Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) о педагогике как науке и искусстве, цели и задачах воспитания






  • О сущности, цели и задачах воспитания.

К.Д. Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный знанием физиологии, психологии, философии и различных педагогических систем. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами.

Во второй половине XIX века вследствие множества открытий в области естественных наук шел процесс оформления знаний в научные системы. Особенно интенсивно это происходило в области физиологии и психологии, поскольку многие исследователи опирались на материалистическую философию. Разворачивались дискуссии по поводу становления наук, в том числе и о статусе педагогики.

К.Д. Ушинский, активно занявшийся научным обоснованием педагогических положений на основе достижений антропологических наук кXIX веку, естественно, не мог остаться в стороне от этой полемики. Опуская обширные аспекты участия Константина Дмитриевича в ней с отечественными и зарубежными педагогами, попытаемся выяснить его принципиальные позиции по этой проблеме.

По мнению Ушинского, любая наука в строгом смысле слова включает в себя такие компоненты, как предмет, методы исследования, факты, обобщение и выводы, категории, принципы и законы. Как уже было сказано, многие науки в XIX веке переживали процесс становления на новой, материалистической основе, в том числе и педагогика. На том основании, что педагогика как наука еще не сложилась, а в практической деятельности господствовал формализм, он утверждает, что педагогика – не наука, а искусство, самое сложное из всех искусств, самое высокое ибо призвано преобразовать человека к лучшему. Что же оно в себя включает?

Прежде всего, осознание, умение ставить в воспитании четкие педагогические цели. О каком педагогическом искусстве может идти речь, если педагог не знает, кого он хочет воспитать? Кем или чем определяются цеди воспитания?

Впервые в истории педагогической мысли Ушинский говорит о преднамеренном воспитании человека (в узком, тесном смысле) – педагогическом явлении, которое и является предметом педагогической науки (речь о влиянии школы, воспитателей, учителей) и о непреднамеренном воспитании – о влиянии семьи, государства, общества, улицы, социальной среды, природы, уровня развития науки, искусства на воспитание подрастающего поколения. Следовательно, цели воспитания определяются социально-экономическими условиями развития общества, тем, насколько потребности государства, общества в целом, отдельных людей трансформируются в этих целях воспитания и насколько это понимает учитель. Таким образом, Ушинский к пониманию педагогического искусства подходит не как к набору технологических приемов, а как к необходимости научного понимания цели воспитания как преобразующей деятельности в интересах общества и самой личности. Потребность государства и общества в совершенной личности, конечно, стимулирует развитие педагогики и как науки, и как искусства воспитания.

Составляющей педагогического искусства К.Д. Ушинский также считает средства воспитания. Одним из главных он называет изучение и знание человека во всех отношениях. Необходимо знать, каков человек в школе, дома, в обществе, каков он в отношениях с товарищами, наедине с собой, каков он в радости и горе, каковы причины его самых высоких и низменных побуждений. Он разный? Да! Признавай, понимай, что человек разный, противоречивый, вот тогда ты более правильно научишься выбирать и методы обучения и воспитания, а, значит, и результат воздействия будет лучшим. Таким сложным является предмет педагогической науки – воспитание человека, и без знания анатомии, физиологии, психологии, этики, эстетики, патологии, истории, географии разобраться в его сущности невозможно. Такая позиция Ушинского была одновременно важным шагом к пониманию педагогики как науки.

Основными признаками педагогического искусства, по мнению Ушинского, являются творческий педагогический опыт и педагогический такт. Изучение опыта бесспорно в становлении педагога, но не всякий опыт, утверждал он, выступает основой педагогического ис­кусства. Надо ориентировать учителя на тщательный анализ и своей собственной работы: какова связь между мерой заимствованного и применяемого опыта лучших учителей и полученными результатами, иначе никогда невозможно понять, следствием чего они являются. За­имствованный опыт следует «примерять», прежде всего, на себя, к своим личностным качествам, а также к особенностям своих учеников. При этом Ушинский отмечал, что передается и берется на вооружение не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Речь идет о творческом, критическом использовании педагогического опыта.

