Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческий путь К.Д. Ушинского






 

К.Д. Ушинский родился в Туле, 19. II. 1824г. в семье мелкопоместного дворянина. Детство провел вблизи Новгород-Северска, бывшей Черниговской губернии, в небольшом имении своих родителей.

1835-1840гг. – учеба в Новгород-Северской гимназии.

1840-1844гг. - Ушинский студент Московского университета юридического факультета.

1844-1846гг. – магистратура Московского университета.

1846-1849гг. - в возрасте двадцати двух лет был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (специальный цикл административных дисциплин, экономики и права) в Ярославском юридическом лицее.

Молодежь тянется к Ушинскому. На его лекциях аудитории переполнены. Это вызывает подозрение начальства: «О чем молодой профессор беседует с молодыми людьми?» Царское правительство крайне обеспокоено возможностью проникновения революционных идей из-за рубежа в Россию. Усиливается надзор за профессорами и студентами, чем крайне был возмущен Константин Дмитриевич, категорически отказавшись представлять тексты своих лекций цензорам, за что и был уволен. Оказавшись без работы и средств к существованию, он вместе с семьей переезжает в Петербург и в течение шести лет служит чиновником в государственном департаменте. Но ему хотелось работать на педагогическом поприще, и когда такая возможность представилась, он с 1854 года по 1859-й работает в должности учителя русской словесности, а затем инспектора Гатчинского сиротского института (под Петербургом), где зарекомендовал себя как талантливый педагог-реформатор. Случайно обнаружив здесь богатую педагогическую библиотеку и углубившись в изучение трудов педагогов-классиков, Константин Дмитриевич определился и как профессиональный педагог-практик, и как ученый-исследователь.

Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1854 – 1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей – «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др., которые прославили его имя.

Благодаря своим педагогическим трудам К.Д. Ушинский становится широко известным российской педагогической общественности. Его приглашают на работу в качестве инспектора в Смольный институт благородных девиц (1859-1862гг.). За время пребывания в нем ему удалось провести кардинальные преобразования, как в режиме работы института, так и в организации учебно-воспитательного процесса этого закрытого учебного заведения. Был введен новый учебный план, главными предметами в котором были русский язык и отечественная литература. В процессе обучения широко применялась наглядность, опыты на уроках физики. В качестве преподавателей были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе – В.И. Водовозов, по географии – Д.Д. Семенов, по истории – М.И. Семевский и др. В институте были введены регулярные заседания педагогического совета, введены каникулы для воспитанниц, разрешены встречи их с родителями, последний класс сделан педагогическим, открыто было отделение для детей обедневших дворян, организована воскресная школа для неграмотных служащих института.

В это время Ушинским была составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» в 2-х частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.

Ушинский редактировал в 1860 – 1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал. Сам Ушинский в эти годы поместил в этом журнале несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

Однако вскоре после отмены крепостного права (1861 г.) в России усиливается реакция. Усиливается травля К.Д. Ушинского со стороны начальницы института, законоучителя-священника и уволенных им недобросовестных учителей. Обвинения в безбожии и неблагонадежности послужили поводом для отстранения его от активной, плодотворной деятельности и отправки его в заграничную командировку, которая им самим была охарактеризована как замаскированная ссылка.

К.Д. Ушинский пробыл за границей пят лет. За это время он изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней. Подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания» и собрал материалы к третьему тому большого и важного научного труда. Тяжело больной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился сделать как можно больше и работал, напрягая все свои силы. Нельзя равнодушно читать строки письма К.Д. Ушинского, написанного им незадолго до смерти барону Н.А. Корфу, известному впоследствии методисту: «…Дай же бог Вам долго и успешно бороться на том поприще, с которого я уже готовлюсь сойти, измятый и скомканный! Дай бог Вам принести гораздо более пользы, не только более того, чем я принес, но даже более, чем я мог бы принести под другим небом, при других людях и при другой обстановке».

После возвращения в Россию (1867 г.) он прожил недолго. Умер в 1870 году в возрасте сорока шести лет. Вся жизнь и деятельность его – яркий образец беззаветного, самоотверженного служения своей Родине, своему народу. Высоким гражданским смыслом он наполнил такие понятия, как Родина, Отечество, народ счастье народа, будущее народа, язык народа, свободный труд, народная школа, народный учитель. В книге «Детский мир» он писал: «Наше отечество, наша родина – матушка – Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней все для нас родное, в ней говорят родным нам языком, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина».

К.Д. Ушинский, не разделяя взглядов революционеров-демократов о революционном переустройстве России, верил в возможность преобразования жизни страны к лучшему мирным путем, через просветительские реформы. Педагог-демократ призывал царя дать образование народу и тем был опасен для самодержавия. Царские сатрапы травили К.Д. Ушинского при его жизни, не прекратив этого грязного занятия и после его смерти. Запрещены были популяризация его идей, его книги, однако учителя тайно переписывали и изучали его работы.

Большого труда, хлопот стоило дочери Константина Дмитриевича Вере Константиновне получить разрешение Министерства народного просвещения, чтобы в 1901 году в школе, открытой по завещанию на его средства, повесить портрет отца. С трудом добилась она разрешения «допустить в этой школе в качестве учебника «Родное слово» К.Д. Ушинского».

К.Д. Ушинский по праву признан просветителем-демократом, истинным патриотом Родины, основоположником народной школы. Он автор замечательных учебных книг, по которым многие десятилетия обучались миллионы людей России.

Трагически короткой, полной великих свершений, драматических обстоятельств и горьких разочарований была жизнь и педагогическая деятельность русского педагога-классика К.Д. Ушинского. Его имя уже при жизни в сознании учителей было окружено ореолом славы и признания «учителем русских учителей». И сегодня вряд ли можно найти проблему в народном образовании, которой не касался бы и не исследовал в своих трудах великий русский педагог XIX века.

За двадцать шесть лет творческой деятельности он создал огромное педагогическое наследие, которое составляет одиннадцать томов собрания педагогических сочинений, имеющих актуальное значение и для развития самой педагогической науки, и для решения современных практических задач школы. Как основоположник научной педагогики в России фундаментальными проблемами он считал (и дал на них ответы) прежде всего понимание педагогики как науки и искусства воспитания, обоснование ее основных принципов – народности, демократизации и гуманизации воспитания, рассмотрение предмета воспитания – человека с позиций антропологии. На их основе им разработаны такие глобальные педагогические проблемы, как роль труда в психическом и нравственном становлении личности, важнейшие аспекты дидактики как составной части педагогики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.