специальной области – педагогике – много читал и много думал».

А.С. Макаренко был принят в институт. Однако Макаренко удалось поучиться в Москве только три месяца (сентябрь-ноябрь 1922 г.): его срочно отозвали на работу в колонию, в которой начался процесс распада.

Бывшие коллеги А.С. Макаренко настойчиво звали его вернуться в школу: «Стоит ли отдавать жизнь для того, чтобы в заброшенном лесу колонии воспитывать несколько десятков оборвышей»? Но он остался в колонии, потому что ощутил радость открытия, писал им – «получается что-то интересное», он чувствовал и понимал, что находит, создает принципиально новые формы работы. Отказаться от выгодных предложений Макаренко также заставила высочайшая ответственность перед людьми: колонистами, которые поверили в него, и учителями, которых он привлек к работе.

А.С. Макаренко напрасно волновался, когда из колонии уходили первые выпускники в «большую», самостоятельную жизнь. Никто за 3000 воспитанников Макаренко не посрамил его имени.

А.С. Макаренко последовательно отстаивал свои позиции, отказывался от компромиссов, активно противостоял всем попыткам насильственного навязывания чужеродных его воспитательной системе методов и форм работы. Но чем ярче и оригинальнее становилась его система, тем отчаяннее и труднее ее было защищать.

В чем только не попрекали Макаренко: якобы он бывший «полковник», что он пользуется буржуазными методами, а всю его систему воспитания «те, с вершины Олимпа», признали «несоветской». А.С. Макаренко вынужден был оставить колонию им. Горького, которая вскоре после его ухода развалилась.

1928-1935 гг. – А.С. Макаренко заведует коммуной им. Ф.Э. Дзержинского.

Коммуна с самого начала существовала на средства, добровольно отчисляемые из собственной зарплаты чекистами. К концу 1930 г. коммуне удалось отказаться от этой помощи и перейти на собственный хозрасчет. Мастерские стали приносить доходы, а, самое главное, коммунары активно включались в трудовую жизнь страны, одновременно получая знания в полной средней школе.

В 1932 г. были построены два завода – один выпускал электросверлилки, другой – фотоаппараты марки «ФЭД». Ежегодно заводы давали прибыль государству в 5 млн. рублей. Опытом работы коммуны А.С. Макаренко доказал, что можно не расходовать ни копейки на содержание таких учебно-воспитательных заведений и получать значительные денежные накопления за счет правильной организации труда подростков и юношей. Самое главное, появилась возможность улучшить материальное положение воспитанников, организовать работу различных кружков и секций, иметь богатую библиотеку, организовать летний отдых, оплатить стипендии выпускникам. В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского функционировала полная средняя школа, в то время как в масштабах всей страны дети получали обязательное начальное образование.

Успех коммуны являлся делом несомненным. О ней писали в газетах, в гости к дзержинцам приезжали иностранные делегации, среди них Юлиус Фучик и Анри Барбюс.

Ю. Фучик в книгу почетных посетителей записал: «Беспризорные! Этими словами европейская буржуазия пугает своих слушателей… Но видим совершенно другое наследство революции: коммуну Дзержинского, где позабытые, беспризорные дети растут активными членами нового общества».

Однако А.С. Макаренко вынужден был уйти и из коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Если сначала все нити управления (учебная, воспитательная, организация работы на производстве и др.) были в руках заведующего коммуной, то постепенно его отстраняли от участия в этих функциях. На заводах, кроме коммунаров, все больше стали работать наемные рабочие. Так, к началу 1934 г. на заводе по выпуску «ФЭД» было занято 957 рабочих и служащих, в то время как коммунаров – 341. А.С. Макаренко с тревогой говорил «о снижении воспитательного значения коммуны», так как коммунары становились не основными кадрами завода, а некоторым «вкраплением».

Кроме того, вышестоящие инстанции требовали вместо 4-х часового рабочего дня воспитанников ввести 8 часовой. Макаренко согласия не дал.