Можно четко определить цели, изучить человека во всех отношениях, и все эти атрибуты педагогического искусства одномоментно можно даже погубить при отсутствии умения чувствовать другого человека как себя; оно-то и составляет сущность педагогического такта, без которого педагогическое искусство немыслимо.

А теперь попытаемся осмыслить: так что же такоепедагогика в понимании Ушинского – наука или искусство?

Осмысление педагогической деятельности есть путь к теоретическому обоснованию педагогических проблем, оно необходимо, потому что педагогическая деятельность не может определяться хаотическими действиями и положениями. Теоретическое, научное осмысление педагогической практики опыта есть сфера науки, следовательно, педагогика по Ушинскому – наука. Практическое же использование научных знаний есть искусство, то есть педагогика, по Ушинскому представляет собою и науку, и искусство воспитания в их неразрывном единстве и взаимодействии.

Для учителя чрезвычайно важно, прежде всего, изучение законов развития личности, поскольку, но его словам, «практика без теории слепа», а «теория без практики мертва», практика без теории – это «знахарство в медицине».

В своей статье «О пользе педагогической литературы» и в Предисловии к труду «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский настаивает на необходимости глубокого изучения и знания педагогики и психологии, анатомии и физиологии, в том числе индивидуальных и возрастных особенностей личности воспитанника, его потребностей, мотивов, идеалов, интересов, способностей и наклонностей; чрезвычайно важно понимать его душу, а в – целом изучать закономерности психи­ческого, нравственною, физического развития личности с тем, чтобы научиться управлять этими сложными процессами, помогать ребенку преодолевать трудности и даже отклонения в становлении его лично­сти, в ее совершенствовании с помощью педагогически и психологи­чески адекватных методов и средств поставленным педагогическим целям и задачам.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, - учит великий педагог, - то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это, подчеркивает Ушинский, очень сложно для педагога, поскольку антропологические науки в XIX веке еще были в процессе становления, а сама педагогика вообще – в полном младенчестве – то тяжелое положение педагога было понятно. Но, несмотря на это, педагогика и педагог должны были черпать из этих наук правила для своей теоретической и практической деятельности.Поэтому Ушинский в условиях русской рутины и казенщины тогдашнего времени призывал русских учителей к постоянной связи с педагогической литературой, периодикой, которая пыталась освещать вопросы как теории, так и педагогической практики.

Все отмеченное выше позволяет сделать вывод, что Ушинский утверждает за педагогикой право называться наукой, поскольку она имеет научный аппарат, свой предмет, область изучения, цель, принципы и методы исследования, законы и закономерности учебно-воспитательного процесса, органическую связь с антропологическими науками, с педагогической практикой.

Теоретическое, научное осмысление педагогической практики, опыта есть сфера науки, следовательно, как уже отмечалось выше, педагогика, по Ушинскому, это – наука, и она должна стоять на фундаменте обширного круга «антропологических» наук, к которым отнесены анатомия, физиология, психология, логика, философия, история, география, политэкономия и др. В этих науках обнаруживается совокупность «свойств предмета воспитания, т.е. человека». Но особое место в их ряду занимает психология. Обладание педагогической наукой, полагал К.Д. Ушинский – мост для превращения процесса воспитания и обучения в искусство. В таком случае педагог из исполнителя правил перерождается в творца, созидателя личности, творчески применяющего методы, приемы, технологии организации учебно-воспитательного процесса и педагогического воздействия, адекватные педагогическим идеям и задачам обучения, воспитания и развития личности на основе реализации принципов природосообразности, системности, сознательности, наглядности и др.

