Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурные преобразования в экономике






Либерализация, финансовая стабилизация и приватизация, согласно стратегии рыночных реформ, должны дать импульс структурной перестройке, обеспечивающей более высокий, чем в плановой экономике, уровень эффективности производства, а также способствовать выявлению и реализации сравнительных конкурентных преимуществ национальной экономики. Пассивная фаза структурной перестройки на практике трудно отделима от тенденции разрушения экономического потенциала. Это фаза структурного кризиса, когда начинают быстро развиваться те сектора, чьи функции в плановой экономике заменялись государственным распределением – торговля и финансовые институты (банки, инвестиционные и страховые компании); финансовые рынки (кредитный, валютный, фондовый, государственных и корпоративных ценных бумаг). Торговля и финансы формируют рыночные механизмы перелива и мобилизации капиталов, необходимые для трансформации накоплений в инвестиции. Для перехода к активной фазе структурной перестройки требуется наряду с низкой инфляцией и развитой финансовой инфраструктурой налаживание корпоративного управления после формального акта приватизации – четкое разграничение прав собственников (акционеров), с одной стороны, и менеджеров, с другой.

В этой связи особое значение приобретают скорость и качество институциональных преобразований, то есть изменений в экономических отношениях между участниками хозяйственной жизни, а также полнота правового оформления этих отношений и др. Эти преобразования должны создать необходимые предпосылки для эффективных инвестиций, направляемых на технологическое перевооружение, обновление структуры экономики.

Структурная перестройка российской экономики требует промышленной политики, которая учитывала бы различие отраслей в соотношении передовых технологических рубежей и исходных возможностей. Концепция среднесрочной программы правительства РФ выделяет основные направления промышленной политики по трем группам отраслей.

1. Экспортоспособные отрасли добывающей промышленности, прежде всего нефтяная, газовая, лесная. Политика в отношении этих отраслей предполагает их самостоятельное развитие на основе самофинансирования и естественной диверсификации в форме вложений в смежные перерабатывающие производства и производства соответствующего оборудования и материалов. Целесообразно привлечение отечественных и иностранных стратегических инвесторов.

2. Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для внутреннего и мирового рынка, но нуждающиеся для этого в государственной поддержке (гражданская авиация, космос, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, станкостроение, электроника, СВЧ- и лазерная техника). Учитывая незначительность имеющихся финансовых ресурсов, сфера прямого государственного финансирования будет ограничиваться приоритетными проектами (производство гражданской авиатехники, создание объектов атомной энергетики, космическая деятельность, энергетическое машиностроение и электротехника), обеспечивающими вывод и закрепление на мировом рынке российских товаров и услуг. В традиционно поддерживаемой государством сфере производства вооружений приоритет отдается поддержке производителей продукции «двойного назначения».

3. Отрасли со значительным техническим отставанием и не способные в короткие сроки выйти на внешние рынки, но за которыми нужно сохранить большую долю внутреннего рынка (радиоэлектроника по отдельным направлениям, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность). Основные методы промышленной политики для этих отраслей – защитные импортные тарифы и сертификация импортируемой продукции в пределах, допускаемых международными нормами, последовательно снижаемые в течение времени, необходимого для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек. В этих отраслях должны быть созданы благоприятные условия для иностранных инвестиций, особенно для тех, которые приносят с собой новые технологии и опыт управления сберегающих технологий. Во-вторых, вещественное наполнение прироста состоит, в основном, из продукции тех отраслей, которые определяют технологический прогресс и обслуживают потребности человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.