1935-1937 гг. – Макаренко на посту заместителя начальника Управления отдела трудовых коммун Народного Комиссариата внутренних дел Украины. На новом посту Макаренко стремится передать свой богатейший организационный и педагогический опыт детским и юношеским воспитательным заведениям.

Еще раньше – 1934 г. А.С. Макаренко был принят в члены Союза советских писателей. Читатели познакомились с такими произведениями, как «Марш 30-го года», «Педагогическая поэма».

В феврале 1937 г. А.С. Макаренко вместе с женой Галиной Стахиевной Салько-Макаренко переезжает на постоянное место жительства в Москву.

В письме к М. Горькому он писал: «Вы даже представить себе не можете, сколько у меня скопилось за 30 лет работы мыслей, наблюдений, предчувствий, анализов, синтезов. Жалко будет, если все это исчезнет вместе со мной».

За два с небольшим года А.С. Макаренко сделал столько, что иному писателю хватило бы на всю его жизнь. В Москве написаны «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей», роман «Честь», повесть «Флаги на башнях», очень важные в теоретико-методологическом плане статьи, киносценарии…

В 1939 г. за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской литературы А.С. Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

30-е годы – это годы массовых репрессий в стране. За две недели до смерти его спрашивали: «Во время прихода Деникина вы учительствовали. Какая у вас была политическая точка зрения?». Ответ: «Да, учительствовал, я был против деникинщины».

В макаренковедческой литературе неоднократно отмечалось, что вниманием исследователей и биографов А.С. Макаренко обойдены многие весьма трудные, острые, драматические события в жизни педагога.

В частности, пока нет ответа на вопрос, который волновал многих: почему в результате искренних и деятельных попыток тиражировать опыт колонии им. Горького и коммуны им. Дзержинского это не удалось ни самому Макаренко, ни его последователям? Мало подробностей, связанных с неудачей попыток объединения детский домов и трудовых колоний несовершеннолетних Харьковского округа в 1927-1928 гг. – этим А.С. Макаренко хотел вывести свои педагогические идеи, систему воспитания за рамки возглавляемых им учреждений. Практически «белым пятном» является судьба документов 1934 г., в которых педагог отстаивал проект детского трудового корпуса и т.д.

В последние годы А.С. Макаренко много выступал перед работниками народного просвещения. И вдруг в 1939 г. «завеса» молчания, его никуда не приглашают. Последнее публичное выступление состоялось в марте 1939 г. в Харькове.

В феврале 1939 г. А.С. Макаренко подал заявление о вступлении в Коммунистическую партию, заявление должно быть рассмотрено на собрании 4 апреля, но 1 апреля 1939 г. А.С. Макаренко скончался от разрыва сердца. Это была смерть в полном расцвете таланта, душевных сил. Хоронили его 4 апреля. Съехавшиеся из разных концов страны воспитанники Антона Семеновича в строгом молчании стояли у гроба, неслышно меняясь в почетном карауле. Здесь не стыдились слез, которые текли по щекам у взрослых людей с орденами за мужество и отвагу. Здесь говорили такие слова, которые стеснялись сказать ему лишний раз при жизни.

Вот что сказал один из его воспитанников, выведенный в «Педагогической поэме» как Аркадий Ужиков (истинная фамилия Тибун, в годы Великой Отечественной войны офицер Красной Армии, храбро погибший за свою Родину): «Я потерял сегодня отца. Мой отец по крови бросил мою мать, когда мне было четыре года… Антон Семенович ни разу в жизни не похвалил меня, он всегда меня ругал, даже в своей книге – «Педагогической поэме»… Но именно потому, что он всегда меня ругал, я стал теперь инженером. Уже после выхода из коммуны, когда я перечитывал страницы «Педагогической поэмы», его слова продолжали корректировать мои поступки, мою жизнь… Он глубоко верил в каждого из нас. Он умел найти и раскрыть в человеке самое лучшее, что есть в нем. Он был великий гуманист».

А.С. Макаренко похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле воздвигнут памятник – скульптура Цигаля, воспитанника А.С. Макаренко.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.