Что касается взглядов К.Д. Ушинского на сущность, цель, и задачи воспитания, то следует отметить, что воспитание он рассматривает как социальное, общественное явление, присущее только человеческому обществу. В статье «О пользе педагогической литературы» Ушинский пишет, что воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека; само поня­тие воспитания есть создание истории; в природе его нет. Кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке: каким же образом может она отказаться от мысли, от осознания истины, от обдуманности плана?

Цели и задачи воспитания Ушинский выводит из общественного бытия, рассматривая и само воспитание как целеустремленный, сознательный процесс подготовки гармонически развитой личности. Человек должен быть совершенным, физически, умственно и нравственно развит. В ряду задач воспитания, таким образом, он называет умственное, физическое, трудовое воспитание, при этом приоритетным считал нравственное. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, чем…наполнение головы познаниями».

б) К.Д. Ушинский о нравственном воспитании (о патриотическом и гражданском воспитании, о принципе народности воспитания, о роли труда в формировании личности)

Нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно развивать в ребенке лучшие черты и качества личности: гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной деятельной любви к Родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагоги­ческой системы - народностью. Любовь к Родине, писал Ушинский, – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отноше­ние к ним. Протестуя против слепой, палочной дисциплины, Ушинский писал: «В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале – на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, к классной скуке и лицемерию». Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки.

Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, необходимо иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией, которую он считал основой морали.

Он отводил в нравственном воспитании главное место граждан ским задачам – подготовке деятельного, проникнутого чувством обще­ственного долга гражданина своего отечества.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются: 1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравст­венное воспитание учащихся; 2) личный пример учителя. По его образному выражению, «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»; 3) убеждение которому он придавал очень большое значение; 4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт); 5) меры предупреждения и 6) поощрения и взыскании.

В основе педагогической системы К.Д. Ушинского лежит и идея народности, которая была заложена еще в трудах зарубежных и русских просветителей. Они пытались дать определение содержанию по­нятий «народность», «народность воспитания и обучения», составными компонентами которых они считали любовь к народу, Отечеству, родной земле, родному языку, а главное – предоставление права наро­ду учиться грамоте и овладевать культурой. В статье «О народности в общественном воспитании» раскрывается сущность, структура, содержание понятия «народность».

К.Д. Ушинский под «народностью» понимал своеобразие каждого народа, его опыта жизни, мыслей, его чувств, обусловленных историческим развитием, географическим и природным окружением, климатом. Составными элементами народности в воспитании Ушинский считал:

- передачу дела народного образования в руки самого народа,

- необходимость всеобщего образования народа, его доступность для всех слоев населения,

- обучение на родном языке,

- изучение родной истории, литературы, культуры своего народа,

- создание отечественной русской педагогической науки с учетом своеобразия развития страны, народа, уровня его культуры, а также с учетом достижений мировой культуры и педагогики.

Воспитание, по мнению Ушинского, призвано, прежде всего, развить у детей глубокую любовь к Родине, народу, чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам, но чуж­дое шовинизму. Великому педагогу была присуща глубокая вера в творческие силы своего парода. У каждого народа, утверждал он, есть свой замечательный и своеобразный опыт воспитания. Он писал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание. Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ – с ним родилось, с ним выросло, отразило всебе всю его историю, все его лучшие и худшие качества». Источник народности Ушинский видел в са­мом народе, у которого есть чему поучиться. «Не забудем, – подчеркивал он, – если мы многому хотим учить простой народ, то есть и мно­гое, чему мы сами от него научились. Не забудем, что этот народ соз­дал тот язык, глубины которого мы до сих пор еще не могли измерить, что этот простой народ создал ту великую державу, под сенью которой мы живем».

Родной язык Ушинский считал центральным предметом школьного образования, главным источником и средством гармонического развития человека, его духовности, «удивительным педагогом», «великим наставником рода человеческого», всесторонним выражением духов­ной жизни человека. Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредничество отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной через посредство той ее среды отечественного языка». По мнению Ушинского, в языке одухотворяется весь народ, вся его жизнь. «Язык – это цемент, в котором связано прошлое, настоящее и будущее народа. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ..., отнимите у народа все, и он все может воротить, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его; даже новую Родину может создать народ, но языка – никогда; вымер язык в устах народа – вымер и народ».

Выступая защитником родного языка и прав каждого народа на свой родной язык, Ушинский с исчерпывающей полнотой показал его педагогическую значимость как величайшего народного наставника, учившего народ тогда, «когда не было еще ни книг, ни школ... Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколе­ние усваивает в то же время чувства тысяч предшествовавших ему поколений». На «Родном слове» и «Детском мире» Ушинского, в которых были помещены блестящие образцы народного творчества, классические образцы народной педагогики – сказки, пословицы, поговор­ки, написанные простым, но красочным и ярким языком, воспитывались целые поколения русской молодежи. По мнению Ушинского, «язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни», результаты жизни каждого поколения остаются в языке – в наследие потомкам».

Обучение на родном языке идет легко и гладко, и то, что выучено на языке матери, ребенок хорошо понимает и ясно может выразить. Образованный народ вкладывает в свою литературу драгоценные сокровища мысли, науки, опытов и для того, чтобы можно было черпать из нее полными руками, нужно помимо родного языка изучать языки других народов. Язык является ключом к сокровищнице знания. Кто этого ключа не имеет, для того она закрыта. Итак, мы видим, что, являясь истинным сыном русского народа, К.Д.Ушинский высоко ценит изучение родного языка, дабы облегчить путь к сокровищам науки и культуры других народов. Как море нуждается в потоках чистой и свежей воды рек, впадающих в него, так и культура каждого народа нуждается и пополняется элементами культуры других народов, а это вносит новые и свежие струи в народное воспитание, но не механиче­ское и некритическое их использование (как это предлагается, к сожалению, сегодня отдельными учеными), а творческое, с учетом особенностей нашей страны, ибо, подчеркивал Ушинский, «чужим ключом своей двери не откроешь».

Принцип народности в педагогике, по его мнению, является ве­дущим и универсальным, более того, присутствием и степенью использования его можно судить о совершенстве или несовершенстве системы образовании и воспитания в целом. По мнению К.Д. Ушинского, система воспитания должна быть взращена на почве истории народа, его культуры. Чувство народности так сильно в каждом, что даже в самом последнем злодее оно гибнет последним, утверждает Ушинский. Взглянув на людей, живущих на чужбине, убеждаешься, как живуча народность. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития: «Народ без народности – тело без души». К.Д. Ушинский отмечает, что народность в общественном воспитании должна опираться на связь с историей, культурой, внутренней жизнью народа, а также с семьей и семейным воспитанием, ибо истоки воспитания идут из се­мьи, и всю жизнь человек, уже будучи взрослым, связан со своей семьей невидимыми, но крепкими нитями. К сожалению, в наше время эта функция семьи значительно стерлась. 70% разводов говорят не в пользу семейного воспитания.

Огромное значение в воспитании Ушинский придавал, естественно, народной педагогике, устному народному творчеству, фольклору – народным сказаниям, сказкам, былинам, народным песням, пословицам, поговоркам, загадкам как истоку научной педагогики, в которой заложены идеал и задачи, принципы и методы воспитания. Опыт использования народной педагогики как средства воспитания продолжа­ет сохранять актуальное значение и сегодня. Народная педагогика – это сокровищница патриотического воспитания в сложных современных условиях.

У каждого народа – свой идеал, свои ценности – Родина, язык, семья, труд, обычаи, нравы, традиции, но многое в них схоже и своеоб­разно, специфично; у каждого – своя многовековая история, свои кор­ни, их надо знать, изучать, уважать, беречь. И в этом велика роль педагога-воспитателя. Учителя и воспитатели, классные руководители-энтузиасты страны и нашего Алтая начали создавать интересный опыт но формированию у учащихся этнокультуры и даже целостной систе­мы воспитательной работы школы на её основе. Разработчики региональных концепций образования и воспитания видят выход в возрождении и развитии национального сознания, чувства, образа жизни, а – цель не вообще в воспитании гражданина, а Гражданина России, истинного патриота Родины. Вот почему необратимым становится движение к воспитанию на лучших народных и педагогических традициях, а приоритетными задачами региональной системы воспитания – те, которые направлены на формирование уважения к предкам, привязанности к земле, месту своего рождения, любви к России как единению рас, стремления изучить самобытную национальную культуру. Это и будет способствовать просветлению детской души. Есть надежда, что вместе с детьми мы обретем национальное самосознание и историческую память, не прервем нить традиций, сохраним целомудренное отношение к Отечеству, данному нам судьбой, завещанному предками.

Создается система работы и авторские программы по творческому использованию материалов народной педагогики в школах Алтайского края: «Наши истоки», «Древо жизни», «Мой дом», «Семейные праздники», «Русская горница», «Бабушкин сундучок», «Русские ремесла», «Возрождение» и другие.

Важным условием эффективности воспитания с учетом особенностей народной педагогики, на наш взгляд, в совре­менных условиях усложнения межнациональных взаимоотношений в нашей стране становится организация учебно-воспитательного процесса в школах и вузах в духе диалога культур (М.М. Бахтин, В. Библер и др.). Диалог культур при этом выполняет функцию прин­ципа историзма, исторического подхода к содержанию образования и воспитания, единства общечеловеческих и национальных начал.

В диалоге культур проявляется сохранение чувства собственного достоинства и достоинств другой национальной культуры, когда из нее берут все лучшее и отметают худшее, приходят в конечном счете к синтезу общечеловеческой культуры, а на переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к истокам, корням, культуре, ко всему тому, что характеризует его самобытность. Сегодня вновь стала актуальной идея возрождения России как много­национального государства, её многонациональной народной культуры, национальной школы, осознание своих национальных корней и умелое использование этого духовного богатства в воспитании и обучении молодого поколения. Тем более это необходимо в связи с тем, что золотые россыпи народной педагогики пока мало еще используются в современной учебно-воспитательной практике, не закладывает эти основы и современная семья. (Об этом свидетельствуют наши наблю­дения и с горечью констатируют многие исследователи). Тем самым обедняется воспитательный процесс, его демократическая и гумани­стическая направленность, а главное - формирование общечеловеческих ценностей в современном молодом поколении сводится на нет.

Таким образом, обращение к народности имеет огромное воспитательное значение, потому что ценности народного творчества непреходящи, а непреходящи они потому, что общечеловечны и интернациональны. Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том, что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры, а его идеи прорастают в человеке через колыбельную песню, сказку, мудрую пословицу и поговорку, загадку нужными обществу качествами Гражданина, патриота.

Одна из значимых работ К.Д. Ушинского – статья «Труд в его психическом и воспитательном значении». В ней Константин Дмитриевич, анализируя в истории цивилизации факты, показывает, как много теряет человечество от недооценивания труда как важнейшего фактора развития психики человека и воспитания многих его нравственных качеств. Так, например, одной из важных причин гибели Римской империи, поражения Южных Штатов Америки в войне с Северными он считает тот уклад жизни, тот образ мыслей, в котором не только отсутствовал труд как таковой, но считалось позором даже говорить о нем, поскольку все держалось на эксплуатации труда рабов. В условиях отсутствия необходимости трудиться человек, по мнению Ушинского, становится рабом такой жизни, источником лени, когда человек опускается до детских прихотей. То же происходит и в частной жизни, когда отец, в поте лица добывающий средства для своих детей, чтобы они не испытывали затруднений, сам того не понимая, губит их счастье, сводя его к материальным ценностям.

По мнению Ушинского, удовлетворение материальных потребностей человека должно сопровождаться еще большим ростом духовных потребностей. Государство, в котором труд перестает быть потребностью и важнейшей ценностью, так же, как и отдельная личность, рано или поздно обречены на гибель.

Создание материальных благ – это результат внешней стороны труда, они составляют человеческое достояние. Но создавая материальные блага, человек вкладывает в личный труд свои усилия: преодолевает трудности, переживает, то есть вкладывает свою духовную энергию. Это то, что составляет внутреннюю силу труда. Вот эта внутренняя, животворная сила труда и является источником формирования лучших нравственных качеств, в первую очередь, такого стержневого, как чувство собственного достоинства человека. Ушинский говорит о том, что материальные плоды трудов можно купить, отнять, продать, а животворную силу, которую можно добыть лишь в личном собственном труде, невозможно купить за все золото Калифорнии. Она остается с тем, кто трудится. Без личного труда человек не идет вперед, он даже не стоит на месте, он движется назад. Воспитатели, родители должны понимать, что воспитать человека – означает внушить ребенку серьезный взгляд на жизнь, подготовить его к труду жизни. Серьезная задача, по убеждению Ушинского, состоит не только в воспитании уважения к труду, но и в воспитании привычки к нему, в правильном определении видов труда, жизненного пути, что поможет личности состояться в творческой деятельности.

Вместе с тем, и это самая важная идея К.Д. Ушинского о труде, он утверждает, что не всякий труд развивает и воспитывает; он способен низвести человека до уровня животного. Одухотворяющее воздействие оказывает только труд свободный. Свободным называется такой труд, на который человек сам решается по своему желанию, по осознанию его необходимости не только для себя, а и для других. Благотворное воздействие на духовное развитие человека оказывает труд, имеющий нравственную направленность, стремление достичь «истинно человеческие цели» – цели постоянного самосовершенствования. Чем больше в государстве людей образованных, высоконравственных, тем результативнее решаемые проблемы и в семье, и в государстве. К.Д. Ушинский говорит о необходимости воспитания в разных видах труда: умственном, физическом, личном, об умении их чередовать, поскольку один вид является отдыхом от другого, и наоборот.

Рассуждая о том, что умственный труд тяжелый, и к нему надо готовить детей систематически и постепенно, Константин Дмитриевич глубоко обосновывает понятие «учебный труд».

К.Д. Ушинский подчеркнул важное значение воспитания привычки трудиться. «Мечтать легко и приятно, но думать – трудно». К.Д. Ушинский определил следующие принципы трудового воспита­ния: посильность, постепенность, чередование видов деятельности, помощь в преодолении трудностей. К.Д. Ушинский протестовал про­тив «потешающей педагогики». «Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли». Обучение должно носить деятельностный характер, задача учителя - не учить, а только помогать учиться. Педагог «...приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются». Это является условием развивающего обучения. Труд ребенка должен быть серьезен и тяжел, потому что только через преодоление трудностей осуществляется развитие чело­века, только преодоление трудностей позволяет испытать радость и удовлетворение от выполняемой деятельности, ощутить свой рост и продвижение вперед.

Слова К.Д. Ушинского о том, что «возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» сохраняют свою актуальность во все времена и особенно в современных условиях, когда трудовому воспитанию, к сожалению, не уделяется должного внимания ни в семье, ни в школе.

в) Дидактические идеи К.Д. Ушинского (сущность процесса обучения, содержание образования, принципы и методы обучения, требования к уроку)

Огромен вклад К.Д. Ушинского в важнейшую составляющую педагогики – дидактику. Несмотря на то, что специального руководства по дидактике он не успел завершить, его идеи, высказанные им в работах «Руководство к преподаванию но «Родному слову», «Педагогиче­ская поездка по Швейцарии», а также в подготовительных материалах к его фундаментальной работе «Человек как предмет воспитания», составляют стройную дидактическую систему. Им четко определены сущность обучения и его задачи, дано глубокое их психологическое обоснование, сформулированы правила успешного обучения (принципы), определяющие новые подходы к содержанию и методам обучения, а также требования к уроку и учителю.

Рассматривая обучение как могущественный фактор воспитания личности, К.Д. Ушинский показал, что в школе его времени оно не решало и не могло решать такой сложной задачи, как воспитание со­вершенной личности потому, что народных школ было мало, а людей, заинтересованных в этом, еще меньше. Для государства эта задача также не была первостепенной.

Ушинский говорит о том, что не надо быть большим психологом, чтобы понять, что метода бессмысленного заучивания букв, слогов не дает пищу детскому уму и в то же время не позволяет ему заняться чем-либо другим. Слабый детский ум находится в оцепенелом состоянии по нескольку часов в день круглый год, а иногда и больше, в период сильнейшего развития организма, не имея других ощущений, кроме страха получить побои. Именно поэтому, считает он, «наши грамотники-крестьяне… показывают менее природного ума и развития, чем те, которые развивались...вне школы; между нашими простонародными грамотниками и писарями...часто встречаются люди, страшно тупые и в то же время безнравственные».

Никто, кроме Ушинского, не высказал мысли о том, что не всякое обучение развивает личность; неправильно организованное, оно спо­собно притуплять, тормозить развитие личности. Здесь заключена и важная мысль о вреде полузнания, полуобразованности, которые являются основой для возникновения таких омерзительных качеств че­ловека, как самодовольство, неуважительное отношение к людям не­грамотным, которые составляли тогда большинство простого народа России. Каким должно быть обучение? Какие задачи оно должно решать? На эти вопросы Константин Дмитриевич ответил очень четко. Развивая идеи классиков педагогики об обучении как совместной деятельности учителя и ученика, направленной на овладение знаниями, умениями, на развитие возможностей познания ребенком мира, он углубил это определение важной характеристикой: обучение должно быть подобным научному поиску ученого. По его мнению, ученый стоит на вершине пирамиды, а ученик – у её основания. Ученик на вершину пирамиды (знаний) должен подниматься под руководством учителя, отыскивая истину, как и ученый. Учитель постоянно должен иметь в виду две цели: формальную (развитие умственных способно­стей ученика, его наблюдательности, памяти, воображения) и матери­альную (овладение фактическими знаниями), при этом не увлекаться ни одной из них настолько, чтобы забывать о другой, Ушинский утверждал единство «формальной» и «материальной» теории образования в их осуществлении.

Большая заслуга К.Д. Ушинского в том, что он научно обосновал высказанные им положения, опираясь на новые в тогдашней физиоло­гии и психологии открытия (развитие в деятельности), обогатив идею природосообразного обучения и воспитания. Он утверждал, что развитие ребенка возможно только в посильной для него деятельности. «Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, а тогда, когда оно совершенно серьёзно занимается увлекающим его делом... Заметьте, что после веселья дети непременно скучают, или что за сильным смехом почти всегда следуют слезы, тогда как самостоятельная деятельность оставляет душу в нормальном, здоровом состоянии», – писал он в своей педагогической антропологии («Человек как предмет воспитания»).

Организовать посильную для ребенка деятельность непросто. По Ушинскому, надо хорошо владеть знанием основных видов и закономерностей развития психических процессов и состояний развивающегося ребенка: восприятия, памяти, внимания, мышления и др. При этом надо иметь в виду, что учитель должен знать их не как таковые, а использовать педагогические возможности психологии. Это означает, что задача состоит не только в изучении и учете психических (возрастных или индивидуальных) особенностей ребенка, а в их развитии в процессе обучения.

Такое понимание обучения и его задач, а также основного педагогического закона – природосообразности – позволило Ушинскому по-новому посмотреть на все принципиальные положения дидактики, ранее разработанные классиками педагогики. Так, наглядность рассматривается им как единство конкретного и абстрактного, она может быть внешней (предмет, картинка, макет) и внутренней (яркое словес­ное описание события). Прочность также рассматривается как единство фактического и логического.

Не употребляя термин «принцип», он назвал десять правил успешного обучения, на основе которых в дальнейшем и были разработаны со­временные принципы обучения. Это – полезность, нравственность, постоянство, твердость, ясность, своевременность, постепенность, органичность, самодеятельность, сообразность с силами учащихся. К.Д. Ушинский не только теоретически обосновал новую парадигму обучения, смысл и назначение которой – обучать, воспитывать, разви­вать. Он показал, как все это можно реализовать на практике, что на­шло отражение в созданных им учебных книгах «Родное слово», «Детский мир» и руководствах к ним. По ним и можно судить, как тщательно воплощались в жизнь идеи народности, научности, посильности, основательности, сознательности, прочности, как построить обучение так, чтобы в центре был ребенок с его возможностями, чтобы обучение было трудом, но трудом, полным мысли, а не забавой, как терпеливо и постепенно надо формировать в детях способность к умственному труду, чтобы воспитать совершенную личность, о которой так мечтал великий педагог.

В его работах выкристаллизовываются и требования к хорошему уроку. По мнению Ушинского, учителем должна быть четко определе­на цель урока, а в связи с этим – необходимо рельефно преподнести основную мысль, основной факт, раскрывающие эту цель. Необходимо уметь логически «привязать» новые факты и мысли к уже укоренив­шимся. Критерием учительского достоинства К.Д. Ушинский считал умение вовлечь в активную работу на уроке как можно большее число учащихся, сочетать коллективные формы работы с индивидуальной. Именно на уроке должно быть достигнуто осмысленное и прочное овладение знаниями, а для этого большое внимание необходимо уде­лять организации самостоятельной работы учащихся. На уроке должен быть образцовый порядок, ибо, по Ушинскому, «внимание – та единственная дверь, через которую все входит». Приучить детей держать эту дверь открытой – в этом состоит задача учителя. О развитии произвольного внимания у детей надо постоянно заботиться, поскольку оно сокращает протекание всех других психических процессов, Соблюдение всех этих положений требует тщательной подготовки учителя к уроку. Ушинским было положено начало типологии уроков, в частности, таких как повторительно-обобщающие, письменные работы (сочинения) и др. Им разработаны и методы обучения, которые мы сегодня именуем «активными». Большой интерес представляют учебные книги К.Д. Ушинского.

Ушинский составил две учебные книги, для начального обучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, на­чиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни; «Детский мир» – для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обуче­ния), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии.

Обе эти учебные книги являются образцом по богатству содержания, совершенства языка и методики. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России (первая часть «Родного слона» выдержала около 150 изданий). На этих книгах воспитывалось несколько поколений учащихся. Книги послужили примером, по которому составлялись учебные книги для детей других народов России: например, учебные книги на грузинском языке – известным грузинским педагогом Я.С. Гогебашвили (последователем Ушинского) и другими, а также в ряде славянских стран (например, в Болгарии).

Кроме тщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказок и т.п.) и небольших рассказов нравственно­го содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т.п., которые отличаются замечательной про­стотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образ­ностью изложения. Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в две-три строки на какую-либо нравственную тему, например:

«Хромой и слепой. Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи – и оба перешли благополучно».

Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать.

Простота, образность и эмоциональность изложения, разнообра­зие и богатство материала (из художественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элемента, раз­нообразие и богатство упражнений – таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушин­ский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Коль­цова, Никитина и других русских писателей.

Ушинский считал учебник «фундаментом хорошего преподава­ния». Оценивая существовавшие в то время в России и Западной Европе учебники, Ушинский указывал два основных их недостатка: бедность фактического материала (фактов, имен, дат) при наличии больших обобщений и, наоборот, эмпирический характер: обилие фактов, обременяющих память при бедности обобщений и идей. Все дидактические рекомендации К.Д. Ушинского продолжают сохранять свою значимость и актуальность и в современных условиях, как об этом свидетельствуют современные учебники по педагогике.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.